Курсовая с практикой на тему Проблемный урок технологии в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 5
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 7
1.1 Сущность понятия «проблемное обучение» и
особенности его организации в начальной школе. 14
1.2 Содержание уроков технологии в соответствии с
ФГОС НОО.. 7
2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ. 21
2.1
Диагностика готовности педагогов к реализации проблемного обучения и
осознанного отношения младших школьников к проблемной ситуации. 21
2.2 Фрагменты
уроков с использованием проблемных ситуаций на уроках технологии в начальной
школе. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 37
Введение:
На
современном этапе развития обществу нужен такой человек, который будет способен
принимать самостоятельные решения, владеть разнообразными способами получения
знаний, готов к сотрудничеству с другими людьми, стремиться к самообразованию.
Поэтому актуальность данной темы исследования обусловлена проблемой поиска
такой технологии обучения, которая была бы направлена на то, чтобы ученики были
активными участниками процесса обучения, самостоятельно решали познавательные
задачи, а не пассивно воспринимали учебную информацию. Значительное число ученых
[4; 5; 15; 17; 21] признают такой технологией технологию проблемного обучения,
которая, по их мнению, лучше всего подходит для раскрытия потенциала
обучающихся. Проблемное обучение ориентировано на формирование и
развитие способности к творческой деятельности и потребности в ней, то есть оно
более интенсивно, чем традиционное обучение, влияет на развитие творческого
мышления учащихся.
Проблемное обучение рассмотрено в работах таких
авторов как Дж. Дьюи, А.М. Матюшкина, В. Оконь, М.И. Махмутова, и др.
Организации проблемного обучения на уроках
технологии в начальной школе посвящены работы Т.Е. Бацаевой, А.В. Бычкова, Ю.А.
Лось, Н.В. Матяш, Н.А. Семенович, В.Д. Симоненко и др.
Уроки технологии обладают значительным
потенциалом для реализации проблемного обучения учащихся, поэтому их
развивающий потенциал сложно переоценить. В рамках технологии как учебного
предмета учащиеся знакомятся с технологической культурой и культурой труда,
получают практические знания и умения, что обеспечивает их готовность к
адаптации в условиях постоянно изменяющейся окружающей среды, активному участию
в ее преобразовании и самореализации в ней.
В связи с вышеизложенными аргументами, проблемой данного исследования
является реализация методических условий проблемного обучения на уроках технологии
в начальной школе.
Объект исследования:
процесс обучения технологии младших школьников в начальной школе.
Предмет исследования:
проблемный урок как форма организации обучения технологии младших школьников.
Цель исследования:
изучить проблемный урок как форму организации обучения технологии младших
школьников.
Задачи исследования:
1. Определить
сущность понятия «проблемное обучение» и особенности его организации в
начальной школе.
2. Рассмотреть
содержание уроков технологии в соответствии с ФГОС НОО.
3. Выполнить
диагностику готовности педагогов к реализации проблемного обучения и
осознанного отношения младших школьников к проблемной ситуации.
4. Представить
фрагменты уроков с использованием проблемных ситуаций на уроках технологии в
начальной школе.
Методы исследования: анализ
психолого-педагогической литературы, эксперимент, анкетирование, наблюдение,
беседа.
База исследования: 3
класс МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» (г. Хабаровск).
Заключение:
Итак, в условиях существующей образовательной системы одним из
эффективных рычагов, с помощью которых учитель может активизировать учебную
работу учащихся, формировать у них положительную учебную мотивацию, является
использование проблемного обучения.
Под проблемным обучением обычно понимают обучение,
протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных
целях проблемных ситуаций.
Использование технологии проблемного обучения способствует
формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять
полученные знания в учебной деятельности.
Проблемное обучение дает положительные результаты
посредством общения между учителем и учеником. При таком стиле общения возможна
свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками. При этом весь процесс
осуществляется при пристальном и доброжелательном внимании учителя к
мыслительному процессу школьника. От того, как учитель сумеет организовать
познавательную деятельность, зависит уровень знаний, интерес детей к учебе,
стремление к самообразованию. То есть их интеллектуальное развитие. И конечно,
такая деятельность должна быть систематической, чтобы в итоге стать успешной,
что убедительно доказывает современная психология и педагогика.
При этом мы отмечаем, что именно уроки технологии дают
исключительные возможности прививать интерес к творческим поискам, воспитывать
в детях желание искать новые, лучшие пути выполнения порученного дела.
Действительно, поиск лучших способов решения реально стоящих задач и освоение
на практике разнообразных технологий являются важными составляющими на пути
развития потенциала учащихся.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.1 Сущность понятия «проблемное обучение» и
особенности его организации в начальной школе Направленная на
обучающихся педагогика, в которой ученики усваивают материал посредством
практического решения задачи – это проблемно-ориентированное обучение. Метод проблемного
обучения изначально использовался в медицинских образовательных организациях.
После чего данная технология стала обширно применяться и в других
образовательных организациях. Проблемное обучение развивает критическую оценку
и способствует обучению во взаимодействии с другими участниками процесса
обучения [12].
Ключевой дефиницией
проблемного обучения является проблема (от греческого – «задача»). С
философской точки зрения «проблема» понимается как знание о незнании [15, с.
298].
С педагогической позиции
проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий
решения, изучения, исследования. Проблема возникает там, где личность
сталкивается с интеллектуальным затруднением в процессе решения реальных
ситуаций. Проблемы могут иметь объективный (когда еще не существует их научного
решения) или субъективный характер (научное решение данной проблемы есть, а
только определенная группа школьников не знают способов ее решения).
Что касается понятия
«проблемного обучения», то ученые относят его к разным категориям. Его называют
типом учебного процесса, методом, принципом, психолого-педагогической системой,
подходом к обучению, и, наконец, педагогической технологией [17]. В контексте
современной педагогики проблемное обучение рассматривается как педагогическая
технология. Что же такое технология?
Педагогическая технология
отвечает на вопрос «Как учить? Как воспитывать?».
Педагогическая технология
проблемного обучения отвечает на вопрос «Как открывать знания вместе с
учениками?». Вся история человечества – это история творчества: научных
открытий, технических изобретений, художественных прозрений.
В процессе проблемного
обучения дети усваивают знания и способы деятельности в условиях проблемной
ситуации. Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение, когда человек
не знает, как объяснить возникшее явление или процесс, не может решить задачу
известным способом [19, с. 91].
Итак, проблемная ситуация
– это ситуация, рассуждение, диалог (проблемно-поисковый диалог), которые
приводят к открытию определенного правила, закономерности и другого рационального
способа решения проблемы. Учитель – организатор ситуации рассуждения, что можно
рассматривать по двум направлениям:
1. Учитель сам с помощью
учеников ведет размышления. Поставив проблему, он раскрывает пути ее решения,
рассуждает вместе с учениками: демонстрирует им путь научного мышления
(постановка тезиса, подбор аргументов и построение выводов; через постановку
проблемных вопросов привлекает внимание учащихся к осознанному поиску истины,
делая их соучастниками научного поиска).
2. Роль учителя
минимальна. Он дает ученикам возможность самостоятельно искать пути решения
проблемы, направляя их эвристическими вопросами: Где? Когда? Как? Откуда? Чем?
Почему? Учит детей задавать такие вопросы себе и другим [13].
Создать проблемную
ситуацию означает создать ситуацию затруднения, вызывающую у учеников
эмоциональную реакцию удивления. Учебная проблема существует в двух основных
формах: как тема урока и, как не совпадающий с темой урока, ответ на новое
знание. Проблемное обучение
включает четыре этапа:
— во-первых, постановка
проблемы (вопрос, который необходимо решить);
— во-вторых, определение
путей решения проблемы;
— в-третьих,
осуществление процесса решения проблемы;
— и последний этап –
презентация готового продукта [21, с. 63].
Учащиеся в своей
деятельности проходят через все эти четыре этапа. При этом, в отличие от
ученого, ученик формирует исключительно учебную проблему и открывает новое
знание, только для себя лично, а не для всего человечества, выражая его в
простых выражениях.
На проблемном уроке
учитель с помощью диалога подводит детей к постановке проблемы, дети должны
сами сформулировать тему урока и тем самым у детей возникает интерес, т.е.
познавательная мотивация. Затем учитель снова диалогом помогает детям решить
проблему – открыть новые для них знания. При этом достигается глубинное
понимание того, что ученик дошел до знаний лично. И, наконец, учитель дает
задание – все, что понятно, оформить в продукт, например, сформулировать
правило.
На традиционном уроке,
как правило, сам учитель называет тему урока. Обычно это не вызывает у детей
познавательного интереса. Затем учитель сам опять же объясняет новый материал,
понимание материала большинством класса при этом не является гарантированным, а
затем учитель задает задачу – правило выучить наизусть. Следовательно,
традиционная технология обеспечивает репродуктивное усвоение знаний.
На традиционном уроке
деятельность учителя занимает большое количество времени, а деятельность
ученика – незначительное. На проблемном же – реализуется совместная
деятельность учителя и учащихся на протяжении всего урока.
Технология проблемного
обучения позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия
новых знаний. Часто процесс проблемного обучения включает в себя работу в
небольших группах учащихся