Курсовая с практикой на тему Проблемное преподавание в физике на основе компьютерных технологий.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты проблемного преподавания в физике на основе компьютерных технологий 5
1.1. Сущность и особенности проблемного преподавания 5
1.2. Новые информационные технологии в преподавании физики 7
2. Практические аспекты проблемного преподавания в физике на основе компьютерных технологий 14
2.1. Разработка проблемного урока по физике с использованием средств ИКТ 14
2.2. Оценка результативности проблемного урока с использованием ИКТ при преподавании физики 18
Заключение 22
Список использованных источников 24
Приложение 28
Введение:
Актуальность темы курсовой работы определяется, прежде всего, тем, что в современных условиях к системе среднего общего образования предъ-являются особые требования, ориентированные не только на вооружение учащихся знаниями и умениями, но и на формирование личности, способной к творческому подходу и успешной самореализации. В этой связи предъяв-ляются новые требования к организации учебного процесса, направленного на активизацию учебной деятельности.
Физика как естественная наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебной дисциплина, вносит свой особый вклад в подго-товку подрастающего поколения, формирование предметных, общих учеб-ных умений, а также способов познавательной деятельности. При этом, сле-дует отметить, что специфика учебного предмета «Физика» позволяет на ос-нове современных инновационных технологий и методов обучения и, в част-ности, проблемного обучения, выстраивать продуманную системную работу на каждом этапе учебного процесса: от постановки цели совместной деятель-ности преподавателя и учащихся до закрепления и применения изучаемого материала при решении задач, выполнении лабораторных работ, самостоя-тельной работе.
Вместе с тем, как показывает практика, существует достаточно боль-шой круг вопросов, связанных с подготовкой будущих учителей физики к работе в данных условиях, их готовностью в достаточной степени использо-вать потенциал и возможности проблемного обучения на уроках физики.
Вопросы теории проблемного обучения рассмотрены в трудах Дж. Дьюи, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера и др.
Проблемное обучение представляет собой систему развития учащихся в образовательном процессе посредством активного участия в разрешении учебных проблем. При этом под учебной проблемой понимают задачу, во-прос или задание, разрешение которых требует проявления самостоятельно-сти, творческого подхода, оригинальности. Система проблемного обучения нацелена на получение максимального результата и охватывает все основные виды учебной деятельности.
Подготовка педагогов к реализации проблемного обучения в процессе изучения школьного курса физики предполагает как изучение материалов более широкого плана, раскрывающих пути осуществления проблемного обучения в различных видах учебной деятельности по предмету, так и кон-кретных методических разработок отдельных этапов урока по определенным темам. При этом следует отметить реализацию проблемного обучения на ос-нове широкого использования ИКТ-средств, дистанционных модулей.
Таким образом, проблема формирования способности и готовности пе-дагогов реализовывать технологию проблемного обучения в образователь-ной деятельности в настоящее время важна и актуальна. Использование эле-ментов проблемного обучения в процессе изучения школьного курса физики позволяет решать не только задачу по развитию мышления и творческих способностей учащихся, повышения активности и интереса к изучаемому, но и в целом способствует достижению более высоких результатов в обучении.
Таким образом, цель исследования — определить результативность про-блемного обучения физике с использованием средств ИКТ на современном этапе.
Объект исследования — обучение физике, предмет исследования — про-блемное обучение физике с использованием средств ИКТ.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
— рассмотреть сущность и особенности проблемного преподавания;
— исследовать новые информационные технологии в преподавании фи-зики;
— разработать проблемный урок по физике с использованием средств ИКТ;
— оценить результативность проблемного урока с использованием ИКТ при преподавании физики.
Цель и задачи исследования определили структуру курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Заключение:
Подводя итоги, проведенного исследования, можно сделать следующие основные выводы.
Создание проблемных ситуаций на уроках физики позволят повысить интерес школьников к изучению физики, уровень обученности и умение ре-шать возникающие проблемы. Чтобы успешно жить, необходимо постоянно познавать и активно действовать.
Преимущества проблемного обучения заключаются в следующем:
— новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретиче-ских и практических проблем.
— в ходе решения проблемы учащийся преодолевает трудности, его ак-тивность и самостоятельность достигают высокого уровня.
— темп усвоения информации зависит от самих учащихся.
— повышенная активность учащихся способствует развитию положи-тельных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
— результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Применение информационно-коммуникационных технологий в процес-се обучения и воспитания школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность обучающихся. При этом работа строится с учётом основных умений использований ИКТ:
— технических, необходимых для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
— методических, необходимых для грамотного обучения школьников;
— технологических, необходимых для грамотного использования ин-формационных средств обучения на разных уроках, проводимых в школе.
Использование компьютерных технологий делает уроки образными, что способствует повышению мотивации учащихся к активной познаватель-ной деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях.
Социальное становление молодых людей происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению, успеху сталкивается с возрас-тающей конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда. Именно от выбора зависит существование человека и все то, что связано с самоутверждением, самоопределением, самоосуществлением и самореализа-цией. В этой связи, проблемное обучение как никакое другое может способ-ствовать формированию готовности к самоопределению школьников.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические аспекты проблемного преподавания в физике на основе компьютерных технологий
1.1 Сущность и особенности проблемного преподавания
Главная задача каждого учителя сегодня — не только обеспечить проч-ное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способ-ностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности [21, c.50]. К сожалению, очень часто учитель не предоставляет свободы ученику, когда он пытается ответить на вопрос. Учитель не ждёт, сразу же задаёт другой наво-дящий вопрос. Можно учить так, чтобы каждый обучающийся рассуждал над проблемой своим путём, своим темпом, но при необходимости мог сопо-ставить свою точку зрения с товарищами, может даже изменить её. Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помо-гает создание проблемных ситуаций на уроке. Проблемное обучение — это «начальная школа» творческой деятельности. В процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках небольших проблем и стремление решить их вместе с детьми.
Рассмотрим особенности создания проблемных ситуаций.
Для успешной постановки проблемы, она должна содержать познава-тельную трудность и видимые границы известного и неизвестного, вызвать чувство удивления при сопоставлении нового с неизвестным и неудовлетво-ренность имеющимся запасом знаний, умений и навыков [20, c.18]. Про-блемный вопрос должен содержать противоречивость информации и вызы-вать необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать дан-ные, обобщать их, т. е. искать закономерность.
Рассмотрим систему приемов создания проблемных ситуаций. Форми-рование такой системы каждым учителем физики является необходимым условием развития его педагогического мастерства, условием достижения высокой результативности учебно-воспитательного процесса.
1. Ситуация неожиданности возникает при ознакомлении учеников с фактами, явлениями, опытами, выводами, которые вызывают удивление, ка-жутся не-обычными, парадоксальными [12, c.32].
Например, учитель задает вопрос: «Может ли кипеть вода при комнат-ной температуре?». Показывая на экране (1мин) известный опыт, демонстри-рующий кипение воды при комнатной температуре, учитель воспроизводит ответ на ситуацию неожиданности.
«Можно ли получить ток без источника?». Опыт Фарадея проводит любой желающий из аудитории.
При изучении такой силы как вес тела, звучит неожиданный вопрос : Можем ли мы в классе вдруг оказаться в невесомости? Можем! -ВСЕ ПОД-ПРЫГНУЛИ и в этот момент лишились опоры.
2. Ситуация конфликта используется в основном при изучении фи-зических теорий и фундаментальных опытов [12, c.32]. Такие ситуации часто возникали в истории развития физики, например при рассмотрении вопроса на природу света. Корпускулярно-волновой дуализм. Как заставить колокол звенеть?
Вызываются желающие . Колокол звенит с помощью верёвочки — это волновая природа и с помощью брошенной гайки -это корпускулярная при-рода.
3. Ситуация опровержения создается тогда, когда ученикам предлага-ется доказать неосуществимость какой-либо идеи, проекта, доказательства, антинауч-ного вывода [12, c.32]. Например, предлагается доказать невоз-можность создания определенного проекта вечного двигателя,
4. Ситуация несоответствия заключается в том, что жизненный опыт учеников, понятия и представления, сложившиеся у них стихийно, вступают в противоречие с научными данными [12, c.32].
Тема «Ускорение свободного падения». Демонстрация на экране труб-ки Ньютона. Вопрос: Кто быстрее достигнет дна трубки, из которой откачен воздух, при переворачивании её. Пробка, металлический шарик или пёрыш-ко. ВСЕ ОТВЕЧАЮТ -МЕТАЛИЧЕСКИЙ ШАРИК. Опровергаю — в вакууме ускорение свободного падения одинаково для всех тел.
5. Ситуация неопределенности возникает тогда, когда предложенное проблемное задание имеет недостаточно данных для получения однозначно-го ответа [12, c.32].
Что больше сила трения скольжения или качения. (ОТВЕТЫ АУДИ-ТОРИИ) А как доказать?
Простой опыт Тетрадь под наклоном. Карандаш не скользит, а катится, значит сила трения скольжения больше
Использование проблемного обучения на уроках физики позволяет в комплексе решать все три задачи обучения: образовательную, воспитатель-ную, развивающую. Эта технология позволяет не только формировать у учащихся систему знаний, умений и навыков, но и достигать высокого уров-ня развития учеников, развития их способностей к самообучению, самообра-зованию. Позволяет сделать учебный процесс интересным и увлекательным, позволяет развивать индивидуальность ученика, создавать ситуацию успеха. Проблемное обучение, основанное на закономерностях развития мышления, призвано научить учеников самостоятельно мыслить, самостоятельно полу-чать знания, анализировать и делать выводы [5, c.18]. При проблемном под-ходе к обучению есть возможность уйти от механического запоминания. Ко-гда перед учащимися ставится учебная проблема, создается тем или иным способом проблемная ситуация, у них появляется интерес, они активно включаются в процесс решения проблемы — все это способствует лучшему усвоению материала, причем большая часть усваивается непроизвольно. Ученик учится мыслить научно.
И конечно, любой урок обязательно заканчивается рефлексией.