Теория и технологии воспитания Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Проблемное обучение на уроках экономики как средство развития критического мышления школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса развития критического мышления детей на уроках экономики 8
1.1 Сущность процесса развития критического мышления детей и развивающие методы обучения 8
1.2. Содержание проблемного обучения на уроках экономики 13
Глава 2. Организация экспериментальной работы по развитию критического мышления детей на уроках экономики 23
2.1. Диагностика и анализ результатов по развитию критического мышления детей на уроках экономики 23
2.2. Экспериментальная работа по развитию критического мышления детей на уроках экономики с помощью проблемного обучения 32
Заключение 54
Список использованных источников 55

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Реформы в обществе, в частности в образовании, тесно связаны с необходимостью решения определенных научно-педагогических проблем. Социально-экономические изменения настоящего обостряют проблему экономического воспитания подрастающего поколения (особенно учащихся старшего школьного возраста). Учащихся необходимо знакомить с требованиями и особенностями общественной деятельности, формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативу, экономность, бережливость, трудолюбие и др.
Анализ современного состояния педагогической науки показывает, что проблема экономического воспитания учащихся старших классов проходит сложный путь теоретического осмысления и углубления своей практической значимости. Ее решение предполагает учет специфики деятельности общеобразовательной школы, которая зависит от типа и расположения учебного учреждения (городская, сельская, малокомплектная, специализированная школа), возможностей экономического профиля региона, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, уровня подготовки к этому виду работы учителей.
Поскольку предмет «экономика» является относительно новым для школы, за время своего существования в рамках среднего образовательного звена накопился обширный круг нерешенных вопросов, которые могут стать постоянными проблемами. Эти вопросы требуют если не быстрого решения, то, по крайней мере, детального рассмотрения. В рамках нового стандарта для старших классов экономика остается предметом по выбору.
В новом ФГОС среднего образования этот предмет отнесен к профильному уровню в перечне предметов по выбору. ФГОС старшей школы предполагает в качестве обязательного предмета изучение основ безопасности жизнедеятельности. Экономика также связана с безопасностью — экономически грамотный человек не может быть удобной мишенью в различных вопросах кредитования, невыгодный кредит может превратиться в большую проблему и стать источником серьезных неприятностей. В старшем школьном возрасте процесс социального развития является наиболее осознанным, формируются навыки и умения.
Переход от физической к социальной зрелости сопровождается главным его содержанием — вовлечением во взрослую жизнь. Таким образом, открываются возможности для выбора будущей профессии. Для учеников старших классов характерно осмысление собственного будущего. Наиболее важным фактором при выборе будущего рода деятельности является материальный аспект помимо реализации себя в общественной жизни, стремления самосовершенствования, извлечения личной выгоды.
Исследование выбранной проблемы на современном этапе развития педагогической науки предполагает изучение ее исторических аспектов в отечественной и зарубежной литературе, ознакомление с достижениями отдельных научных школ, которые по-разному определяли содержание педагогико-экономических дефиниций. Это нашло свое отражение в противоречивых подходах к организации практики, в неоднозначном понимании роли педагогической среды в экономическом воспитании старших школьников.
Сущность исследуемой проблемы выражает объективное противоречие между необходимостью экономического воспитания старших школьников (объективный социальный заказ) и отсутствием надлежащей подготовки педагогов к указанному виду деятельности.
Научно-педагогический анализ первоисточников свидетельствует, что проблема экономического воспитания личности решается на философском, психологическом и общепедагогическом уровнях. Аспекты экономического образования рассматривались в контексте диалектического взаимодействия экономической культуры личности с общей культурой общества (труды философов Л. Пономарева, В. Попова, Г. Смирнова, В. Феофанова).
Содержание экономического образования и воспитания, повышение их эффективности – предмет исследований экономистов Л. Абалкина, В. Розова.
В классической педагогике отдельные аспекты экономического воспитания учащихся освещены в трудах Я. Коменского, К. Ушинского, А. Макаренко, В. Сухомлинского.
Вопросы профессиональной подготовки педагогов в аспекте обозначенной проблемы рассматриваются в трудах В. Кан-Калика, Н. Кузьминой, Н. Мешкова, А. Мороза, а также в исследованиях ученых-математиков (И. Шварцман), биологов (Е. Кучина), филологов (Л. Игнатенко) и др.
Развитию критического мышления учащихся общеобразовательных учебных заведений уделяется большое внимание. Изменения, происходящие в современном образовании доказывают необходимость переориентации учебно-воспитательного процесса на формирование нового типа ученика, который сможет быстрее воспринимать информацию, проверять и переосмысливать ее, самостоятельно устанавливать истину, принимать решения и аргументировано защищать свою позицию. Следовательно, необходимым становится умение мыслить гибко, динамично, адаптировать свое мышление к мышлению других людей.
Критическое мышление – это, прежде всего, умение активно, творчески, индивидуально воспринимать информацию, оптимально применять нужный вид умственной деятельности, разносторонне анализировать информацию, иметь личное независимое мнение и уметь корректно его отстаивать, уметь применять приобретенные знания на практике.
Одним из приоритетных направлений педагогической деятельности на современном этапе развития общества является не передача знаний, а организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, управления процессом обучения, консультирование. Учитель – помощник, советчик, опытный специалист. Формирование критического мышления – это процесс развития основных мыслительных операций.
Объектом исследования является экономического воспитания учащихся средней школы.
Предмет исследования – проблемное обучение на уроках экономики как средство развития критического мышления школьников.
Цель исследования – проанализировать особенности проблемного обучения на уроках экономики как средство развития критического мышления школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Как видим, в современной педагогике существует значительное количество трактовок понятия «критическое мышление». Проведенный анализ научной литературы дает нам возможность под критическим мышлением понимать сложный процесс творческого переосмысления полученной информации, основанный на осознанном восприятии собственной умственной деятельности в интеллектуальной среде.
Как свидетельствуют приведенные определения, критическое мышление является многоуровневым процессом, который следует рассматривать комплексно. Если же рассматривать критическое мышление в философском аспекте, то следует заметить, что под этим понятием понимают умение логически мыслить, аргументировать, аналитически дискутировать и правильно выражать свое мнение. Согласно педагогическому аспекту критичность рассматривается как осознанный контроль за процессом интеллектуальной деятельности, при которой происходит оценка работы, мыслей, произведенных гипотез, путей их доказательства и тому подобное.
Суммируя все сказанное можно сказать, что критическое мышление – это самостоятельное мышление и оно носит индивидуальный характер. Каждый самостоятельно формирует свои собственные идеи и убеждения, но может принять также идеи другой личности, если ее аргументы весомее. При критическом мышлении, получения информации является начальным, а не конечным пунктом. Поэтому его развитие начинается с постановки вопросов и осознания проблемы, которую нужно решить. Кроме того, критическое мышление требует убедительной аргументации, а значит, умение мыслить аналитически, ассоциативно, логично, системно и самостоятельно. И, что самое главное, оно является социальным мышлением потому, что каждая мысль проверяется и обосновывается, когда нее делятся с другими. Поэтому для развития критического мышления применяются различные виды, формы и методы обучения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы процесса развития критического мышления детей на уроках экономики

1.1 Сущность процесса развития критического мышления детей и развивающие методы обучения

Активное развитие общества, интенсивные процессы глобализации и информатизации требуют от современного соискателя образования совершенно нового типа мышления, который позволит приспособиться к постоянным социальным изменениям, генерировать новые идеи, а также осуществлять комплексный анализ полученной информации и давать ей объективную оценку.
Именно поэтому в современном образовательном пространстве важную роль играет критическое мышление, которое является основой учебной деятельности. Организация учебно-воспитательного процесса любого учебного заведения должна быть направлена, прежде всего, на развитие критического мышления школьников, поможет им овладеть основными компетенциями, которые необходимы для социализации личности и формирования его индивидуальности .
Сегодня критическое мышление становится технологической базой современного образования, его развитие диктуется различными социальными сдвигами и непрерывным развитием общества.
Ученые отмечали, что «критичность мышления выступает как научно-философская проблема в эпоху Просвещения, как средство внедрения идей формирования свободной и ответственной личности общества» .
Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Кант, Д. Юм и Дж. Локк считали, что развитие и процесс формирования гармоничного и творческого гражданина следует рассматривать именно сквозь призму критицизма .
Также стоит отметить, что на основе критицизма основываются основные постулаты классической немецкой философии общества . Как видим, критичность мышления интересовала человека на всех этапах его развития.
Именно поэтому в XX в. в США возникла идея формирования критического мышления. Она широко представлена в трудах известных американских психологов XX в. У. Джемса и Дж. Дьюи. Также проблемы развития критического мышления исследовали Д. Клустер, Д. Халперн, А. Кроуфорд, М. Липман, К. Мередит, С. Мэтьюз, Р. Стернберг, Д. Стил, Ч. Темпл и др.
Учитывая неоднородность взглядов и подходов к толкованию критического мышления, в современной педагогике имеем значительное количество авторских трактовок этого понятия.
В частности, автор монографии «Психология критического мышления» Д. Халперн указывает на то, что «критическое мышление — это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата… такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировке выводов, вероятной оценки и принятии решений. Критическое мышление иногда называют еще и направленным мышлением…» .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы