Курсовая с практикой Иностранные языки Английский язык

Курсовая с практикой на тему Проблемная ситуация как средство формирования социолингвистической компетенции обучающихся на среднем этапе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1 Теоретические основы использования проблемных
ситуаций как средства формирования социолингвистической компетенции обучающихся. 6

1.1 Характеристика социолингвистической компетенции. 6

1.2 Сущность проблемного подхода в обучении иностранному
языку. 10

1.2.1 Основные понятия проблемного обучения. 14

1.2.2 Формы, методы, технологические основы проблемного
обучения. 16

1.2.3 Основные методы (формы) проблемного обучения. 17

Глава 2 Экспериментальное исследование по использованию
проблемных ситуаций для развития социолингвистической компетенции обучающихся
на среднем этапе  20

2.1 Выявление начально уровня развития социокультурной
компетенции как составной части коммуникативной компетенции. 20

2.2 Использование проблемных ситуаций для формирования
социолингвистической компетенции обучающихся. 25

2.3 Проверка эффективности проведенной работы.. 30

Заключение. 33

Список литературы.. 34

  

Введение:

 

Доминантным признаком
современного иноязычного образования является его коммуникативная
направленность [Захарова
2016].
В новой учебной программе четко указываются ключевые компетенции, выражающиеся
в овладении обучающимися определенным набором способов деятельности, что
позволяет человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и
профессиональной сфере. Согласно этой программе, формирование социокультурной
компетенции рассматривается как процесс усвоения культурных и духовных
ценностей своего и других народов; норм, регулирующих отношения между
поколениями, полами, нациями, которые способствуют эстетическому и
морально-этическом развитию [Коваленко 2006, с. 6].

В Рекомендациях Совета
Европы говорится, что социолингвистическая компетенция связана со знаниями и
умениями, необходимыми для осуществления социального аспекта использования
языка и включает в себя лингвистические маркеры социальных отношений, правила
вежливости, выражения народной мудрости, различия в реестрах речи, диалекты и
акценты.

Актуальность темы
исследования. Современная система образования
предоставляет учителю возможность выбора среди множества инновационных методик
ту, которая позволит по-новому взглянуть на привычные вещи, поможет вооружить обучающихся
не только знаниями, но и умениями, развить познавательную самостоятельность обучающихся.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения,
отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у ученика
личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание.

Изменения происходят, в
том числе, и в методах обучения (с объяснительного на деятельностный), и в
изменении оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и метапредметных
и личностных результатов). В концепции ФГОС общего образования выделен
культурно-исторический, системно-деятельностный подход к образованию обучающихся.
Поэтому наиболее эффективными будут те технологии и методы, которые направлены
на познание, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Одним
из таких подходов является проблемный подход [Ломакина 2013].

В новом образовательном
стандарте акценты смещены с минимума содержания на требования к результату
обучения. В результате изучения английского языка в основной школе получат
дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные
универсальные учебные действия, составляющие психолого-педагогическую и
инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению
систематических знаний по иностранному языку, их самостоятельному пополнению,
переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации на
иностранном языке, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению
решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Достичь этого помогает правильно организованный педагогом урок, основанный на
проблемном подходе к обучению иностранному языку.

Цели исследования –
выявить влияние проблемных ситуаций на эффективность формирования
социолингвистической компетенции обучающихся на среднем этапе.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику
социолингвистической компетенции.

2. Раскрыть сущность
проблемного подхода в обучении иностранному языку.

3. Провести
экспериментальное исследование по использованию проблемных ситуаций для
развития социолингвистической компетенции обучающихся на среднем этапе.

Объект исследования –
процесс формирования социолингвистической компетенции обучающихся на среднем
этапе.

Предмет исследования –
использование проблемной ситуации как средства формирования
социолингвистической компетенции обучающихся на среднем этапе.

Структура курсовой работы
обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.

Во введении определены
объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи исследования.

Первая глава курсовой
работы посвящена рассмотрению теоретических основ использования проблемных ситуаций
как средства формирования социолингвистической компетенции обучающихся.

Во второй главе описано
проведенное экспериментальное исследование по использованию проблемных ситуаций
для развития социолингвистической компетенции обучающихся на среднем этапе.

Заключение содержит
основные выводы, сделанные в результате исследования.

Список литературы
представлен 30 наименованиями.

Степень разработанности
проблемы. Использование проблемных ситуаций в процессе
обучения иностранному языку рассматривали Н.А. Глазкова, С.А. Киле, С.В.
Козлов, Е.Ю. Панина, А.К. Цыбизова и др. сущность
социолингвистической компетенции и ее специфику рассматривали И.А. Воробьева,
М.М. Тешева, М.Ф. Овчинникова, С.А. Шейпак, Ю.М. Орехова и др.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Новые социальные запросы,
отраженные во ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное
и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую
компетенцию иноязычного образования, как коммуникативная компетенция в целом, а
также такой ее составляющей как социолингвистическая компетенция. Итак, одной
из важнейших задач современного иноязычного образования является формирование у
обучающихся, в частности на среднем этапе обучения иностранному языку,
социолингвистической компетенции. Сформированность данной компетенции
предполагает расширение у обучающихся знаний социокультурной специфики страны
изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое
поведение с учетом социального статуса партнера по общению, умений адекватно
понимать и интерпретировать лингвокультурные факты, группируясь на сложившихся
ценностных ориентациях.

Основной целью
проблемного обучения является всестороннее развитие познавательных возможностей
обучающихся, формирование их творческой активности. При проблемном обучении
иностранному языку необходимо создать максимально благоприятные условия для
речевой самореализации обучающихся через внедрение в практику творческих
упражнений, исследовательских задач, проблемных вопросов, проведение языковых
наблюдений и опытов, лингвистических игр и тому подобное.

Проведенное исследования
позволило убедиться в эффективности проблемных ситуаций в процессе формирования
социолингвистической компетенции обучающихся на среднем этапе.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1
Теоретические основы использования проблемных ситуаций как средства
формирования социолингвистической компетенции обучающихся

1.1
Характеристика социолингвистической компетенции Социолингвистическая
компетенция предполагает расширение знаний социокультурной специфики страны
изучаемого языка, совершенствование умения строить свое речевое и неречевое
поведение с учетом социального статуса партнера по общению, умений адекватно
понимать и интерпретировать лингвокультурные факты, группируясь на сложившихся
ценностных ориентациях. Предусматривается расширение объема лингвострановедческих
и страноведческих знаний, навыков и умений за счет новой тематики и
проблематики речевого общения с учетом специфики филологического профиля:
углубление знаний о стране изучаемого языка, ее культуре, исторических и
современных реалиях, общественных деятелях, ее место в мировом обществе и
мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной; расширение объема лингвострановедческих
знаний, навыков и умений, связанных с адекватным использованием языковых
средств и правил речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой
общения, местом, целями, социальным статусом партнера.

Наиболее благоприятным
периодом для формирования социолингвистической компетенции можно считать средний
школьный возраст. Вместе с развитием абстрактного и обобщающего мышления у обучающихся
общеобразовательной школы происходит переход к более высоким уровням речи,
обогащение словарного запаса, становление общей культуры как устной, так и
письменной речи. Существенным является то, что это возраст активного
коммуникативного развития. Новая социальная позиция учащегося изменяет для него
значимость учения. Доминирующее место занимают мотивы, связанные с самоопределением
и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы получают личностный смысл и
становятся действующими [Гамезо 2003, с. 233].

В Федеральном
государственном образовательном стандарте (ФГОС) указано, что у обучающихся
должны быть сформированы умения отображать средствами языка видение мира,
образа жизни и мышления, особенности культуры определенного народа, умение
высказываться на определенные темы (музыка, фильмы и т.д.); осознавать
отражение в языке особенностей культуры определенного народа, умение общаться с
учетом этих особенностей с представителями различных культур [ФГОС].

В моделировании процесса
формирования социолингвистической компетенции обучающихся следует пользоваться
такими общепедагогическими категориями: содержание обучения, цели обучения,
знания, умения и навыки; внутренне предметные и межпредметные связи; средства
обучения. Анализ соответствующей научной литературы позволил определить
следующие компоненты модели формирования социолингвистической компетенции у обучающихся
общеобразовательной школы:

1) цель формирования
социолингвистической компетенции;

2) условия формирования
социолингвистической компетенции;

3) формы организации
учебного процесса;

4) содержание процесса
формирования социолингвистической компетенции, которое соотнесено с моделью
реального иноязычного общения;

5) средства формирования
социолингвистической компетенции, к которым относим прежде всего учебники,
пособия, наглядность, аудио- и видеоматериалы, а также СМИ (газеты, радио,
телевидение);

6) методы, приемы и
способы формирования социолингвистической компетенции, обусловленные общей
концепцией обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе [Воробьева
2003, с. 8].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы