Журналистика Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Проблематика социальной сферы в журналистике.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 5
1.1. Особенности социальной журналистики 5
1.2. Развитие социальной журналистики в России. 12
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В РУССКОЯЗЫЧНЫХ И ТАТАРОЯЗЫЧНЫХ ИЗДАНИЯХ В ТАТАРСТАНЕ. 21
2.1. Вопросы социальной журналистики в русскоязычных изданиях Татарстана. 21
2.2 Социальная журналистика в татароязычных изданиях республики 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованных источников и литературы: 36

  

Введение:

 

Актуальность темы определяется самой постановкой вопроса изучения социальной журналистикой. В постсоветский период освещение социальных проблем стало неотъемлемой частью публикаций в средствах массовой информации.Ускорение информационных процессов и новые возможности обратной связи стали новыми импульсами бурного развития социальной журналистики.
В Российской Федерации развитие социальной журналистики находит повсеместное отражение как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. Освещение социальных вопросов в федеральных и региональных СМИ имеет свою специфику, которая требует предметного изучения.
Региональные СМИ выдвигают собственные принципы освещения социальных проблем. Они уделяют более акцентированное внимание местным проблемам и вариантам их решения. В то же время, федеральные СМИ делают упор на общегосударственный масштаб и характер социальных процессов.
В национальных республиках социальная проблематика отличается в освещении русскоязычных изданий и СМИ, выходящих на местном языке. При этом, наблюдается недостаток компаративного изучения данного вопроса. В этой связи представляется актуальным изучение социальной журналистики на примере русскоязычных и татароязычных изданий Республики Татарстан.
Объект данного исследования — социальная журналистика, предмет — особенности публикаций на социальные темы в газетах «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан».
Методологической основой курсовой работы являются общенаучные методы исследования: диалектический, сравнительно-сопоставительный, а также метод анализа и синтеза.
Целью исследования является анализ проблематики социальной сферы в журналистике.
Основными задачами работы являются следующие:
1) рассмотреть особенности социальной журналистики;
2) охарактеризовать развитие социальной журналистики в России;
3) проанализировать особенности социальной журналистики в русскоязычных изданиях Татарстана;
4) выявить тенденции развития социальной журналистики в татароязычных изданиях Республики Татарстан.
5) Сделать анализ медиатекста газет «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан».
6) Дать Журналистскую рекомендацию по освещению проблемы
Практическая значимость работы. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе, на лекционных и семинарских занятиях в соответствующих дисциплинах, в выступлениях на студенческих или иных научно-практических конференциях, при подготовке научных публикаций. Также, материалы работы могут быть использованы при дальнейшей работе над данной темой.
Новизна и актуальность работы заключаются в том, что, как и говорилось выше по тексту, количество социальных проблем растет из года в год, и то, как это освещают современные СМИ, чаще всего затрагивает чувства людей. Методы исследования: автор применил анализ теоретической литературы, Интернет-ресурсов. Теоретико — методологической базой для исследования послужили труды в области теоретической и практической журналистики.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Социальная журналистика – понятие относительно новое. Тем не менее, она формировалась в России на протяжении длительного времени. Социальная журналистика России зародилась еще на рубеже 19-20 веков, и получила импульсы развития в ходе революций 1905-1907 годов и 1917 года.
В период СССР социальная журналистика фактически существовала в зачаточном состоянии. Можно отметить, что в 1920-е годы социальная журналистика претерпела некоторое, хотя и однобокое развитие, освещая лишь определенную тематику. Со второй половины 1920-х годов СМИ СССР обрели доминирующий на протяжении всего периода существования Союза вид, их главной функцией была пропагандистская поддержка деятельности партии.
Современная социальная журналистика стала формироваться в период перестройки и гласности. Тенденции, сформировавшиеся в данный период, лишь дополнялись новыми уже в постсоветское время. Главной отличительной особенностью современных СМИ стал массовый переход в электронный формат, выведший социальную журналистику на качественно новый уровень развития.
Анализ освещения социальной проблематики в газете «Республика Татарстан» показал, что издание рассказывает об обществе и социальных процессах в основном в деликатной форме, избегая неудобных для власти вопросов, и показывая вовлеченность руководства республики в решение социальных задач. В случаях, когда простые люди непосредственно становятся главными героями публикаций, подача информации происходит в сдержанно-позитивном духе. Социальная журналистика зачастую сводится в данном контексте к информированию аудитории о процессах с официальной точки зрения.
Системный характер подобного освещения публикаций социального характера в каждом номере издания «Республики Татарстан» свидетельствует о существующих установках по освещению ситуации и подаче материала.
Для издания характерна максимально возможная объективность подачи информации, вплоть до обезличенности. Журналисты избегают давать самостоятельную оценку ситуаций, предпочитая официальную точку зрения.
Жанровая специфика публикаций позволяет формулировать различные виды репортажей, в том числе такой относительно новый вид, как подкасты, впрочем, освещающие в основном спортивную жизнь Татарстана. Разнообразие жанров позволяет полнее информировать читателя о происходящих в республике процессах, освещать в том числе социальные процессы.
При этом, в таких условиях повышается вероятность уклонения от рассмотрения наиболее острых или неудобных для действующей власти социальных проблем, одностороннего их рассмотрения, исключающего альтернативные предложенным руководством Республики Татарстан действиям.
Основные социальные проблемы чаще всего определяются политическими процессами, иногда коррелирующими с реальными потребностями общества. Формируясь по большей части «сверху», социальная журналистика проходит через официальное определение и формулирование тематики о нуждах населения.
Определенная схожесть в подаче информации просматривается и в татароязычном издании «Ватаным Татарстан». Как представляется, главной аудиторией таких изданий, как «Ватаным Татарстан» и «Республика Татарстан», выступают представители органов власти, в том числе руководство Республики Татарстан. В этой связи очевидна изначальная заданность и обусловленность тематики и освещение социальных процессов в контексте решений руководства.
Можно отметить, что в региональной прессе Татарстана практически не встречается социальной журналистики, вытекающей из интерпретации журналистами фактов, обычно они являются следствием реально происходящих социальных процессов.
В то же время, для издания «Ватаным Татарстан» характерна большая социальная ориентированность, измеряемая как количественно, так и качественно, и выраженная в более приближенных к простому человеку социальных процессах. По сравнению с русскоязычными изданиями, проанализированными на примере газеты «Республика Татарстан», очевидны большие акценты на социальной проблематике и более ярко выраженный журналистский подход. Также, в освещении социальных процессов в татароязычных изданиях, как показал анализ издания «Ватаным Татарстан», большое внимание уделяется вопросам развития национальной культуры и быта, общей истории народа, а также религиозным ценностям как части национальной идентичности.
Социальная журналистика во многом поверхностна — журналистские материалы не отражают правды о социальных процессах, чаяниях и проблемах людей. Прочитав одну статью, у меня осталось впечатление, что для полного счастья необходимо простое вмешательство властей.
Социальная журналистика неинформативна, часто представляет собой пустые статьи, сделанные для «галочки». Например, ставится вопрос в контексте деятельности руководителей республики, приводится общая статистика. Данная информация ни о чем не говорит, так как неизвестно, какие конкретно социальные проблемы и почему они не решены?
Социальная журналистика отдалена от практической жизни людей. Иногда можно удивляться, как при такой жизни люди остаются людьми. Часть материалов дезинформирует население в целом.
Героическая патетика или унизительная жалость – так можно охарактеризовать стиль многих материалов по социальной проблематике. В Исламе «дела по намерениям» придаётся большое значение. Намерение важно, как в религии, так и мирских делах. Трудиться, чтоб стать известным или чтобы другие завидовали, это работает лишь только ради своих страстей. А пророк Мухаммед (г.с.в.) приветствовал, если человек совершил любое дело ради Аллаха искренне.
Подводя итог работе хотелось сказать следующее, СМИ могут сформировать позитивное общественное мнение относительно социальных проблем:

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
 
1.1. Особенности социальной журналистики

Социальная журналистика как относительно новый вид журналистики можно определить в самом общем ракурсе как «пространство человека, причем человека обычного, выхваченного из толпы объективом камеры или каким-либо событием» . Повседневные нужды человека включают в себя такие сферы, как образование, здравоохранение, занятость, бедность, защита прав и свобод, и др. Широка понятия «социальное» делает возможной и даже в чем-то необходимой уточнение определения, выделяя широкое и узкое понимание термина. 
В узком смысле слова под социальной журналистикой понимают исключительно материалы, касающиеся социально незащищенных социальных групп и их наиболее острых проблемах. Примерами таких публикаций могут быть статьи или сюжеты о сиротах, обездоленных пенсионерах, инфляции в контексте жизни социально уязвимых слоев населения, безработицы или бездомных, низкого качества медицинского обслуживания и др. Такие материалы могут быть частью социальной журналистики, понимаемой в широком смысле слова . 
Под социальной журналистикой понимают также «направление в журналистике, занимающееся освещением социальных проблем и вопросов общества — проблем, связанных с противоречиями внутри общества (система «человек — общество»). Это вопросы здравоохранения, образования, обеспечения работой, проблемы антиглобализма и др. К социальной журналистике относятся публицистические статьи в периодической печати, радио и телевизионные программы и проекты» .
В то же время, социальная журналистика не сводится только к социальной сфере, поскольку ей присущи и иные функции. Для социальной журналистики характерны и особенные взаимоотношения с аудиторией, ценностная и творческая специфика. 
Есть мнение, что критериями социальной журналистики выступают следующие аспекты:
— «социально значимая (в широком смысле) тема материала: «все межчеловеческое, то есть все то, что связано с совместной жизнью людей»;
— поддержание стабильности и устойчивости социальных отношений;
— деятельность с целью помочь обществу, группам людей;
— объективность, множественность точек зрения на обсуждаемую тему» .
Исходя из определений и критериев, можно определить, что центре внимания социальной журналистики находятся социальные проблемы человека и социальных групп. 
Социальная журналистика имеет иное смысловое содержание, по сравнению с так называемой гражданской журналистикой. Термин гражданская журналистика сформировался на Западе и подразумевает концепцию, описывающую, что «социальный гражданин» играет инициативную роль в сборе, освещении, анализе и распространении новостей и информации. Гражданская журналистика означает, что люди, которые были ранее пассивной аудиторией, используют инструмент новостей, который им необходим для распространения информации среди других.
Следует отметить, что здесь особую роль играют социальные медиа. Развитие социальных сетей открывает больше каналов и возможностей, которые способствуют гражданской журналистике . 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы