Курсовая с практикой на тему Проблематика и поэтика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» литературоведческий и методический аспекты исследования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 ГЛАВА. ПРОБЛЕМАТИКА, АРХИТЕКТОНИКА, ХАРАКТЕРОЛОГИЯ, ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАССКАЗА А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР» 7
1.1.Рассказ «Матренин двор» в контексте «деревенской прозы» 60 – 70–х годов ХХ века 7
1.2. Проблематика рассказа «Матренин двор» и его художественное своеобразие 9
1.3.Жанровые особенности рассказа «Матренин двор» 12
1.4.Архитектоника и повествовательная структура рассказа «Матренин двор» 13
1.5.Специфика конфликта в рассказе «Матренин двор» 16
1.6.Функционирование портретной, пейзажной и интерьерной детали в рассказе 17
1.7. Идейно–эмоциональный пафос произведения «Матренин двор» 19
1.8.Особенности языкового оформления рассказа «Матренин двор» 20
2 ГЛАВА. ИЗУЧЕНИЕ РАССКАЗА А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА В 11 КЛАССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ 23
2.1.Характеристика программ, соответствующих новым ФГОС 23
2.2. Тематика и содержание уроков, посвященных творчеству А.И. Солженицына 26
2.3. Методические проблемы и методические приемы по изучению рассказа «Матренин двор» в 11 классе современной школы 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список использованной литературы 37
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….41
Введение:
В 2018 году исполнилось бы сто лет русскому писателю, чья судьба отразила все возможные трудности нашей страны: война, лагерь, тюрьма, шарашка, эмиграция. Как пишет П. Спиваковский: «Хотя писатель родился лишь в 1918 г., случилось так, что именно ему выпало подводить итоги целого столетия русской истории. Именно Солженицыну, как никому другому, удалось художественно отобразить и осмыслить этот уникальный, ни на что другое не похожий бытийный феномен в качестве сверхсложного семантического целого» [20, c. 8].
Как пишет автор монографии об А.И. Солженицыне А.В. Урманов: «Сложился стереотип, что главным, чуть ли не единственным определяющим свойством прозы этого автора является острая социально–политическая проблематика. Мнение большинства исследователей, что основной чертой Солженицына–художника является «социальная направленность, обращённость к современным проблемам общества» во многом справедливо, но не следует забывать и другое. А. Солженицын являет собой ТИП художника, в творчестве которого органически соединяются временное и вневременное, острая социальная и национальная проблематика и универсализм. Созданный этим автором художественный мир не может быть понят и объяснён только под углом зрения социально–политической актуальности» [23, c. 23].
Прочитав рукопись повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», Анна Ахматова сказала: «Это должны прочесть двести миллионов человек». Этот необыкновенный человек уцелел на фронте, выжил в тюрьме и в лагере, и в ссылке, одолел смертельную болезнь, пересилил идеологию, перенес изгнание, выдержал всемирную славу. Аббревиатуру «ГУЛАГ» он превратил в метафору «Архипелаг ГУЛАГ» и ввёл в русскую литературу. Всё это ради того, что он называл «главной правдой», которую пока человек не знает, то живет как бы во сне. На рукописи «Архипелаг ГУЛАГ» Александр Солженицын сделал посвящение: «…всем, кому не хватило жизни об этом рассказать. И да простят они мне, что я не всё увидел, не всё вспомнил, не обо всём догадался» [1, c. 100].
Особое место в творчестве Солженицына занимает рассказ «Матренин двор». Он автобиографичен. Автор описывает то время, когда он только что вернулся из лагерей. Встреченная им женщина, которую он в дальнейшем назовет праведницей, вернула ему веру в людей, в силу русского народа, который способен пережить любые испытания, сохранив душевную чистоту. Этот небольшой рассказ занимает достойное место в русской деревенской прозе второй половины ХХ века.
Конец 80–х годов ознаменован возвращением имен. В школьной программе появились произведения Леонида Андреева, Михаила Булгакова, Евгения Замятина, Владимира Набокова. Возвращение Александра Солженицына к российскому читателю началось в 1988 году. В библиотеках появляются ранее изъятые из обращения журналы с его произведениями, «Новый мир» публикует «Нобелевскую лекцию» и отобранные самим писателем главы романа «Архипелаг ГУЛАГ», а в 1990 году выходит полное собрание сочинений Солженицына в 8–и томах.
Как пишет Ю.В. Лазарев: «Уже в конце 1980–х годов учителя самостоятельно, на свой страх и риск, берут произведения Солженицына для чтения и изучения. Методический журнал для словесников «Литература в школе» в № 5 за 1989 год публикует информацию об отмене решения об исключении Солженицына из Союза писателей СССР, принятое на заседании секретариата Союза писателей 30 июня 1989 года» [7].
Для школьной программы были выбраны «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». Однако в августе 2008 года был начат новый этап в изучении творчества писателя в школе. Уход Солженицына из жизни породил взрыв интереса и всяческого внимания к его биографии и творчеству. Как пишет Лазарев: «Не остались в стороне и политики: самого известного в стране борца с тоталитаризмом и диссидента записали в идеологи доминирующей партии, дали указание организовать музеи, назвать в его честь улицы. А 5 августа премьер–министр на встрече с министром образования и науки предложил доработать учебные программы и полнее представить в них жизнь и творчество писателя» [7]. Такое насаждение сверху тотчас же вызвало реакцию журналистов, и появились статьи с такими заголовками: «Зачем нашим детям навязывают Солженицына?» [7]. Разгорелась бурная полемика, которая привела к тому, что произведения Солженицына то исключались, то обратно включались в более расширенном виде в школьную программу некоторых школ. Такая ситуация свидетельствует о том, что судьба Солженицына в школе будет непростой, зависящей от идеологии и политического направления. На наш взгляд, произведение «Матренин двор» затрагивает настолько вечные проблемы и показывает такие простые истины, что оно не может зависеть ни от каких ситуаций, и его обязательно нужно изучать в школе. В этом заключается актуальность нашей работы.
Цель исследования: раскрыть проблематику и изучить поэтику рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» и особенности его преподавания в школе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть рассказ «Матренин двор» в контексте деревенской прозы 60–х – 70–х годов ХХ века
2. Охарактеризовать проблематику рассказа «Матренин двор» и его художественное своеобразие
3. Раскрыть жанровые особенности рассказа «Матренин двор»
4. Охарактеризовать архитектонику, повествовательную структуру рассказа
5. Рассмотреть специфику конфликта в рассказе
6. Проследить функционирование портретной, пейзажной и интерьерной детали
7. Охарактеризовать идейно–эмоциональный пафос произведения
8. Раскрыть особенности языкового оформления рассказа
9. Охарактеризовать содержание программ, соответствующих новым ФГОС
10.Рассмотреть тематику и содержание уроков, посвященных творчеству А.И. Солженицына
11. Проанализировать методические проблемы и методические приемы по изучению рассказа «Матренин двор» в 11 классе современной школы
Объект исследования: творчество А.И. Солженицына
Предмет исследования: изучение рассказа А.И. Солженицына в современной школе
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение:
Солженицын – великая и сложная фигура в истории русской литературы ХХ века. Масштаб его личности и творчества, глобальность художественных и духовных прозрений сформировали представление о нем как явлении не только грандиозном, по сути эпохальном, но и в определенной степени знаковым.
Уже в самом начале творческого пути Солженицын вступает в жесточайшую схватку с теми силами, которые отринули вечные духовные ценности, заменив их голой идеологией или лозунгами материального потребления. Он бесстрашно обращается к самым острым проблемам современности, к «запретным» темам: воссоздает историю чудовищных преступлений тоталитарного режима против собственного народа, рассказывает о деградации колхозной деревни, о развращающем воздействии атеизма на духовное здоровье нации, о катастрофических последствиях реформ 90–х годов и т.д. [22, с. 339–340.]
В основу произведений Солженицына положены факты, а образы героев имеют реальных прототипов, автор делает сознательную установку на минимальный вымысел. Важнейшее значение для него имеет критерий жизненной правды, без которой нет правды художественной. В таком подходе к пониманию сути искусства отражается религиозное восприятие мира, свойственное Солженицыну. Как считает исследователь Спиваковский, в реальной жизни писатель «стремится увидеть то, чего не замечают другие, – действие Промысла в человеческом бытии». [20, с.8]
Для Солженицына настоящее искусство немыслимо без ориентации на нравственный и этический абсолют. Тем не менее в творчестве Солженицына авторское «я» присутствует в очень большой степени. Именно поэтому его книги нас будоражат, восхищают, заставляют остановиться и задуматься над своей дорогой в жизни, пересмотреть свои взгляды и ценности. Художественные работы Солженицына чаще всего представляют собой прямую текстуализацию – литературное изложение и осмысление – периодов или мгновений из реальной жизни автора. Это мифоэпическое измерение сквозит даже в таких деталях, как одежда персонажей. Но самое главное, его персонажи наполнены сложным, динамичным, эмоциональным и психологическим содержанием. Поэтому он как бы вне моды, вне времени, ведь темы, подымающиеся в его произведениях, будут актуальны во все времена и навсегда останутся по–отечески близкими нашим сердцам.
То, что Солженицын принес в литературу – не узкая правда, не правда сообщения. Тюремные и лагерные сюжеты, нищета деревни, бесправие народа – были обычной темой разговоров, переписки, своего рода частных жанров. Эти жанры не пересекались с письменной литературой не только из–за недостатка гражданского мужества. Не было языка, пригодного для изображения этой новой реальности. Солженицын не просто сказал правду, он создал язык, в котором нуждалось время, и произошла переориентация всей литературы, воспользовавшейся этим языком. Принять эту правду нам, россиянам, было вначале сложно, страшно и дико. Но автор убедил нас, нашел те тонкие ниточки души, через которые мы можем осязать его язык и мысли, через которые мы смогли взглянуть на мир его глазами.
Особое место в творчестве Солженицына занимает рассказ «Матренин двор». Это небольшое произведение – своего рода девиз писателя, не даром первое название его было «Не стоит село без праведника». Рассказ о настоящей русской праведнице, без которой нет и не может быть России.
А. И. Солженицын строит повествование таким образом, чтобы события русской истории, изображаемые в его произведениях, представали перед читателем не только в своем эмпирическом течении, но и как глобальное «космическое» противоборство мирового Зла с мировым Добром. Функция встречающихся в его прозе важнейших символических образов состоит в том, чтобы спроецировать этот вневременной онтологический конфликт на конкретные события русской истории, судьбы отдельных людей и страны в целом.
Особое внимание в работе мы постарались уделить проблемам, которые возникают у преподавателей литературы на уроках, посвященных творчеству писателя. Подробно рассмотрены различные методические и учебные пособия и дан пример урока 11 класса.
Фрагмент текста работы:
1 ГЛАВА. ПРОБЛЕМАТИКА, АРХИТЕКТОНИКА, ХАРАКТЕРОЛОГИЯ, ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАССКАЗА А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР»
1.1.Рассказ «Матренин двор» в контексте «деревенской прозы» 60 – 70–х годов ХХ века
Еще А.С. Пушкин произвел соотнесение понятий «Русь» и «деревня». В XIX в. закрепощённая Русь–деревня вызывает глубокое сочувствие и видится преимущественно в идеальном ракурсе – как образец соборного сознания и религиозно–нравственных устоев русской культуры, соблюдения традиций. Но уже на рубеже веков картина меняется. В повести «Олеся», рисуя портреты крестьян, в 1898 году А.И. Куприн использует в основном черный цвет: «Обыкновенно над такой задачей он мучительно раздумывал минут десять, а то и больше, причем его смуглое худое лицо с впалыми черными глазами, все ушедшее в жесткую черную бороду и большие усы, выражало крайнюю степень умственного напряжения» [5]. Или «Он боком подходил к столу, облокачивался на него локтями, просовывал между своими черными, заскорузлыми, несгибающимися пальцами перо и спрашивал меня, подняв к верху брови», «Его черные глаза следили за мною издали с упреком и неудовольствием каждый раз, когда я собирался идти в лес, хотя порицания своего он не выказывал ни одним словом» [5]. Черный цвет в этих случаях символизирует необразованность, темноту крестьян, а также их черное дело, которое им предстоит совершить по отношению к Олесе, избив и закидав ее камнями, когда она придет в церковь.
Пореформенная деревня вызывает у писателей ассоциации с невежеством, убогостью, косностью. Такие писатели как И.А. Бунин и М. Горький воспроизводят гнетущие картины социального и нравственного разложения крестьянства, склонность к беспочвенному и беспощадному насилию и т.д.
Такой образ русской деревни продолжает и ранняя советская литература, которая осуждает идею революционной трансформации русской деревни, воплотившуюся в воспевании колхозов. Такой вариант насильственного передела дал противоположный эффект. Как пишет исследователь: «колхозная практика имела своим следствием не преобразование традиционного крестьянского менталитета, а, скорее, наоборот, – его сохранение, замораживание. Так вновь закрепощённое крестьянство по воле судьбы на весь советский период оказалось в роли апотропея традиционной народной культуры. Именно поэтому «Русь изначальная» была заново открыта литературой во второй половине ХХ в» [16].
Тема «Руси изначальной» поднялась вновь в русской литературе второй половине ХХ века, породив целое «деревенское направление», которое можно назвать одним из «самых значительных явлений художественной жизни этих десятилетий» [16]. Деревня на страницах литературных произведений вновь превратилась в средоточие основ нравственности и духовности. Как замечают исследователи: «У начала этой возвратной волны стоит рассказ А. Солженицына «Матренин двор», идейно–мотивный комплекс которого был подхвачен и развит деревенской прозой» [16].
Известно, что первое название рассказа «Матренин двор» звучало так: «Не стоит село без праведника». Так Солженицын сформулировал основную мысль своего произведения, рисуя практически иконографический образ своей героини. Деревенская проза 60–80 годов подхватывает эту идею Солженицына. Такие писатели как В. Астафьев, В. Распутин, Ф. Абрамов выделяет типологическое сходство в воссоздании образа человеческой личности. Вместо обычного советского человека писатели–деревенщики изобразили человека «земного в деяниях и помыслах», образ которого определен бытийными координатами – землей, природой, традиционными устоями деревенского уклада. Родовой дом, опоэтизированный труд на земле, соборность, естественность и простота – основные столпы мировоззрения селянина и определяющие начала концепции человека, который становится героем новой деревенской прозы 60–х – 80–х годов ХХ века.
Однако «Матренин двор» не был, по меткому замечанию И. Дедкова, «сигналом к окутыванию российской деревни праведническим флером». И лучшие произведения о деревне, написанные, в том числе и под влиянием рассказов Солженицына, «дают нам реальную картину реальной жизни, выявляют распространенные и существенные умонастроения времени… они раздвигают наши знания о жизни, развеивают туман старых иллюзий, они обнадеживают. Наконец, они укрепляют в нас чувство истинного, мужественного патриотизма, сильного сознанием подлинных достоинств и подлинных недостатков». [15]