Курсовая с практикой на тему Проблема воспитания как предмет исследования отечественных и зарубежных психологов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Основные трактовки понятия «воспитание» и предпосылки его зарождения в научной
мысли.. 5
1.1. Понятие «воспитание» в научных исследованиях. 5
1.2. Основные концепции феномена «воспитания». 8
Глава 2.
Современные психологические концепции феномена «воспитание». 23
2.1. Современные зарубежные концепции. 23
2.2. Современные отечественные концепции. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 40
Введение:
Актуальность
данной работы обусловлена тем, что феномен «воспитания», как процесс, и как
результат, в целом в научной мысли не нашел единого подхода. Воспитание было
предметом исследования философии (Д.Г.
Мид, Дж. Локк, И.А. Ильин, М.С. Каган
и др.), педагогике (А.С. Макаренко, С.Д. Ушинский, Ю. Бабанский, И.П.
Подласый, В.А. Слестенин и др.), психологии (Л.С. Выготский, А.Г. Асмолов, Б.Ц.
Бадмаев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В.
Запорожец, П.Я. Гальперин и др.), социологии (И. Ф. Гербарт, З. Бауман, П.
Бурдье, Э. Гидденс, П. Дракер, П. Штомпка, А. Мудрик и др.) и других науках.
Каждая из которых пытается в различных трактовках и направлениях объяснить его
особенности, значение.
Исследование истоков воспитания и воспитательных процессов дает
возможность понять логику развития воспитательной мысли и воспитательной
практики от зарождения до современности и сохранить, извлечь и преумножить
бесценный опыт.
А рассмотрение основных подходов к воспитанию в трудах психологов,
поможет рассмотреть этот процесс с точки зрения структуры личности, когнитивных
процессов, а так же научно-практического обеспечения этого направления.
Объектом данного исследования является феномен «воспитание».
Предмет исследования — процесс развития и становления феномена
«воспитание» в теории отечественной и зарубежной психологии.
Цель исследования — выяснить особенности становления и развития феномена
«воспитание» в теории отечественной и зарубежной психологии.
Задачи исследования:
1. определить основные научные подходы к феномену «воспитание»,
2. исследовать исторические этапы становления феномена
«воспитание»,
3. определить и провести комплексный анализ ключевых концепций
феномена «воспитание» в теории отечественной и зарубежной психологии.
Основными методами для написания работы выступили: анализ и
обобщение научной литературы, систематизация научного материала, синтез
концепций и понятий.
В процессе написания работы
мы использовали методы общенаучного системного анализа и синтеза как
органической единства закономерно расположенных и взаимосвязанных частей;
индукции и дедукции процесса суждения, что достигает выводу за имеющегося
состояния знаний; аналогии, сходства отличных предметов, явлений с
определенными свойствами, признаками или отношениями; абстрагирование как метод
отвлечения, позволяющий переходить от конкретных вопросов к общим понятиям и
законам развития.
Практическая значимость данного исследования заключается в том,
что «воспитание» как психологический феномен, может быть системно изучен и
рассмотрен на основе других наук. Основные выводы могут лечь в основу
дальнейшего исследования феномена «воспитания».
Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка литературы.
Заключение:
Итак, воспитание — это процесс, который
всегда целенаправлен, реализуется с помощью специальных условий путем
воздействия на личность.
Большинство
известных концепций, связанных с выяснением сущности воспитания ребенка, в том
числе и семейного, основываются на определении способов социального становления
растущей личности, которое и должны обеспечивать родители.
Авторами многих концепций были
выдающиеся ученые второй половины ХІХ – начала ХХ века. Однако, многие из
вышеуказанных подходов на сегодня подлежат переосмыслению с новых методологических
позиций, а всесторонний объективный их анализ является целесообразным,
поскольку этого требует целостность нашего исследования.
Методологической
основой современных концепций воспитания являются философские, социологические
и психологические идеи, среди которых ведущую роль играют экзистенциализм,
гуманистическая психологическая школа и социально-критическая франкфуртская
школа
Итак, современные концепции
воспитания разрабатываются на основе философских учений или психологических
теорий развития психики и личности, таких как:
– психоаналитическая теория личности
(З. Фрейд, К.Г. Юнг и их последователи);
– психосоциальная теория развития
личности (Э. Эриксон);
– поведенческая (бихевиористская)
теория (Д. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура и др.);
– когнитивная теория (Ж. Пиаже, Л.
Кольберг и др.);
– гуманистическая психология (А.
Маслоу, К. Роджерс и др.);
– культурно-историческая теория
психического развития (Л.С. Выготский и его последователи)
Сюда прежде всего
относятся такие теории и концепции, как:
— прагматизм (сочетание в
воспитании врожденных инстинктов с привитием ребенку определенных идей для
воплощения ею своей практической выгоды);
— психоаналитическая
теория (стандартизация и программирование ребенка в сочетании с терпимостью и
толерантностью родителей);
-неофрейдизм
(обусловленность семейного воспитания особенностями культуры определенного
общества);
бихевиоризм (обучение
ребенка определенным способам поведения за помощью различных стимулов);
— гуманистический
психоанализ (демократизация семейных взаимоотношений);
— гуманистическая теория
(признание ценности ребенка, который постоянно стремится к самоосуществления,
«помощь» старшего младшему в процессе общения);
— психогенная теория
(взаимодействие поколения родителей и поколения детей);
— трансакционный метод
(обучение ребенка тому, в какие игры ей придется «играть»).
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Основные трактовки понятия «воспитание» и предпосылки его зарождения в
научной мысли 1.1. Понятие «воспитание»
в научных исследованиях Научные исследования
проблемы возникновения воспитания были начаты в XIX веке. Появилось несколько
подходов относительно понимания этого явления: биологический, психологический,
религиозный и социальный (трудовой). Основоположниками биологического подхода
относительно возникновения воспитания является английский философ-социолог
Г.Спенсер и французский этнограф Ш. Летурно (конец XIX века), которые
доказывали, что воспитание не является специфической, характерной особенностью
человеческого общества, а — биологическим явлением, присущим всем живым
организмам: как позвоночным, так и беспозвоночным. В частности, в книге «Эволюция
воспитания у различных человеческих рас» Ш. Летурно пробует доказать, что
воспитание возникло за пределами человеческого общества, то есть раньше, чем
появился человек. На основе наблюдения над животными Ш. Летурно заключает, что
воспитание существует уже в животном мире: кошка учит котят ловить мышей, а
утка утят — плавать. Следовательно, человек, появившись на свет, подражает уже
установленным, подготовленным формам воспитания [4].
Психологический подход
обосновал американский историк педагогики Пол Монро. Он признал отличие психики
человека от животного. Поэтому позицию Ш.Летурно он подвергал критике. Вместе с
тем, П.Монро считал, что в основе воспитания лежит подражание детьми взрослых. Таким
образом, наследование является механизмом, сущностью воспитательного процесса. По
данным современной психологии, средствами подражания дети до 3-х летнего
возраста присваивают стиль поведения родителей. Позже основным путем формирование
опыта детей становится управление воспитательным процессом со стороны
родителей, воспитателей. Поэтому следование только частично может объяснить
сущность возникновения воспитания [1].
Автором религиозного
подхода относительно возникновения воспитания был немецкий историк педагогики. Карл
Шмидт, который утверждал, что в воспитании проявляется, прежде всего,
творческое действие Духа Всемогущего. В христианстве, как известно, считается
священной Троица (Бог — Отец, Бог — Сын и Бог — Дух Святой). Последний и
освящает способность родителей воспитывать своих детей. По библейской
мифологии, в момент изгнания из Эдема (Рая) первых людей — Адама и Евы —
Бог-Отец через Святого Духа дал им способности к воспитанию детей [7].
Социальный подход
(трудовой) основан немецкими социологами К.Марксом и Ф.Энгельсом. Последний в
работах «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и «Происхождение
семьи, частной собственности и государства» показал, что причиной возникновения
воспитания была трудовая деятельность первобытных людей. В связи с
совершенствованием трудовых процессов возникла необходимость изготовления
орудий труда и умение управлять ими.
Таким образом, только с
изготовлением орудий труда у первобытных людей появляется потребность в
передаче подрастающим поколениям знаний и умений производства и пользование
орудиями. Именно старшие вынуждены передавать младшим трудовой опыт, чтобы
выжить в условиях борьбы с грозными силами природы. Благодаря труду, Ф.Энгельса,
биологические предпосылки возникновения человека смогли трансформироваться в
человеческие на социальном уровне [5].
Учитывая наличие широкого
спектра трактовок понятия «воспитание», сформированных по таким признакам, как:
целенаправленность воздействия на воспитанника; социальная направленность этого
влияния; создание условий для овладения личностью определенных норм отношений;
освоение человеком комплекса социальных ролей [4], обоснуем сущность процесса
воспитания как основополагающего для целостного процесса.
В «Педагогическом
словаре» «воспитание» истолковано как процесс целенаправленного,
систематического формирования личности, обусловленный законами общественного
развития, действием многих объективных и субъективных факторов» [3].
Понятие используется в
широком и узком значениях, собственно, в широком смысле – это вся сумма влияний
на психику человека, направленных на подготовку ее к активному участию в
производственной, общественной и культурной жизни общества». Такой процесс
имеет измерение специально организованного воздействия воспитательных заведений
и разворачивается стихийно как следствие определенных социально-экономических
условий в обществе. «Воспитание» с узким значением является «планомерным
влиянием родителей и школы на воспитанника» для развития выявленных дарований
или сдерживание определенных задатков согласно цели, идеала воспитания [14, с. 53].
Воспитание – удаленный процесс продвижения к цели, формирование личности
согласно общественного идеала [4].
Исследователи В.А.
Сластенин, И.П. Подласый
рассматривали воспитание как социально и
педагогически организованный процесс создания оптимальных условий формирования
человека как личности и как влияние воспитателя на воспитанника с целью
формирования у него желаемых социально-психических и физических качеств.