Курсовая с практикой на тему Проблема тревожности у детей младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические аспекты
проблем тревожности у детей младшего школьного возраста
1.1. Психолого-педагогический аспект
развития учащихся младших классов
1.2. Проявление тревожности у младших
школьников
Глава 2. Практические аспекты проблем
тревожности у детей младшего школьного возраста
2.1. Диагностика уровня тревожности у
детей младшего школьного возраста
2.2. Рекомендации по преодолению
проблем тревожности у детей младшего школьного возраста
Список использованной литературы
Введение:
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся
эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, повышенным беспокойством.
Проблемы школьной тревожности и путей ее коррекции раскрыты в исследованиях
А.М. Прихожан, Р.С. Немова, А.В. Петровского, М.С. Неймарка, Л.С. Славиной,
Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, Л.И. Божович, Л.Ф. Обуховой, Е.В. Савиной и т.д. Известно, что школьное обучение
всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Стремление избежать
неуспеха также усиливает страх неудачи. В результате, возрастающая тревожность
становится постоянной помехой и ведет к появлению таких негативных симптомов,
как школьная дезадаптация, дидактогенные неврозы, дидактоскалогения, школьная
фобия, хроническая не успешность, школьный невроз.
Знания учителем причин возникновения
повышенной тревожности, приведет к своевременному проведению
коррекционно-развивающей работы, способствуя тем самым снижению тревожности и
формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста. Поэтому
данная проблема всегда актуальна для учителя начальной школы, осуществляющего
коррекционно-развивающую работу с тревожными детьми.
Объект исследования: тревожность у
детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: проблема
тревожности у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить проблемы
тревожности у детей младшего школьного возраста и предложить рекомендации.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития
младших школьников
2. Рассмотреть проблему тревожности
младших школьников
3. Провести диагностику уровня
тревожности младших школьников
4. Предложить рекомендации по преодолению проблем
тревожности у детей младшего школьного возраста.
Заключение:
У наибольшего количества детей младшего школьного возраста фактором
высокой тревожности является страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Детям
необходимо помочь, подчёркивая перед группой их положительные качества, выбирая
для них виды деятельности, в которых они могут достигнуть заметного успеха. Также
одновременно необходимо проводить работу с родителями путём их информирования о
результатах диагностик – в личных беседах, а также на родительских собраниях.
Естественно, ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок стал тревожным.
Однако родители порой не замечают своего непосредственного влияния на повышение
тревожности у детей, не видят, что они способствуют развитию этого качества у детей. Поэтому необходимо направить
внимание родителей на успехи детей, ежедневно хвалить их в присутствии других
членов семьи (например, во время общего ужина).
Кроме того, необходимо не унижать достоинство ребенка, даже если взрослые
очень раздосадованы и сердиты. Не стоит заставлять ребенка извиняться за тот
или иной поступок; уж лучше научить его объяснить, почему он это сделал (если
захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, то это обычно
вызвать у него чувство озлобления.
Очень действенным
является снижение количества замечаний. Кроме этого, не устрашать детей
невыполнимыми наказаниями. Особенно
действуют благотворно ласковые прикосновения родителей: это поможет тревожному
ребенку не только обрести чувство уверенности и доверия к миру, но и избавит
его от страха насмешек и предательства.
Родители тревожного ребенка должны быть последовательны и единодушны в
поощрениях и наказаниях. Таким образом, работа учителя по снятию школьной тревожности и страхов должна быть
включена в ход учебных занятий,
внеклассной и внеучебной деятельности. Эта работа будет иметь эффект только при
создании благоприятных условий семье и школе,
где хорошие отношения будут поддерживать ребенка.
Фрагмент текста работы:
Исходя из возрастной периодизации, в младшем школьном
возрасте, когда ребенок является субъектом учебной деятельности, он развивает
возрастные новообразования — теоретическое сознание и мышление, развивает их
соответствующие способности (рефлексия, анализ, психическое планирование), а
также обучение потребности и мотивы.
Роль игр уменьшается, однако ряд исследований показывает, что
эти игры являются эффективным методом личностного развития младшего школьника.
Следовательно, в младшем школьном возрасте, с переходом
ведущей деятельности с игровой на образовательную, ребенок перестает быть
предметом игры, но автоматически не становится субъектом учебной деятельности,
для этого ему необходимо создавать условия. Благодаря тому, что активные
действия являются основой игровой деятельности, она отлично вписывается в образовательную,
и тогда младший ученик становится не просто объектом, а предметом учебной
деятельности.
Переход к школьному образованию и новый образ жизни,
связанный с позицией учащегося, в том случае, если ребенок внутренне принял
соответствующую позицию, открывает путь для дальнейшего формирования его
личности. Дети приходят в школу с желанием учиться, узнавать что-то новое, с
интересом к самим знаниям. Более того, их интерес к знаниям тесно связан с их
отношением к обучению, как к серьезной, социально значимой деятельности [1,
72].
До 8 лет у детей можно найти только репродуктивные
образы-представления известных объектов или событий, которые не воспринимаются
в данный момент времени, и эти образы в основном статичны.
Продуктивные образы-представления результата новой комбинации
некоторых элементов появляются у детей после 9 лет, и развитие этих образов,
вероятно, связано с началом обучения в школе.
Внимание ребенка 9-10 лет становится произвольным, но в
течение довольно длительного времени, особенно в младших классах,
непроизвольное внимание детей остается сильным и конкурирующим с произвольным
[12, 46].
Уже к 4-му году обучения в начальной школе ребенок формирует
такой уровень объема, устойчивости, переключаемости и концентрации
произвольного внимания, какой присущ и взрослому человеку.
Говоря о переключаемости внимания, можно сказать, что в этом
возрастном периоде она выше, чем у среднестатистического взятого взрослого.
Такое явление связано с молодостью самого организма, а также подвижностью
процессов в центральной нервной системе ребенка младшего школьного возраста.
Так, школьники на 3-4-м году обучения могут с легкостью
переключаться с одного вида деятельности на другой.
Но в данном случае внимание школьника сохраняет так
называемые признаки детства. Совершенные черты внимания активизируются лишь в
том случае, если предмет либо явление, привлекшие внимание, в особенности интересны
лично для ребенка.
В школьные годы развитие памяти продолжается. А.А. Смирнов
провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного
возраста и пришел к следующим выводам:
— с 6 до 14 лет дети активно развивают механическую память
для единиц информации, которые не связаны логически;
— вопреки широко
распространенному мнению о том, что с возрастом увеличивается преимущество
запоминания значимого материала, фактически обнаруживаются противоположные
отношения: чем старше становится младший ученик, тем меньше преимущество
запоминания значимого материала перед бессмысленными.
Это, по-видимому, связано с тем, что упражнение памяти под
влиянием интенсивного обучения на основе запоминания приводит к одновременному
улучшению всех видов памяти у ребенка, особенно тех, которые относительно
просты и не связаны со сложной психической деятельностью.
В общем, память детей младшего школьного возраста
довольно хорошая, и в первую очередь это касается механической памяти, которая
довольно быстро прогрессирует в первые три-четыре года обучения в школе.
Опосредованная логическая память несколько отстает в своем развитии, поскольку
в большинстве случаев ребенок, будучи занят учебой, трудом, игрой и общением,
полностью обходит механическую память.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие «тревожность» в психологии 6
1.2. Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста 10
Вывод по главе 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16
2.1. Организация и процедура исследования тревожности у детей младшего школьного возраста 16
2.2. Методы и методики исследования 17
2.3. Результаты исследования 20
Вывод по главе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
Введение:
Актуальность темы. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, повышенным беспокойством. Проблемы школьной тревожности и путей ее коррекции раскрыты в исследованиях А.М. Прихожан, Р.С. Немова, А.В. Петровского, М.С. Неймарка, Л.С. Славиной, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, Л.И. Божович, Л.Ф. Обуховой, Е.В. Савиной и т.д.
Известно, что школьное обучение всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремление избежать неуспеха также усиливает страх неудачи. В результате, возрастающая тревожность становится постоянной помехой и ведет к появлению таких негативных симптомов, как школьная дезадаптация, дидактогенные неврозы, дидактоскалогения, школьная фобия, хроническая неуспешность, школьный невроз.
Некоторые дети с выраженной тревожностью могут считаться «удобными» и внешне выглядят довольно успешными: они всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения. Другая форма проявления школьной тревожности – так называемые трудные дети, неуправляемые, невнимательные.
Особое внимание школьная тревожность привлекает тем, что отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности ребенка: на учебу, общение, здоровье и общий уровень психологического благополучия. Поэтому исследования проблем тревожности у детей младшего школьного возраста является актуальным.
Цель исследования – изучение проблем проявления тревожности у детей младшего школьного возраста и провести диагностику тревожности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – диагностика тревожности у детей младшего школьного возраста.
Гипотезы исследования:
1. Своевременное выявление факторов, влияющих на формирование тревожности у младших школьников, снизит уровень тревожности младших школьников.
2. С помощью коррекционной программы возможно снизить уровень школьной тревожности младших школьников.
Для проверки гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
— изучить понятие «тревожность» в психологии,
— проанализировать особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста,
— определить организацию и процедуру исследования тревожности у детей младшего школьного возраста,
— проанализировать методы и методики исследования,
— провести анализ и обсуждение результатов диагностики тревожности у детей младшего школьного возраста.
Методологическую основу исследования составили работы таких психологов, как: Адлер А., Астапов В.М., Долгова В. И., Прихожан А.М., Сушкова Ф., Фрейд 3. И др.
Для реализации поставленных задач и подтверждения гипотез использовался комплекс методов исследования.
Метод теоретического уровня (теоретический анализ научной литературы; сопоставление и обобщение научно-исследовательских работ по проблеме).
Методы эмпирического уровня – диагностические методы. Согласно поставленным целям и задачам исследования нами использовались следующие методики: Проективная методика диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан; «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса», «Опасения и страхи» (А. И. Захарова).
Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 1», Ханты-Мансийского Автономного округа — Югра, г. Нягань, ул. 30 лет Победы, д 12. Выборку составили учащиеся 3 класса. Общее количество участников исследования составило 20 испытуемых младшего школьного возраста от 9 до 10 лет. Среди них 12 девочек и 8 мальчиков.
Структура и объем работы. Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
Таким образом, из всего вышесказанного, необходимо заключить, что анализ теоретических подходов к понятию «тревожность» относится к эмоциональной сфере человека и связана с тревогой, к переживанию которой человек испытывает склонность.
Причины тревожности могут быть следующие: временное психическое состояние, когда тревожность является оптимальной реакцией человека на проблемную ситуацию; свойство личности, т.е. основывается на врожденных качествах; фрустрация социальных потребностей, возникающая под воздействием факторов стрессового характера (формируется в болезненный тип тревожности в результате длительного стресса, который накладывается на последствия неправильного воспитания в семье).
В настоящее время возрастает число детей, которые отличаются эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, повышенным беспокойством, что является проявлением тревожности. Возрастающая тревожность у детей младшего школьного возраста становится причиной появления школьной дезадаптации, дидактогенных неврозов, дидактоскалогении, школьной фобии, хронической неуспешности, школьного невроза.
Часто проблемы ребенка связаны с его взаимодействием в системах «ребенок — ребенок» и «ребенок — взрослый» и формируются при определенных неблагоприятных условиях. Тем не менее, хотя основные проблемы ребенка младшего школьного возраста связаны с переходом к новому типу деятельности (от игры к учебе) и, соответственно, сменой образа жизни, основная проблема зачастую кроется в семейных отношениях.
Отрицательный эмоциональный фон тревожного ребенка младшего школьного возраста характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера. Кроме того, одним из проявлений тревожности у детей младших классов является снижение уровня произвольности в двигательной, эмоциональной сферах, поведении и общении.
Нами были рассмотрены следующие методики диагностики тревожности у детей младшего школьного возраста: Проективная методика диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан, «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса», «Опасения и страхи» (А. И. Захарова).
Таким образом, у детей с высоким уровнем тревожности отрицательное отношение появлялось во многих ситуациях. Даже, казалось бы, мирные ситуации вызывают отторжение. У большинства детей (11 человек со средним уровнем тревожности) отторжение вызывали в основном ситуации, на которых ребенка заставляли что-то делать (помогать по дому или делать что-то, связанное со школой) или оставляли одного. У шести человек (низкий уровень тревожности) наблюдается эффект «не вижу зла»: во многих ситуациях с агрессией пока учитель не опишет ситуацию, как агрессивную, они не видят ничего плохого.
Общая тревожность в школе характерна для всех испытуемых; высокий уровень переживания социального стресса характерен для 6 человек; фрустрация потребности в достижении успеха характерна для 4 детей; страх самовыражения не проявляется у 8 детей; страх ситуации проверки знаний у 16 человек; страх не соответствовать ожиданиям окружающих наблюдается у 7 человек; низкая физиологическая сопротивляемость стрессу обнаружена у 5 человек; проблемы и страхи в отношениях с учителями обнаружены только у 2 детей.
Исходя из исследования страхов, которым подвержены дети выявилось, что дети больше всего подвержены страху темноты, менее подвержены страху к животным и стихиям. Боязнь крови наблюдается у 14 человек, меньше всего дети подвержены всем остальным страхам.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие «тревожность» в психологии
В современных психологических словарях «тревожность» определяется как:
— склонность индивида к переживанию тревоги («Краткий психологический словарь» [19, с. 326];
— состояние подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения, целесообразного в ситуации возможной опасности («Словарь практического психолога» [14, с. 189]);
— чувство страха и негативные предчувствия, сопровождаемые продолжительной и усиленной физиологической активацией (словарь-справочник «Психология. А-Я» [18, с. 236-237]);
— личностная черта, характеризуемая легким и частым проявлением состояния тревоги («Психологический словарь» И.М. Кондакова) [17, с. 208];
— индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности к частым переживаниям тревоги («Большой психологический словарь») [15, с. 347-349].
«Тревожность» близко связана с понятием «тревога» — эмоциональное состояние, связанное с ощущением страха и негативных предчувствий относительно будущего при отсутствии ощутимой угрозы. Тревога является «разовым» эмоциональным состоянием, т.е. таким, которое возникает в определенные моменты. Тревожность – это именно склонность к такому состоянию, которая может быть:
— ситуативной (связанной с какой-либо внешней ситуацией);
— свойством темперамента (являющейся стабильным свойством личности);
— сформировавшимся вследствие внутренних и внешних факторов образованием (последствием нервно-психического заболевания, соматического заболевания или психической травмы).
Тревожность характеризуется низким порогом тревоги. Возникает тревожность на фоне свойств нервной и эндокринной системы. Окончательно формируется в силу нарушения форм внутриличностного и межличностного общения.
Представления о тревожности в психологии изменяются в зависимости от подхода, теории, направления.
В психоаналитическом подходе природа тревожности объясняется следующим образом. Тревожность возникает, когда порождающие сильную тревогу болезненные для человека переживания, вытесненные из сознания для защиты от излишнего и мучительного перевозбуждения, грозят вырваться из подсознательного уровня при взаимодействии с факторами, восприятие которых связывается на уровне ассоциативных связей с травмирующей ситуацией [20, с. 106-107].
Таким образом, при, казалось бы, абсолютно не связанных с изначальной травмой событиях человек испытывает постоянное чувство тревоги, что и определяется как тревожность.
Индивидуальная теория личности А. Адлера рассматривает тревожность как следствие невроза, симптомом которого является тревога. Так как невроз, по А. Адлеру, возникает вследствие переживания в детстве физических страданий, чрезмерной опеки или отвержения и представляет отсутствие чувства безопасности и наличие чувства неполноценности, то тревожность является реакцией на тревогу от чувства постоянной угрозы самооценке, ощущения неуверенности и повышенной чувствительности [1].