Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Проблема сознания героя в творчестве М. А. Булгакова

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения творчества М. Булгакова 6
1.1. Особенности творчества М. Булгакова, основные сюжетные элементы 6
1.2. Способы анализа произведений Михаила Булгакова 10
Глава 2. Проблема сознания как элемент сюжета в творчестве М. Булгакова и А.Чехова 26
2.1. Характеристика произведений М.Булгакова «Мастер и Маргарита», «Дьяволиада», А.Чехова «Палата №6», «Черный монах» 26
2.2. Проблема сознания как элемент образования сюжетов произведений 30
2.3. М.Булгаков и А.Чехов – врачебная деятельность, ее отражение в произведениях 39
Заключение 41
Список использованной литературы 44 

  

Введение:

 

Интерес к творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова не угасает и в начале нового тысячелетия. Каждый год выходит большое количество работ, посвященных различным аспектам его изучения.
Исследователи стремятся открыть в творчестве писателя новые глубины, расширить литературный и социокультурный контекст творчества Булгакова, вскрыть связи его философии и изобразительной системы с художественным опытом современников и предшественников.
По справедливой характеристике В. В. Гудковой, современное булгаковедение разделилось на несколько магистральных направлений.
Первое – это исследование творчества писателя в рамках традиционного литературоведения с пристальным изучением характеров, психологической мотивации персонажей, поэтики произведения.
Второе – это изучение мотивной структуры творчества Булгакова в целом, начало которому положил Б. М. Гаспаров .
Наконец, третье – это получившее распространение в 1980-90-е годы раскрытие всевозможных «кодов», якобы заложенных Булгаковым в его произведениях – от культурных до эзотерических.
Мы считаем наиболее плодотворным первый путь изучения творчества Булгакова.
Метод А.П. Скафтымова, заключающийся в пристальном внимании к смысловому целому произведения, осознанному в подчинении некой единой творческой задаче автора, не потерял своей актуальности, а напротив, служит ключом для понимания авторской воли писателя во множестве трактовок, интерпретаций, оценок, в частности, и в области булгаковедения .
В большом потоке очень важной и нужной исследовательской работы подчас не хватает самого простого – внимания к тексту, поиска смысловых ориентиров и доминант не вне произведения, а внутри него. Недостает иногда единой концепции восприятия каждого отдельного произведения и творчества автора в целом.
По сути говоря, мало разработанными остаются фундаментальные проблемы своеобразия поэтики и стилистики Булгакова, определения его места в литературном процессе, соотношения традиции и новаторства в его творчестве.
Писатель отстаивал культуру как великую общечеловеческую и личную ценность. В эти годы ей грозила смертельная опасность, – в неистовстве нового нигилизма, в бесовстве берлиозов, швондеров и шариковых, прорвавшихся к власти.
Булгаков до конца стоял на том, что в сохранении культурной памяти – общее спасение наше. И спасение каждого. Он предупреждал о трагедии, которая будет следствием духовного беспамятства, когда править бал будет Сатана потребительщины и уравнительности .
Жизнь и творчество М.А. Булгакова овеяны мистическим ореолом. Это один из самых загадочных писателей русской литературы. Продолжая в своем творчестве традиции Гоголя, автор приобрел и таинственность, присущую Николаю Васильевичу.
Возможно, все дело в том, что в своем творчестве он не боялся использовать образы нечистой силы, а, возможно, причина такой мистификации кроется в другом. Краткая биография Булгакова поможет разобраться в некоторых непонятных и интересные факты из жизни писателя, выяснить, какова была причина смерти.
Цель исследования – проанализировать проблему сознания героя в творчестве М. А. Булгакова.
Объект исследования – теоретические аспекты изучения творчества М. Булгакова.
Предмет исследования – проблема сознания как элемент сюжета в творчестве М. Булгакова и А.Чехова.
Задачи исследования:
— изучить и описать особенности творчества М. Булгакова, основные сюжетные элементы;
— рассмотреть способы анализа произведений Михаила Булгакова ;
— дать характеристику произведений М.Булгакова «Мастер и Маргарита», «Дьяволиада», А.Чехова «Палата №6», «Черный монах» ;
— проанализировать проблему сознания как элемент образования сюжетов произведений ;
— охарактеризовать особенности врачебной деятельности М.Булгаков и А.Чехова, ее отражение в произведениях .
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Каждый человек как общественное существо живет и действует в определенной системе ценностей. Ценности отражают образ жизни человека. При этом разные ценности имеют для человека разное значение, с чем связана иерархия ценностей – одни и те же вещи и явления для разных людей имеют неодинаковую ценность, как и в разное время для одной и той человека (например, сытый и голодный по- разному относятся к куска хлеба, симфоническая музыка или современный рок могут вызывать у людей как чувство наслаждения, так и раздражение).
Поэтому своеобразие ценностей как основы жизнедеятельности людей можно отобразить давней басней. Путешественник спрашивает у трех рабочих, которые возят кирпич: «Что вы делаете?». Один отвечает: «Кирпич вожу», второй — «На хлеб зарабатываю», третий — «Храм строю». Это и является образным отражением различных ценностных ориентаций людей.
«Мастер и Маргарита» — это «роман в романе». Главы о жизни Москвы 30-х годов граничат с рассказами на библейские темы (роман, который пишет мастер, интерпретирует известную историю столкновения Иисуса и Понтия Пилата, а также историю жертвенной гибели Христа). Это позволяет писателю рассматривать современность с позиции вечности и через призму христианских ценностей.
Каждый из миров произведения «Мастер и Маргарита» — земной, библейский и космический — имеет, согласно концепции Г. Сковороды, две стороны – на первый взгляд, в Москве все благополучно, люди едят, пьют, развлекаются, но на самом деле это общество давно больное. Поэтому на Землю и приходит дьявол в образе обычного обывателя. Использование мотивов Г. Сковороды помогает М. Булгакову осознать скрытый, нераскрытый содержание жизни и показать его истинную сущность.
Характерной чертой композиции является тот факт, что эпическая рассказ сочетается с лирическими отступлениями, в которых выражается авторская позиция.
Стоит отметить, что сатира Михаила Булгакова близка к гоголевской, он с честью продолжил традиции своих предшественников.
М. Булгаков в своих произведениях широко использует средства комического – юмор, иронию, гротеск, сарказм, которые помогают раскрыть общее состояние общества XX в., показывают его позорное воздействие на человека. По внешнему комизму у автора всегда скрыты горькая боль и тревога за человечество, стремление найти пути выхода из трагедии.
Из довоенного далека М. Булгаков встает как поразительное явление русского духа. В эпоху слепого фанатизма и безвольного приспособленчества он сохранил великую душевную стойкость. Его ясная мысль, его удивительный, неподражаемый вольный смех витают над десятилетиями, живут в сонме характеров и множестве сюжетов.
Он воплотил в себе беспокойную традицию великой русской литературы – преодоление одиночества души человеческой, взыскующей смысла жизни, постигающей «проклятые вопросы» бытия. Эти мировые вопросы трагически преломились в XX веке, и разлом прошел через Россию, через самую душу нашего соотечественника.
Бессмертная повесть Михаила Булгакова «Морфий», исповедь врача-морфиниста в форме дневника, неоднократно ставилась на театральной сцене.
История молодого сельского врача, однажды применившего на себя чудодейственный препарат – морфий. Применил для успокоения боли телесной… но чудесное свойство его было также в успокоении и боли и тоски душевной.
А у кого, как ни врача – есть самый беспрепятственный доступ к раствору морфия?..
Инъекция за инъекцией, и препарат стал частью жизни, вернее – бездонным черным колодцем, за стенки которого не ухватиться, а конец – все ближе и ближе…
Начало ХХ века, когда о наркотиках не знали столько, сколько сейчас, не говорили и не предупреждали. Личные записи наблюдений человека, попавшему в зависимость по причине болезни, далее – по роковому неведению и по всё сильнее развивающемуся пристрастию к приему наркотика (кокаина), разлагающего и тело и душу. Изменения в поведении, в потере контроля над эмоциями, над своими действиями, невозможность адекватно воспринимать происходящее, и что самое страшное – не имеющего воли отказаться от приема убивающего его «лекарства». Жутко, конечно. Тем более, что написано врачом, т.е. человеком, знающим все особенности функционирования организма здорового и больного.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА М. БУЛГАКОВА

1.1. Особенности творчества М. Булгакова, основные сюжетные элементы

В 1909 году Михаил Булгаков получает аттестат об окончании Первой киевской гимназии и подает прошение ректору Киевского университета святого Владимира о зачислении его на медицинский факультет. 1913-го Михаил Булгаков вступает в брак с Татьяной Лаппа. Венчали их в церкви Николая Доброго. Обряд совершал духовник семьи Булгаковых отец Александр Глаголев. В 1916 году Булгаков заканчивает университет, и удостаивается степени «лекаря с отличием».
Врачебная практика Михаила Афанасьевича длилась не более пяти лет, но так пришлась на время войн и революций, была по-настоящему насыщенной: служба в прифронтовых госпиталях, больницах Красного Креста, земстве, фронтовой врач на Кавказе. 1918 Михаил Булгаков открывает частную практику врача-венеролога в доме на Андреевском спуске, 13. В это же время, по воспоминаниям мемуариста, работает над медицинскими рассказами, читает их семьи и друзьям в своем кабинете. Эти рассказы будут опубликованы в «Медицинском журнале» 1926 года за названием «Записки юного врача». В 1919-м белогвардейцы мобилизовали Булгакова и отправили военным врачом на Кавказ .
Кавказ сыграл в жизни Булгакова, как и в судьбах других писателей, важную формовочную роль. Здесь он оставляет профессию врача и окончательно связывает свою жизнь с литературой. Работает в литературной, театральной секциях подотдела искусств, пишет пьесы, которые ставят местные театры. В 1919 году в газете «Грозный» было опубликовано эссе «Грядущие перспективы». Это первая известная публикация писателя. Осенью 1921 году Михаил Афанасьевич ненадолго приезжает в Киев, а затем – в Москву, «чтобы остаться в ней навсегда», как напишет в автобиографии.
Начало литературной деятельности в Москве связан с журналистикой. Сегодня самые известные его фельетоны, очерки, эссе в газете «Гудок» и в московской редакции газеты «Накануне», которую возглавлял Алексей Толстой. Ему удалось привлечь на страницы издания лучших писателей из тех, кто остался в советской России. «Накануне» печатает первую и вторую части «Записок на манжете» (полностью при жизни не опубликовано), «Похождения Чичикова», «Красную корону», «Псалом».
В 1923 году руководство газеты «Накануне» отправляет Булгакова в Киев. Здесь он встречается с родными и друзьями юности. После этой поездки будет опубликован очерк «Киев-город», который является важным этапом в работе над романом «Белая гвардия» .
В течение всей литературной жизни, во всех произведениях писателя звучит ностальгическая нота о легендарных временах как норме жизни и о демоническом деструктивизме новой советской истории. Об этом его новые повести «Дьяволиада», «Роковые яйца». Их опубликуют в альманахе «Надра». В это время Булгаков расстается с Татьяной Лаппа. Своей новой жене Любови Белозерской писатель посвящает первый роман «Белая гвардия». Журнал «Россия» в 1925 году напечатает его первые две части. Больше в России произведений Булгакова не печатали почти до самой смерти писателя. Все произведения, которые принесут ему всемирную славу, – романы «Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита», пьесы, повести «Собачье сердце» читатель увидит через много лет.
А в 1925 году начинается новый роман – с театром. Лучший театры Москвы: МХАТ, Камерный театр, театр имени Вахтангова ставят пьесы Булгакова: «Дни Турбиных», «Багровый остров», «Зойкина квартира». Премьера «Зойкина квартира» состоялась 22 октября 1926 в Киеве, в Театре русской драмы, а уже потом – в театре имени Вахтангова. Успех спектаклей колоссальный.
Драматурга Булгакова узнавали на улицах, на спектаклях был полный аншлаг, занавес поднимали множество раз, звучали овации актерам, автору. Но чем громче звучала людская молва, тем жестче реагировала советская критика. Булгакова вызывают на допрос в ОГПУ, на квартире писателя был произведен обыск, конфисковано дневник, экземпляр повести «Собачье сердце». 1929 год Михаил Булгаков называет годом катастрофы. Из репертуара театров сняты все пьесы писателя, запрещены к постановке новые произведения: «Бег», «Кабала святош», продолжается настоящая травля со стороны официозной критики, исчерпаны все источники доходов, Булгаков думает о самоубийстве. Он пишет письма Сталину, другим членам правительства с просьбой разрешить ему выезд из СССР .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы