Курсовая с практикой на тему Проблема социальной адаптации детей с интеллектуальным недоразвитием
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1.Теоретико-методологические основы изучения процесса социализации детей с интеллектуальным недоразвитием 5
1.1.Общая характеристика процесса социализации 5
1.2.Социально-психологические особенности детей с интеллектуальным недоразвитием 12
1.3.Особенности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью 21
Выводы по 1 главе 24
Глава 2.Специфика социально-психологической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью. прикладные аспекты 25
2.1.Основные направления социально-психологической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью 25
2.2.Перспективы развития социально-психологической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью 33
Выводы по 2 главе 35
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Введение:
Главной целью стратегического направления в развитии специально-го образования является обеспечение условий, способствующих реализа-ции особых образовательных потребностей детей с ограниченными воз-можнотями здоровья не только в процессе школьного обучения, но и по-сле его завершения. Особый остроактуальный характер приобретает про-блема социальной адаптации, подготовка к самостоятельной жизни ум-ственно отсталых детей, подростков, молодых людей. Процесс воспитания и включения таких лиц в социальные контакты и связи имеет особую спе-цифику.
Большой вклад в разработку проблемы социальной адаптации детей с нарушениями в развитии внесли отечественные ученые как в области со-циальной и коррекционной педагогики (Г.Л. Андросова, Г.В. Васенков, А.А. Венгер, В.В. Воронкова, Н.М. Галимова, О.Б. Дудко, С.Д. Забрам-ная, А.В. Закрепина, М.А. Егорова, Э.И. Леонгард, Г.А. Мишина, Н.В. Москоленко, Ж.И. Назамбаева, Е.А. Стребелева, Л.Ф. Хайртдинова, И.И. Черепанова, О.О. Шацкая, Н..Шматко и др.), так и специальной психоло-гии (Л.Г. Агавелян, И.С. Багдасарьян, Н.Л. Белопольская, Т.Г. Богданова, Г.Г. Буторин, Е.Г. Дзугкоева, О.В. Залесская, И. А. Коробейников, И.Ю. Левченко; Н.В.Мазурова, В.М. Махова, И.И Мамайчук, Е.М. Мастюкова).
Проблема включения детей с умственной отсталостью в реальную жизнь общества является актуальной. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его спо-собности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружаю-щих, жизни является главной задачей специальной школы. Весь процесс обучения и воспитания ребенка с умственной отсталостью направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.
Цель исследования: изучение проблемы социальной адаптации де-тей с интеллектуальным недоразвитием.
Задачи исследования:
1. Обозначить общую характеристику процесса социализации.
2. Охарактеризовать социально-психологические особенности детей с интеллектуальным недоразвитием.
3. Определить особенности социальной адаптации детей с интеллек-туальной недостаточностью.
4. Исследовать основные направления социально-психологической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
5. Проанализировать перспективы развития социально-психологической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что исследовав особен-ности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью поможет определить основные перспективы социально-психологической работы по их адаптации в современном обществе.
Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.
Заключение:
Основной целью стратегического направления развития специально-го образования является обеспечение условий, способствующих реализа-ции особых образовательных потребностей детей с ограниченными воз-можностями здоровья не только в процессе школьного обучения, но и по-сле его окончания. Особо острый характер приобретает проблема соци-альной адаптации, подготовки к самостоятельной жизни умственно отста-лых детей, подростков, молодежи. Процесс воспитания и включения таких лиц в социальные контакты и связи имеет особую специфику.
В ходе исследования мы решали поставленные задачи: обозначили общую характеристику процесса социализации; охарактеризовали соци-ально-психологические особенности детей с интеллектуальным недоразви-тием; определили особенности социальной адаптации детей с интеллекту-альной недостаточностью; исследовали основные направления социально-психологической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью; проанализировали перспективы развития социально-психологической ра-боты с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Социализация личности призвана гармонизировать отношения в звене «личность — общество». Отчасти этот процесс зависит от врожден-ных механизмов и созревания нервной системы, но прежде всего он опре-деляется тем опытом, который человек получает на протяжении всей своей жизни.
У всех детей с умственной отсталостью или умственной отсталостью отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление к познанию окружающего мира, снижена реакция на внешние раздражите-ли, отмечаются равнодушие и общая патологическая инертность. У них нет потребности в эмоциональном общении со взрослыми. В то же время такой ребенок должен быть социализирован, поэтому он не может жить отдельно от общества.
Интеграция в общество детей с ограниченными интеллектуальными возможностями не может происходить так же, как у нормально развиваю-щихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к разрыву связей с об-ществом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда способен адекватно воспринимать социальные нормы и требования. Психологическое сопровождение и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте – это главное, в чем нуждаются отстающие в раз-витии дети и подростки.
В результате исследования мы установили, что детям с интеллекту-альным недоразвитием процесс социализации будет проходить в условиях занятий по социально-бытовой ориентировке. Перспективами развития со-циальной адаптации становится инклюзивное образование.
Перспективой развития в сфере социальной адаптации детей с интел-лектуальной недостаточностью является инклюзивное образование. Ин-клюзивная школа – это новый тип образовательной системы общего обра-зования в России. Инклюзивное образование ориентировано на то, что все дети, несмотря на их физические, интеллектуальные и другие особенности, включены в систему общего образования – они обучаются и воспитывают-ся по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где их специальные образовательные учитываются потребности и необходимая социальная поддержка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.Теоретико-методологические основы изучения процесса социализации детей с интеллектуальным недоразвитием
1.1.Общая характеристика процесса социализации
Социализация – процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Личность человека прибывает в общество не с неведомых галактик и планет. Она рождается и развивается в определенной социальной макро- и микросреде. Она приходит в организацию из конкретных семей, органи-заций, компаний сверстников и несет в себе особенности этого своеобраз-ного социального окружения [29].
Личность, группа, общество представляют собой диалектическое единство. Личность также немыслима вне общества, вне группы, как обще-ство и группы не существуют без личностей. В основе единства этих трех слагаемых, в основе преломления и закрепления в личности требований общества, группы лежит процесс социализации личности.
Понятие социализации впервые было разработано в конце 40-х — начале 50-х годов в трудах американских социальных психологов А. Пар-ка, Д. Доллэрда, Дж. Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтерса и др. Интерес к проблеме социализации у нас возник несколько позже, чем за рубежом, — во второй половине 60-х годов. Первые редакции понятия «социализация» указывали, прежде всего, на то, что это — процесс усвоения социальных норм и ценностей, процесс вхождения в социальную среду. Значительно позднее в определение понятия «социализация» были внесены существен-ные поправки, указывающие на то обстоятельство, что нельзя этот слож-ный и многомерный процесс рассматривать односторонне, только как усвоение индивидом социальных норм и ценностей. Социализация должна рассматриваться как двусторонний процесс, включающий и активное вос-производство индивидом общественных отношений [29]
Хотя социализация прочно заняла свое место в работах зарубежных и отечественных социальных психологов и социологов, это понятие доста-точно долго и достаточно критически воспринималось в нашей педагоги-ческой науке, в центре которой — изучение содержания и методов обуче-ния и воспитания. И лишь в начале 80-х, когда в педагогике проявился ин-терес к проблемам социального воспитания и к социальной педагогике, появились первые работы педагогов, в частности Р.Г. Гуровой [13] и А.В. Мудрика [22], где рассматривались и проблемы социализации.
Неприятие педагогической наукой социализации было отнюдь не случайным, поскольку педагоги опасались, что социализация вытеснит один из главных предметов педагогики — воспитание. Такая ситуация бы-ла вызвана тем, что не были достаточно четко определены и разграничены два этих близких, но отнюдь не однозначных понятия. Кроме того, следует отметить, что существовала и существует проблема более четкого опреде-ления и разграничения понятий «социализация» и «развитие», что непо-средственно относится к области психологии.
Иллюстрацией того, насколько в современной социальной педагоги-ке смешаны и не различаются эти понятия, служат их определения в Сло-варе-справочнике по специальности «Социальная педагогика». — М., 2007. Здесь определено:
• «Развитие — процесс закономерного развития личности в резуль-тате социализации» [29, с. 14].
• «Социализация — развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроиз-водства социальных и культурных ценностей, а также саморазвитие и са-мореализация в том обществе, к которому принадлежит» [17, с. 13].
То есть в одном случае развитие определяется как развитие, что уже само по себе некорректно и звучит как известная тавтология «масло мас-ляное». В другом случае социализация определяется через развитие, что также некорректно, поскольку это два различных процесса и, соответ-ственно, два неидентичных понятия.
Социализация (от лат. socialis — общественный) — это двусторонний процесс, включающий, во-первых, усвоение индивидом социального опы-та, системы социальных связей путем вхождения в социальную среду и, во-вторых, активное воспроизводство индивидом системы социальных связей в процессе деятельности [29, с. 13]. В результате этого процесса индивид становится полноправным членом общества. Социализация личности, яв-ляясь центральной проблемой социальной психологии, призвана гармони-зировать взаимоотношения в звене «личность — общество». С первых ча-сов жизни человека начинается этот процесс, в основе которого лежат свя-зи между индивидами и освоение социальных навыков. Отчасти этот про-цесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако прежде всего он определяется тем опытом, который человек полу-чает на протяжении жизни.
Первые редакции понятия «социализация» указывали, прежде всего, на тот факт, что это — процесс усвоения социальных норм и ценностей, процесс вхождения в социальную среду. Так, И.С. Кон определяет социа-лизацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность». [17, с. 22] Близкое к этому определение социализации дает Б.Д. Парыгин [25].
Значительно позднее в определение понятия «социализация» были внесены существенные поправки, указывающие на то обстоятельство, что нельзя этот процесс рассматривать односторонне, только как усвоение ин-дивидом социальных норм и ценностей. Социализация должна рассматри-ваться как двусторонний процесс, включающий активное воспроизводство индивидом общественных отношений. Так, Г.М. Андреева дает следующее определение: «Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой сто-роны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс ак-тивного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду». [1, с. 338] Об этих двух взаимосвязанных, взаимообусловленных процессах, составляющих сущность социализации, пишет Б.Ф. Ломов: «С одной сто-роны, личность все более включается в систему общественных отношений, ее связи с людьми и разными сферами жизни общества расширяются и углубляются, и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Эта сторона личности часто определяется как ее социализация. С другой стороны, приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. разви-тие в обществе включает процесс индивидуализации». [18, с. 308]