Курсовая с практикой на тему Проблема социального неравенства и бедности в Российской Федерации, пути ее решения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. НЕРАВЕНСТВО И БЕДНОСТЬ КАК
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.. 5
1.1 Природа социально-экономического
неравенства и его последствия. 5
1.2 Понятие, причины и
социально-экономические последствия бедности……. ……….12
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
НЕРАВЕНСТВО И БЕДНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ.. 15
2.1 Предпосылки, особенности,
тенденции, проблемы измерения и результаты неравенства в России. 15
2.2 Экономический анализ бедности и
неравенства в России: масштабы, территориальная дифференциация, миграция и
проблема воспроизводства….. 18
ГЛАВА 3. ПУТИ
ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕДНОСТИ В РОССИИ.. 22
3.1 Социальная
политика РФ по преодолению бедности. 22
3.2 Приоритетные
направления решения проблемы неравенства и бедности в отечественной экономике. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 34
Введение:
Показатели
социально-экономического развития и их динамика отображают факт того, что в РФ
проблема неравенства, действительно, очевидна и значима. Далее возникает
вопрос, каким образом социально-экономическое положение граждан снизилось
несколько десятилетий назад, каковы причины возникновения высокой
дифференциации населения в контексте развития нашего государства.
Начнем с анализа факторов
появления социально-экономического неравенства в обществе. Если предположить,
что социально-экономическое неравенство представляет собой различия в
возможности равного доступа к материальным благам и способности удовлетворить
личные потребности, то основным фактором, влияющим на объем потребления
материальных благ индивидами, является уровень их доходов. Как отмечает Л.
Костылева, существует три группы факторов, влияющих на размеры доходов, среди
которых [1, с. 54 – 58]:
1. Факторы макроуровня –
основаны на политике страны или региона в целом. К ним можно отнести
экономический потенциал страны (региона), уровень научно-технического
прогресса, уровень инфляции, уровень развития производственных сил,
политическую ситуацию в стране, степень развитости системы социальной защиты,
государственную политику в сфере доходов и занятости.
2. Факторы микроуровня,
возникающие на уровне предприятия (фирмы), где работает индивид. Здесь следует
учитывать вид деятельности предприятия, его техническую оснащенность, условия
труда, конкурентоспособность, локальную политику руководства предприятия и др.
3. Индивидуальные
факторы, связанные с личностными качествами индивида, его способностями,
уровнем и качеством образования, предрасположенностью к риску, профессиональной
квалификацией. Здесь также можно отметить инвестиционные возможности индивида,
наличие и объем в собственности средств производства, а также его жизненную
позицию, уровень личной мотивации, стремление к социальному соревнованию и др.
Так, переход России от плановой экономики, подразумевающей под собой
государственное формирование доходов и гарантированную систему социального
обеспечения всего населения, к рыночным условиям формирования доходов привел к
кардинальным изменениям всей структуры доходов.
Значимое место в уровне
доходов граждан стали занимать доходы от предпринимательской деятельности (7,5
% – 10,25 %) и доходы от собственности (5 % – 6,25 %). На фоне этих изменений
происходило падение объемов производства, разрушение традиционных хозяйственных
связей, сопровождающееся социально-экономическими кризисами страны (дефолт,
рост преступности, рост недоверия к власти).
В данной курсовой работе, предметом которой являются
причины, последствия бедности и пути её преодоления, а объектом – феномен бедности
в современном российском обществе, считаю необходимым остановиться на изучении
характерных черт и особенностей наличия этого феномена в нашей стране.
Таким образом, цель исследования – анализ путей преодоления бедности в России.
Задачи исследования:
— охарактеризовать теоретические основы
исследования неравенства и бедности как социально-экономических явлений;
— провести анализ социально-экономического
неравенства и бедности как проблемы российской экономики;
— предложить
приоритетные направления решения проблемы неравенства и бедности в
отечественной экономике.
Структура
работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
данной работе рассматривались
причины и последствия социально-экономического неравенства как негативного
антисоциального явления. Подчеркивается, что реальное соблюдение
конституционных принципов государством, изменение социальной политики, развитие
гражданских институтов может способствовать разрешению обострившейся проблемы.
Определяются инструменты осуществления государственной политики в области
снижения социальной напряженности.
Рассмотрено понятие
бедности в социально-экономическом, историческом и институциональном аспектах.
Обсуждаются индивидуальные и общественные причины бедности и основные факторы,
определяющие уровень бедности.
Показано, что бедность
является общественной проблемой, а ее уровень – индикатором качества институтов
и государственной политики. Оценка уровня бедности является не только
экономико- статистической, но и политической проблемой.
В частности, методика
определения уровня бедности, основанная на оценке прожиточного уровня, обладает
значительным потенциалом для манипуляций.
На основании исследований
ряда авторов показано, что важнейшим фактором имущественного расслоения
является инфляция, и высказана гипотеза о том, что нынешняя дифференциация
доходов в России также объясняется во многом инфляцией в постсоветский период и
крайне низкими темпами экономического роста.
Также обсуждалась
проблематика использования механизма реализации права на социальное обеспечение,
права на труд с точки зрениям правового регулирования деятельности
негосударственного сектора в социальной сфере. В работе выдвигается и
обосновывается тезис о необходимости модернизации инструментов социального
обеспечения, выработки новых технологий при оказании государственной социальной
помощи гражданам Российской Федерации. Также обсуждалась специфика бедности в
России и был сделан вывод о том, что она слабо зависит от уровня образования и
квалификации работников и в большей степени, чем в других странах, от места
работы, отрасли, региона, размера населенных пунктов и т. п.
Показано, что политика в
отношении доходов отдельных категорий населения может приводить к росту
неравенства как в региональном плане, так и между различными социальными группами.
Кратко рассмотрены методы
и инструменты преодоления бедности и показана ограниченность возможностей
государственной политики, с одной стороны, и возможные негативные последствия
политики выравнивания доходов – с другой.
В заключение обсуждалась
стратегия модернизации российской экономики вообще и достижения национальной
цели по снижению уровня бедности вдвое.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
НЕРАВЕНСТВО И БЕДНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
1.1
Природа социально-экономического неравенства и его последствия
В 1990-е годы активно
формировалось новое законодательство в области социального регулирования,
направленное либерализацию и резкое сокращение расходов государства на решение
социальных проблем. Е.А. Данилова указывает, что за последнее десятилетие XX века
в РФ социальная политика была реконструирована под рыночные условия, что
означало развитие рынка платных услуг.
Преобразования, в первую
очередь, затронули такие сферы как система образования, здравоохранения и жилья
[2]. Е.Ю. Горохова обращает внимание на то, что финансовая политика федеральных
властей была неодинаковой в отношении различных субъектов, что вызвало
обострение межнациональных конфликтов и сепаратистских настроений [3].
Как отмечают Д. Джаватов
и М. Маллаева, с учетом исторического опыта развития, территориальных
особенностей, для нашей страны характерны три основные группы причин социально-экономического
неравенства [4, с. 67]:
1. Уровень дохода различных социальных групп.
Период 1990-х годов сопровождался процессом интенсивного перераспределения
объема денежных доходов населения в пользу наиболее высокодоходной группы
населения, в то время как доходы основной массы населения стали существенно
сокращаться, что привело к возрастанию децильного коэффициента фондов (от 8 до
16,8).
Такие
изменения стали основной причиной обнищания большей части населения РФ и
являются преградой для формирования среднего класса в структуре российского
общества.
2. Разные возможности адаптации социальных
групп к новым экономическим проявлениям. Это относится и к привилегированным
слоям населения, имевшим неограниченный доступ ко многим благам, и к той части
домохозяйств, которые уверены в том, что их благосостояние зависит от
государства. Такого рода представления, неготовность к переменам, консерватизм
снизили экономическую активность части населения РФ, что способствовало
снижению их уровня доходов.
3. Региональные и
территориальные особенности, которые обуславливают неравные возможности решения
социально-экономических проблем. В современный период разрыв социально-экономических
показателей в зависимости от региона очевиден.
Социальное неравенство
населения напрямую связано с факторами природно-климатического характера,
уровнем экономического развития регионов, что обеспечивает занятость, уровень
оплаты труда, состояние отраслей социальной сферы.
Отметим, что региональное
неравенство на сегодняшний день, в том числе, ярко выражено в различном доступе
к социальным и культурным благам, к качественному образованию.
Итак, характерной чертой
социально-экономического развития в 1990-е годы возникло внезапное расслоение
населения по доходам, резкое сокращение государственных расходов на культуру,
образование, здравоохранение, что негативно сказывалось на состоянии и развитии
экономики.
Однако неравенство
доходов увеличивалось не только в 1990-е годы, но продолжало расти и при
положительной экономической динамике позднее. Преобладающая часть доходов
населения по-прежнему формируется за счет оплаты труда.
Однако если в
организациях государственной и муниципальной форм собственности разрыв в оплате
крайних децильных групп умеренный, то в частном секторе он выше, более чем
вдвое [5, с. 83 – 100]. Еще одной немаловажной причиной
социально-экономического неравенства в РФ стал межотраслевой разрыв в
заработной плате и доходах.
С внедрением рыночных
отношений в постсоветскую экономику востребованными и высокооплачиваемыми стали
профессии в сферах экспортоориентированных производств и финансово-банковской
системы, в то время как отрасли, обеспечивающие жизненные потребности населения
и воспроизводство человеческого капитала оказались менее значимыми в
современных реалиях.
Например, оплата труда
работников финансовой и страховой сферы превышает оплату труда работников,
занятых в сельском хозяйстве, более чем в 3 раза; оплата труда работников
добывающей промышленности превышает оплату труда работников сферы образования и
здравоохранения почти в 2,5 раза.
Неравенство в доходах
усугубляется притоком большого количества легальных и нелегальных мигрантов из
республик бывшего СССР, социально-экономическое положение которых, как правило,
невысокое.
Анализ демографической
ситуации в РФ показал, что наибольший приток мигрантов обеспечивается за счет
стран СНГ: численность мигрантов из Украины в 2016 г. – 178 274 человека, из
Казахстана – 69 356 чел., из Узбекистана – 60 977 чел. Из стран дальнего
зарубежья наибольший приток из Китая – 8 027 чел. в 2016 г. [6].
Пополнение
демографической численности населения РФ за счет трудовых мигрантов ведет к
усилению социальной напряженности, к еще большим масштабам бедности,
способствует сокращению рабочих мест и уровня оплаты труда
низкоквалифицированных профессий. Особо остро данная проблема ощущается в
крупных развитых городах, таких как г. Москва и г. Санкт-Петербург.
Кроме того, внешнеполитические события,
связанные с дестабилизацией обстановки в Украине, способствовали притоку
трудовых мигрантов на юг России: в Ростовскую область и Краснодарский край.