Курсовая с практикой на тему Проблема синхронизации курсов истории России и всеобщей истории в 5-9 классах.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В 5-9 КЛАССАХ 5
1.1. Процесс преподавания всеобщей истории и истории России в 5-9 классах 5
1.2. Анализ несовпадений между курсами всеобщей истории и истории России в 5-9 классах 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИНХРОНИЗАЦИИ КУРСОВ ИСТОРИИ РОССИИ И ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В 5-9 КЛАССАХ 19
2.1. Анкетирование практикующих учителей на выявление существующих проблем синхронизации курсов истории России и всеобщей истории в 5-9 классах 19
2.2. Возможные варианты решения проблемы синхронизации курсов истории в 5-9 классах 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 36
Введение:
На сегодняшний день наблюдаются существенные перемены в органи-зации и содержании образовательного процесса, в особенности историческо-го образования. Наиболее актуальным можно назвать вопрос синхронизации изучения истории. Преподавание предметов «История» направлено на обес-печение качественного образования, соответствующего требованиям XXI в., на консолидацию российского общества на основе традиционных российских ценностей, а также на развитие национальных культур и региональных куль-турных традиций в системе образования.
Формирование и корректировка содержания учебников истории в се-годняшней России осуществлялось в составе модернизации структуры школьного исторического образования. В качестве основных причин данно-го процесса многие авторы отмечают тип государственной политики в сфере образования, нужда общества и следующий этап в становлении информаци-онного социума.
Вопросы синхронизации курсов истории и формирования единого учебного пособия по мировой истории весьма противоречивы в отечествен-ном обществе, поскольку выходят за границы общепедагогических проблем на идеологический уровень.
Идея о синхронном построении курсов всеобщей и национальной ис-тории, выраженная в девятнадцатом веке в стремлении разработать «ком-плексный» учебник по всемирной истории, актуальна и для сегодняшнего ис-торического образования. Определение верных способов решения данной проблемы на основании недостатков учебников прошлых веков становится важной задачей для современных учителей, историков и методистов.
Проблема исследования: учебники Всеобщей истории, имеющиеся в Федеральном перечне, не синхронизированы содержательно с учебниками истории России.
Актуальность темы нашей работы обусловлена процессами, происхо-дящими в системе образования в целом, и системе основного общего образо-вания в частности. Пути развития общего исторического образования в со-временной российской школе, включая вопросы содержания, структуры, традиционно являются одним из наиболее дискуссионных вопросов образо-вательной политики и массовой педагогической практики.
Цель исследования – разработать рекомендации по решению пробле-мы, связанные с синхронизацией курсов истории России и всеобщей истории в 5-9 классах.
Объект исследования – процесс преподавания всеобщей истории и ис-тории России в 5-9 классах.
Предмет исследования – проблема синхронизации курсов истории Рос-сии и всеобщей истории в 5-9 классах.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать процесс преподавания всеобщей истории и исто-рии России в 5-9 классах.
2. Выделить несовпадения между курсами всеобщей истории и истории России в 5-9 классах.
3. Провести анкетирование практикующих учителей на выявление су-ществующих проблем синхронизации курсов истории России и всеобщей ис-тории в 5-9 классах.
4. Выделить возможные варианты решения проблемы синхронизации курсов истории в 5-9 классах.
Источниковой базой исследования стали нормативно-правовые доку-менты, в соответствии с которыми осуществляется процессы преподавания истории, оценивания качества образования в основном и среднем общем об-разовании.
Структура работ. Курсовая работа состоит из двух глав, введения, за-ключения и списка источников и литературы.
Заключение:
Предмет «История» в своей структуре охватывает учебные циклы по «Всеобщей истории» и «Истории России». Если говорить о нормативно-правовых требованиях к результатам обучения, стоит сказать о стандартиза-ции нашего образования. ФГОС нацелен на создание и поддержание единого образовательного пространства. Созданы примерные основные образова-тельные программы основного общего образования, которые призваны объ-единить образовательное пространство нашей страны. Учебники проходят систему изучения, одобрения, утверждения авторитетными комиссиями и ФГОС.
В настоящее время образовательные организации для преподавания истории используют учебники, утвержденные федеральным перечнем учеб-ников, принятом Минобрнауки приказом от 31 марта 2014 года № 253 с из-менениями, введенными приказами от 8 июня 2015 года № 576, от 28 декаб-ря 2015 года № 1529, от 26 января 2016 года № 38. Это УМК по истории издательства «Просвещение» под ред. А. В. Торкунова, УМК по истории из-дательства «Русское слово» под ред. Ю. А. Петрова, УМК по истории изда-тельства «Дрофа» И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л. М. Ляшенко и др. (6–10 классы).
Предлагаемые учебные пособия полностью соответствуют действую-щим Примерным основным образовательным программам, ФГОС. В 2016 г. все учебные пособия получили положительные заключения по результатам проведения научной, педагогической и общественной экспертиз.
Актуальной остается задача синхронизации курсов российской и все-общей истории. Отечественная и Всемирная истории должны остаться как два самостоятельных, но взаимосвязанных курса.
Недостаток методических разработок по формированию и развитию метапредметной компетенции, несовершенство программ повышения квали-фикации на рынке учебной литературы обостряют проблему перехода на новый УМК.
С целью выявление существующих проблем синхронизации курсов ис-тории России и всеобщей истории в 5-9 классах было проведено анкетирова-ние среди учителей истории. В анкетировании приняло участие 22 учителя из 9 школ города Сургут.
Главными задачами анкетирования было выяснить, во-первых, что са-ми практикующие учителя, понимают под синхронизацией курсов истории России и всеобщей истории в 5-9 классах; во-вторых, определить насколько остро стоит проблема в организации процесса синхронизации курсов исто-рии России и всеобщей истории в 5-9 классах. Так же в цели анкетирования входило выявления круга проблем, с которыми педагоги сталкиваются в хо-де синхронизации курсов истории России и всеобщей истории в 5-9 классах, и какая помощь им требуется.
В ходе дискуссии были выявлены основные трудности, возникающие при переходе от концентрической к линейной системе преподавания истории в школе (синхронизация курса отечественной и зарубежной истории, не-определенность с новым УМК по всеобщей истории, психологическая и про-фессиональная переподготовка учителей истории, сдача экзаменов по исто-рии), плюсы и минусы новых направлений ведущих издательств УМК по ис-тории, изменения в рабочих программах, затронули проблему цифровой школы.
Единогласно учителя истории высказали мнение, что переход к линей-ной системе преподавания истории своевременен, необходим и, скорее всего, будет способствовать восстановлению интереса к истории как предмету, как науке, повышению уровня исторических знаний у подрастающего поколе-ния. Обобщив опыт учителей-историков, можно сделать вывод, что все по-нимают значимость синхронизации курсов истории России и Всеобщей исто-рии. Для преодоления затруднений в ходе индивидуальных консультаций были выработаны следующие методические рекомендации по преподаванию истории при переходе на линейную систему:
1) При переходе с 6 в 7 класс в случае несовпадения тем при синхрони-зации курсов «История России» и «Всеобщая история» необходимо изучать период XVI — XVII вв. по следующей схеме: История России: Эпоху Ивана Грозного повторить. Уделить время тем темам из XVI в., которые прошли слабо (Культура, например). Далее проходить XVII век. Всеобщая история: повторить XVI в. (Нидерландская революция, Англия при Тюдорах, евро-пейская культура обязательно). Затем изучать XVII век.
2) При переходе с 7 в 8 в курсе «История России» за время изучения периода правления Петра Великого (первая четверть XVIII в.) в связи с не-совпадением хронологических периодов повторить в рамках курса «Всеоб-щая история» тему «Эпоха Людовика XIV» «Промышленный переворот», «Эпоха Просвещения» и «Культура XVIII в.».
3) При изучении истории в 9 классе с учетом того, что в заданиях по ОГЭ на 2019-2020 уч. год сохраняются вопросы по истории Росси за XX – начала XXI вв. необходимо изучать период истории России XX в., несмотря на то, что в учебнике по-новому ФГОС ОО история России XX в.» должна изучаться в 10 классе. Учебники по истории России 9 класса по ФГОС ОО заканчиваются периодом Первой мировой войны. Для этого учителю можно проводить курс внеурочной деятельности по новейшей отечественной исто-рии для обучающихся, желающих сдать ОГЭ по истории.
4) Необходимо использовать ЭОР, аудиокниги по истории, видеофраг-менты исторических фильмов, презентации для каждого урока, причем один видеофрагмент позволяет существенно «оживить» урок.
В соответствии с результатами ответа на вопрос о синхронизации кур-сов в анкетировании большинство учителей используют дополнительные по-собия, схемы и таблицы, считают, что нужно синхронизировать как: 70% — история России,30% — процессы других стран. В 5–9 классах общеобразова-тельных учреждений рекомендуется последовательное изучение курсов все-общей истории и истории России. При этом следует учитывать, что курс «История России» занимает приоритетное место и должен занимать не менее 60-70 % по объему учебного времени.
Таким образом, цель, поставленная в работе, выполнена, а задачи ре-шены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В 5-9 КЛАССАХ
1.1. Процесс преподавания всеобщей истории и истории России в 5-9 классах
Как область знаний и гуманитарная наука (комплекс наук), история изучает прошлое человеческого общества во всем его многообразии. Изуче-ние значимых исторических событий и судеб людей прошлого и настоящего формируют понимание места, и роли человека в потоке времени. Недоста-точно только лишь констатировать исторические события. Осознание за-блуждений и ошибок на пути движения к современному миру, помогает вы-рабатывать научно обоснованные выводы, избегать субъективных решений.
Преподавание истории ведется в соответствии со следующими феде-ральными документами [2]:
Конституцией РФ;
Федеральным законом «Об образовании в РФ»;
Национальной доктриной образования в РФ» (на период до 2025 года);
Федеральным государственным образовательным стандартом ос-новного общего образования (ФГОС ООО);
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (ФК ГОС – 2004);
Концепцией нового учебно-методического комплекса по отече-ственной истории, включающей Историко-культурный стандарт (утвержден-ной в 2015 г.);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования;
Примерной программой среднего общего образования.
Преподавание истории ведется в соответствии локальной документаци-ей: рекомендациями, инструкциями, письмами управлений образованием му-ниципальных районов и городов, а также приказами руководителей обще-образовательных организаций или же решений педагогических советов в пределах компетенции образовательных организаций.
Цели исторического образования излагаются в тексте федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
Так, цель школьного образования по истории заключается в формиро-вании цельной картины истории России и мировой истории с учетом взаимо-связи всех ее этапов, их существенности для осознания сегодняшнего миро-вого места и роли нашей страны, значимости вклада любого народа и его культуры в единую историю страны и мировую историю, создание личност-ной позиции по главным этапам развития российского государства и обще-ства, а также современного российского образа [15].
Преподавание предмета «История» направлено на [11]:
развитие такого качества как российская гражданская идентич-ность у учащихся;
развитие ценностной ориентации для этнонационального, соци-ального и культурного самоопределения в окружающей действительности;
освоение знаний об ключевых стадиях развития человечества с древнейших времен до сегодняшнего времени, с приоритетным вниманием к месту и роли нашей страны в всемирно-историческом движении;
обучение патриотизму и уважению к Отечеству, многонациональ-ному российскому государству, на основании идей межнациональных и меж-конфессиональных взаимопониманий;
развитие навыков работы с исторической информацией, пред-ставленной в различных источниках;
развитие у учащихся умения использовать историческое знание в учебной и внеучебной деятельности для анализа и осмысления.
Методологическая основа изучения исторического курса в основной школе – это системно-деятельностный подход, гарантирующий достижение личностного, метапредметного и предметно-ориентированного образова-тельного результата через организацию активной познавательной активности учащихся.