Курсовая с практикой на тему Проблема синдрома профессионального выгорания у социальных работников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы профессионального выгорания социальных работников 6
1.1. Проблема и сущность синдрома профессионального выгорания 6
1.2. Синдром «профессионального выгорания» социальных работников 12
2. Эскиз программы исследования по проблеме профессионального выгорания у социальных работников 20
Заключение 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что профессиональная рефлексия является одной из важных профессиональных компетенций социальных работников. Рефлексия, в зависимости от ее типа, может являться как фактором профилактики, так и предиктором формирования профессионального выгорания у психологов и психотерапевтов.
Анализ исследований в области психологии труда показывает, что одно из центральных мест в ней занимает диагностика комплексного состояния работника, особенно в ситуациях выраженного и продолжительного стресса, приводящего зачастую к полному или частичному профессиональному выгоранию. Среди специальностей с высоким риском профессионального выгорания одно из ключевых мест занимает профессия социального работника. Отмечается, что распространенность выгорания среди данного профессионального сегмента выше популяционных значений.
Актуальность исследования феномена выгорания заключается в том, что при росте количества зафиксированных случаев выгорания границы данного расстройства остаются нечеткими. В разных исследованиях выгорание связывается с профессиональным стрессом, профессиональными кризисами, психологической защитой, профессиональной деформацией, профессиональной деструкцией.
Последнее десятилетие ознаменовалось повышением интереса к проблеме выгорания со стороны отечественной психологической науки (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.Г. Изотова, Э.Ф. Зеер, Е.В. Орел, А.А. Рукавишников, М.М. Скугаревская, и др.). В основе нашей работы наиболее близкие нам позиции таких авторов, как Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. Они считают, что проблема снижения эффективности профессиональной деятельности должна рассматриваться в связи с психическими и эмоциональными перегрузками трудовой деятельности.
Э.Э. Сыманюк и А.А. Печеркина считают, что на процесс профессионального выгорания влияют такие факторы, как повышенная продолжительность рабочего дня, острый дефицит времени, высокая нервно-психологическая напряженность деятельности, сформировавшиеся напряженные отношения в коллективе, восприятие и переработка многочисленной информации, высокий уровень ответственности.
На природу и сущность профессионального выгорания существуют различные взгляды в психолого-педагогической науке. Так, например, Ch. Maslach, W. B. Schaufeli, M. P. Leiter и другие считают, что профессиональное выгорание представляет собой «…масштаб измерения разрыва между возможностями человека и требованиями, предъявляемыми ему на работе.
Происходит переоценка собственных сил, возможностей, достоинства, духа и воли, то есть изнашивание души человека. Это болезнь, которая на протяжении длительного времени распространяется постепенно и равномерно, затягивая человека в заколдованный круг, из которого трудно выскользнуть, — в безвыходное положение».
И хотя в психолого-педагогической теории и практике сегодня имеются значительные наработки по исследованию сущности и причин профессионального выгорания, очень многие вопросы остаются нерешенными. В частности, не достаточно проработана проблема приоритетности факторов, влияющих на проявления выгорания и, следовательно, на его профилактику.
Распространенность высокого уровня профессионального выгорания среди профессионалов помогающих профессий, по данным R. T. Golembiewski, R. F. Munzenrider, находится в диапазоне от 36 до 44 %, по данным отечественных авторов —на уровне 51–57 %.
Объектом исследования являются отношения, в частности те, которые формируются в сфере синдрома профессионального выгорания у социальных работников.
Заключение:
Выгорание у социальных работников является предметом многочисленных психологических и медицинских исследований последних лет, в связи с более высокой степенью выгорания по сравнению с большинством профессий.
Основными факторами выгорания социальных работников являются:
— профессиональные факторы: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов; нахождение в сфере негативных эмоций больных людей;
— высокая интенсивность деятельности при сокращении рабочего времени, выделенного на взаимодействие с пациентами, ввиду введения новых электронных систем ведения документации;
— возрастающие требования к подготовке социальных работников;
— психологические факторы: самокритичность, непродуктивные копинг-стратегии, перфекционизм, дисбаланс между работой и жизнью, а также негармоничная система поддержки вне рабочей среды, отсутствие поддерживающего партнера, семьи;
— организационные факторы: негативное отношение руководства; наличие непрогнозируемой рабочей нагрузки; графики работы, приводящие к депривации сна; недостаточное вознаграждение, невозможность продвижения по службе, отсутствие межличностного сотрудничества и социальной поддержки;
— социальные факторы:
— риск стигматизации социальных работников в состоянии выгорания, что затрудняет их обращение за помощью;
— отсутствие системы эффективной поддержки для социальных работников.
При отсутствии симптомов профессионального выгорания у социальных работников более выражена системная рефлексия. При высоких показателях выгорания выявлен низкий уровень системной рефлексии, в структуре рефлексивных процессов доминирует интроспекция.
Преобладание системной рефлексии и отсутствие симптомов профессионального выгорания связаны с систематическим прохождением супервизий.
В отечественной практике ведущие ученые считают, что профессиональное выгорание значительно сокращает сроки эффективной профессиональной деятельности. Так, по мнению научного сотрудника Психологического института РАО Н. В. Самоукиной, профессиональное выгорание является одной из основных причин, способствующих снижению не только длительности эффективной профессиональной деятельности, но и общей продолжительности жизни, особенно среди мужчин.
Сущность педагогической профилактики профессионального выгорания заключается в развитии у социального работника профессиональной компетенции на всех уровнях в области противодействия профессиональным деструкциям и осознании личной ответственности за самопрофилактику с условием представления условий для развития профессионального творчества.
В области профессионального сопровождения содержание процесса профилактики профессионального выгорания предлагает:
— целевое планирование повышения квалификации в области профилактики профессионального выгорания;
— педагогический мониторинг деятельности социального работника;
— реализацию поддерживающего (супервизорского) потенциала коллектива;
— формирование внутренней мотивации волевого компонента профессиональной ответственности социального работника;
— выработку у психологов организационно-методических знаний, умений, навыков и компетенций (аутокомпетенции) в области профилактики профессионального выгорания;
— стимулирование и мотивацию профессионального творчества.
Разный вклад выделенных форм рефлексии в формирование синдрома профессионального выгорания у практикующих психологов определяет, в свою очередь, эффективность внутренних механизмов совладания с профессиональным стрессом. Перестройка рефлексивных процессов (снижение деструктивных и наращивание конструктивных способов совладания) в процессе прохождения супервизии и интервизии способна препятствовать развитию профессионального выгорания у социальных работников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы профессионального выгорания социальных работников
1.1. Проблема и сущность синдрома профессионального выгорания
Согласно модели К.Маслач и С.Джексон, выгорание представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.
Кристина Маслач, одна из ведущих специалистов по исследованию «эмоционального сгорания», описывает проявления данного синдрома в трех основных проявлениях:
1) эмоциональное истощение, изнеможение (человек чувствует невозможность отдаваться работе так, как это было прежде);
2) деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к клиентам, «невидение» личности пациента);
3) редукция личных достижений (негативное самовосприятие в профессиональном плане, снижение чувства собственной значимости).
Показателем выгорания является профиль, построенный по трем независимым переменным выгорания, которые отражены в созданном ею опроснике. Эти переменные могут существовать относительно независимо друг от друга, но, только объединяясь вместе, они создают своеобразный синдром «психического выгорания».
В настоящее время синдром эмоционального выгорания имеет диагностический статус в Международной классификации болезней. Ведущую роль в формировании выгорания имеют профессиональные стрессы, присутствующие в трудовой жизни каждого работника, однако наиболее подвержены развитию данного синдрома представители «субъект – субъектных» профессий, в частности к таким областям деятельности относится медицина. Возникновение психического выгорания обусловлено совокупным влиянием внешних и внутренних факторов.
Среди внешних условий, влияющих на возникновение психического выгорания, выделяют следующие:
— организационный фактор (нечеткая организация и планирование труда, рабочие перегрузки, конфликтность ролей и др.);
— хронический характер воздействия психоэмоциональных стрессов (эмоциональные и нервные перегрузки, интенсивное общение, психологическая трудность контингента);
— неблагополучная психологическая атмосфера (недостаточная социальная поддержка, конфликтность).
В качестве внутренних предпосылок к выгоранию выступают:
— интенсивная интериоризация, восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности, ведущая к быстрому исчерпанию эмоционально-энергетических ресурсов;
— фрустрация значимых мотивов профессиональной деятельности;
— наличие некоторых личностных особенностей у работников, затрудняющих эффективное выполнение ими своей профессиональной деятельности.