Русская литература 19 века Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Проблема счастья в романе Н.Г. Чернышевского»Что делать?»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЧАСТЬ. БИОГРАФИЯ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО КАК СЛУЖЕНИЕ СВОЕМУ ИДЕАЛУ 5
2 ЧАСТЬ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?» 10
3 ЧАСТЬ. ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ В РОМАНЕ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованной литературы 27

 

  

Введение:

 

Русская классическая литература 19 века — явление уникальное. Она универсальна по своей природе и функциям. Каждый крупный русский писатель 19 века был одновременно философом, политиком, теоретиком и историком, как минимум. Многие оставили в своем наследии цельную систему своих воззрений на художественное творчество и на общественную жизнь. Прекрасным примером такого единства теории и практики может служить творческий опыт Н. Г. Чернышевского. Он совместил в себе лидерство в революционной деятельности, создание эстетической теории, был философом, историком и проводил экономические реформы. Свои научные и философские взгляды Чернышевский воплощал в художественной практике – романах, повестях, рассказах, пьесах. Самое известное произведение Н.Г. Чернышевского – роман «Что делать?». В разные исторические периоды звучание этого романа было по-своему актуально. В советском союзе читателей привлекала модель социалистического общества, сегодня наиболее интересным вопросом является тема любви и счастья, раскрытая в романе, поэтому она и была выбрана нами для исследования.
Цель работы – Раскрыть тему счастья в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Рссмотреть биографию Н.Г. Чернышевского как служение своему идеалу
2.Раскрыть художественные особенности романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
3.Проследить развитие темы счастья на примерах отдельных сцен и отрывков романа «Что делать?»
Объект исследования – роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Предмет исследования – тема счастья в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Методы исследования: изучение научной литературы, посвященной выбранной теме, анализ текста произведения Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
В процессе работы главной проблемой стало осуществление подбора необходимой литературы о жизни, творчестве и философских воззрениях Н.Г. Чернышевского, поскольку идеологизированный в советские времена писатель и его творчество сегодня мало кого интересует как объект научного исследования.
Структура исследования: Работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В характере и судьбе Н.Г. Чернышевского ярко отразились противоречия эпохи 60-х годов 19 столетия. Это было время серьезных перемен в русской истории и культуре, когда буквально за несколько лет рухнули феодальные устои и ушло в прошлое многовековое крепостное рабство. Широта и глубина социальных преобразований совпали с наступлением позитивизма, со сменой культурных поколений. Чернышевский развивал бурную деятельность во всех сферах общественной жизни: он занимался журналистикой, был центральным автором и редактором журнала «Современник», занимался критикой, философией, историей, боролся за реформирование крестьянства и равноправие женщин в обществе.
Являясь самым настоящим революционером, Н.Г. Чернышевский свою жизнь и творческую деятельность посвятил борьбе за счастье народа. Он искренне верил в революцию, которая приведет к лучшей, светлой жизни. Он жил так сам, и писал о таких же людях. Роман «Что делать?» — лучший пример произведения о разрушении старого мира и о будущем светлом счастье и людях, которые его строят.
Роман «Что делать?» признавали одним из самых загадочных произведений русской литературы. Невозможно однозначно определить его жанр, композиционно он построен по своим собственным законам. Чернышевский хотел сделать из своего произведения «учебник жизни», научить людей по-другому смотреть на мир, поэтому в романе совершенно особое место занимает автор. Он откровенно разговаривает с читателем, иронизирует над героями, объясняет их поступки. В этом роман также можно признать новаторским.
В раскрытии темы счастья в своем романе Н.Г. Чернышевский также выступает как новатор. Для героев романа личное счастье не представляется возможным без достижения счастья других людей. Все герои так или иначе решают для себя эту проблему, начиная с самых первых глав. Образ особенного человека, который выбирает свое счастье как служение народу и своим примером вдохновляет свою любимую женщину, которая тоже в результате своего неудавшегося личного счастья, становится особенной – это образ человека совершенно нового уровня.
Для раскрытия темы счастья в романе «Что делать?» Чернышевский использует различные выразительные средства. Он использует как смысловой способ репрезентации эмоций, так и метафорический. Показывает счастливое будущее через сны главной героини романа.
Произведения Чернышевского не утратили своего значения и в наше время, они активно используются современными писателями, учеными и художниками, они формируют философское и эстетическое сознание современного человека.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. БИОГРАФИЯ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО КАК СЛУЖЕНИЕ СВОЕМУ ИДЕАЛУ

Один из лидеров революционного движения в России, крупнейший философ-позитивист-материалист, автор эстетической теории, блестящий историк и экономист, Чернышевский свои научные взгляды воплотил в собственной художественной практике. При этом, автор знаменитого «Что делать?» всегда оставался настоящим художником, а единство теории и практики составляет неповторимую особенность его облика.
Стоит отметить, что еще одним составляющим единства и неповторимости облика Чернышевского стала его биография. 19 мая 2864 года на Мытнинской площади в Петербурге состоялось событие, навсегда вошедшее в летопись русского освободительного движения. У эшафота собрались литераторы, сотрудники журналов, студенты медико-хирургической академии, офицеры армейских стрелковых батальонов. Все эти люди пришли простится с человеком, который почти семь лет был властителем дум революционно настроенной части русского общества. На эшафот поднялся Николай Чернышевский и выслушал приговор. В приговоре объявлялось, что Чернышевский «своею литературной деятельностью имел большое влияние на молодых людей» и что «за злоумышление к ниспровержению существующего порядка» он лишается всех прав состояния и ссылается в каторжную работу на 14 лет», а затем «поселяется в Сибири навсегда» [Смирнов, 451].
Один из современных биографов Чернышевского, автор обзора новейшей литературы о великом русском писателе-мыслителе назвал роман «Что делать?» «одним из загадочнейших произведений русской литературы… По-прежнему вызывают споры многие страницы, смысл которых очень часто оказывался упрятанным в эзоповское слово» [Зеньковский, 312].
Первое глубокое исследование роману посвятил Г. В. Плеханов. Впрочем, начало критической статьи скорее похоже на своеобразную оду, составленную в стиле названия романа из одних вопросов: «Кто не читал и не перечитывал этого значительного произведения? Кто не увлекался им, кто не становился под его благотворным влиянием чище, лучше, бодрее и смелее? Кого не поражала нравственная красота действующих лиц? Кто после чтения этого романа не задумывался над собственной жизнью, не подвергал строгой проверке своих собственных стремлений и наклонностей? Все мы черпали из него нравственную силу и веру в лучшее будущее…пусть укажут нам хоть одно из самых замечательных, истинно художественных произведений русской литературы, которое по своему влиянию на нравственное и умственное развитие страны могло бы поспорить с романом «Что делать?» [Плеханов https://fictionbook.ru/author/georgiyi_valentinovich_plehanov/n_g_chernyishevskiyi_kniga_pervaya/read_online.html]
Николай Гаврилович Чернышевский родился в Саратове в 1793 году в семье священника. Уже в детстве он получил прозвище «библиофаг», что значит «пожиратель книг». Любовь мальчика к чтению поражала окружающих. Естественное поступление в саратовскую духовную семинарию закончилось тем, что Чернышевский оказался в петербургском университете на историко-филологическом факультете, где были выработаны основы мировоззрения, сознательная подготовка к революционной деятельности и первые попытки писать. Через четыре года Чернышевский возвращается в Саратов уже преподавателем. Гимназическую кафедру он использует для проповеди своих революционных идей.
В 1953 году Чернышевский встречает свою будущую жену, с которой переезжает в Петербург, где сразу же начинает активную литературную деятельность статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и «Отечественных Записках».
С 1954 года Чернышевский руководит журналом «Современник», вместе с Н. А. Добролюбовым и А. Н. Некрасовым. «Современник» становится трибуной революционной демократии, что вызывает протест таких либеральных сотрудников журнала, как И. С. Тургенев, П. В. Анненков, А. В. Дружинин и др.
В то время, как печатные издания, придерживавшиеся либеральных взглядов, помещали манифест Александра II об отмене крепостного права на первой странице, журнал «Современник», не имея возможности прямо высказать свое мнение о грабительском характере реформы, печатает лишь некоторые выдержки из царского указа в самом конце издания. Симптоматично, что в этом же номере «Современника» были помещены стихи «Песни о неграх» американского поэта Лонгфелло, а также статья, осуждающая рабство афроамериканцев в США. Любимый Чернышевским «эзопов язык», так умело использованный в романе, служил поэту и в политической и общественной жизни.
В 1955 году в университете происходит защита диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности», ставшая большим общественным событием и воспринятая как революционное выступление. Основным направлением диссертации стала резкая критика эстетики идеалистов и теории «искусства для искусства». Несмотря на оглушительный успех, автору диссертации было отказано в присуждении ученой степени за революционные взгляды, и только в 1958 году Чернышевский станет магистром русской словесности.
В это же время, став редактором журнала «Военный сборник», Чернышевский организует вокруг него революционные кружки, вдохновляя своими идеями офицеров. В этой деятельности он находит поддержку у Герцена и Огарева, мечтавших о настоящей революции. Вместе с ними Чернышевский организовывает народническое движение, а также создает революционное общество «Земля и воля».
Конец 50-х годов становится переломным этапом в творческой судьбе Чернышевского. Он практически оставляет литературную критику, посвятив себя решению вопросов политической экономии, внешней и внутренней политики. Очень активно Чернышевский готовится к реформе об освобождении крестьян. Писатель фактически встал во главе российской революционной демократии. Он распространял социалистические идеи, критиковал правительство и правительственные реформы. Еще в 1849 году после гражданской казни петрашевцев 22 декабря у Николая Чернышевского родилась ненависть к царским палачам и он активно пропагандирует свои мысли об уничтожении царской монархии, называя это первостепеннейшей задачей русских революционеров.
Такая бурная деятельность, идущая в разрез с генеральной правительственной политикой, не могла остаться незамеченной, и с осени 1961 года Чернышевский находится под тайным надзором полиции. Шеф жандармов Долгоруков дает такую характеристику Чернышевскому: «Подозревается в составлении воззвания «Великорусс», в участии составления прочих воззваний и в постоянном возбуждении враждебных чувств к правительству» [Шульгин, 115]. В 1962 году Чернышевского обвинили в том, что его подозревают в причастности к организации пожаров в Петербурге. В результате всех этих событий журнал «Современник» в мае 1962 года был закрыт на восемь месяцев, а Николай Гаврилович Чернышевский оказался в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости.
В переписке между тайной полицией и жандармерией, и даже в некоторых служебных документах Николай Гаврилович Чернышевский фигурировал как «враг Российской империи номер один». Официальным поводом к аресту послужило перехваченное письмо Герцена к Н.А. Серно-Соловьевичу, где упоминалось, что Чернышевский предлагал издавать запрещенный журнал «Современник» в Лондоне. Следствие велось почти полтора года и обрастала лживыми свидетельскими показаниями и сфабрикованными по заданию следственной комиссии документами. В знак протеста против незаконных действий следствия Чернышевский объявил голодовку.
Наверное, нет необходимости упоминать, что Чернышевский продолжал упорно и вдохновенно работать, и находясь в заключении. За 678 суток ареста было написано около двухсот авторских листов, в том числе и черновики романа «Что делать?», который являлся полномасштабным выражением утопических идеалов арестанта.
Автор «Что делать?» впервые в русской художественной литературе вдохновенно нарисовал картины социалистического будущего. «Четвертый сон Веры Павловны» открывал читателям в живом образном воплощении ту великую цель, к которой стремятся «новые люди», для достижения которой мужественные Рахметовы готовят революцию.
7 февраля 1864 года сенатом был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на четырнадцать лет, а затем поселение в Сибири пожизненно.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы