Курсовая с практикой на тему Проблема проявления агрессивности в младшем школьном возрасте и возможности ее коррекции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Агрессия в
психолого-педагогических исследованиях. 5
1.2. Психолого-педагогические особенности
младшего школьного возраста. 8
ГЛАВА
II.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 13
2.1. Описание и интерпретация
результатов тестирования. 13
2.2. Рекомендации для педагогов по
коррекции агрессии младших
школьников……………………………………………………………………………………………16
Заключение. 20
Список литературы. 22
Введение:
Актуальность
исследования. Проявление
агрессии в младшем школьном возрасте является проблемой, которая все больше
волнует педагогов и родителей. Эта проблема связана с проблемой агрессивного
поведения школьников (драки, оскорбления, недоброжелательное отношение к
сверстникам). Такое поведение создает множество сложностей для самих младших школьников
и для взрослых (включая педагога), при этом не всегда понятно, что делать с
ребенком младшего школьного возраста. Педагогам важно понимать, что агрессия не
просто создает сложности для окружающих людей, она опасна и для самого младшего
школьника. Так что можно говорить о необходимости помощи детям, а не только о
том, что агрессивный ученик опасен для одноклассников.
Очень важно
как можно раньше выявить агрессивных младших школьников, пока агрессия находится
на стадии своего становления и можно предпринять своевременные меры,
способствующие снижению проявлений агрессии детей. Есть множество способов
провести коррекцию агрессивного поведения, что поможет ребенку научиться
управлять своим поведением.
Объект
данного исследования – агрессия в младшем школьном возрасте.
Предмет
исследования – коррекция агрессии в младшем школьном возрасте.
Цель исследования: изучить проблему проявления
агрессивности в младшем школьном возрасте и возможности ее коррекции.
Задачи
исследования:
1) рассмотреть
агрессию в психолого-педагогических исследованиях;
2) рассмотреть
особенности младшего школьного возраста;
3) провести
тестирование детей младшего школьного возраста;
5)
разработать рекомендации для педагогов по коррекции агрессии детей младшего школьного
возраста.
Теоретические основы исследования. Проблема агрессии детей
неоднократно изучалась в психологии и педагогике. Необходимо отметить работы
таких ученых, как Андреева Г.М., Бандура А., Зимняя И.А., Лебединский
В.В., Лоренц К. и др.
Базу исследования составили дети младшего школьного возраста (30
человек).
Методика исследования: анкета
(Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко, 1992).
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
литературы.
Заключение:
Агрессия –
это целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам
существования людей в обществе, причиняющее физический вред людям или
вызывающее у них отрицательные переживания. Существующие
на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы
агрессивного поведения детей. Одни из них связывают агрессию с инстинктивными
влечениями, в других теориях агрессия рассматривается как результат социального
обучения. Внешне агрессия проявляется в таких
формах, как повышение тона и громкости голоса, аффектация, принуждение,
негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы. В
психологии выделяют негативные и позитивные, вербальные и физические, прямые и
косвенные формы агрессивных действий. Выделяют такие виды проявлений агрессии,
как физическая агрессия (физические действия против кого-либо), раздражение
(вспыльчивость, грубость), вербальная агрессия. Есть также косвенная агрессия
(сплетни, злобные шутки) и негативизм (борьба против установившихся обычаев и
законов).
В
младшем школьном возрасте уже могут быть объективные причины для агрессии
ребенка. Это кризис 7 лет, стресс, неблагоприятная семейная обстановка,
поощрение агрессивных видов поведения взрослыми, необоснованные запреты
взрослых и другие причины. Таким
детям необходимо помогать.
В эмпирической части исследования было
проведено обследование младших школьников (учеников второго класса) в
количестве 30 человек. Методикой исследования стала анкета Г.П. Лаврентьевой,
Т.М. Титаренко (1992). По результатам исследования, 8 (26,7 %) учеников можно
отнести к числу младших школьников, у которых выражены агрессивные формы
поведения. Это физическая и невербальная агрессия, и прямая агрессия против
других детей. Агрессивность обычно связана с самоуверенностью, ощущением своей
силы, особенно у мальчиков. Агрессии
дети обучаются при взаимодействии со сверстниками, узнавая о преимуществах
агрессивного поведения во время игр. Дети быстро учатся у взрослых тем видам
поведения, которые воспринимаются детьми как типичные для взрослого человека.
Поэтому часто агрессия в младшем школьном возрасте может быть связана
с неправильным воспитанием в семье, когда ребенок видит перед собой пример
неправильного поведения.
Излишнюю
агрессию младших школьников можно преодолеть. Для этого надо объяснять ребенку,
что агрессия не является эффективным способом достижения своей цели и защиты
своих интересов. При этом необходимо ставить ребенка в такие условия, когда ему
действительно не нужно будет агрессивно отстаивать свои интересы, эти интересы
и так будут учитываться взрослыми и сверстниками. Надо научить младших
школьников распознавать злость, справляться с эмоциями, уступать сверстникам.
Кроме того, обязательно нужно разрешить младшему школьнику быть активным в
разумных пределах, обучить способам самовыражения (рисование, спорт, игры, занятие
любыми видами творческой деятельности). К работе по коррекции агрессии нужно
привлекать семью, так как без участия родителей чаще всего ничего нельзя
изменить поведение младшего школьника.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Агрессия в психолого-педагогических исследованиях
Сразу следует отметить, что в данный момент в
педагогике и психологии не выработано четких понятий агрессии и агрессивности,
но основные споры идут вокруг понятия агрессия, то есть какие действия индивида
считать агрессией, а какие нет. Термин агрессия, как отмечает Т.Г.Румянцева,
часто используется в самом широком контексте [22; 82].
Агрессия – это психологическая характеристика,
присущая практически всем людям. В психологии под агрессией понимают любые
действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку,
группе людей или животному [6; 60].
В переводе с латинского языка «агрессия» означает
«приступ», «нападение». Данный феномен связывают с негативными эмоциями
(гневом), мотивами (стремлением навредить), установками (расовыми
предубеждениями) и деструктивными действиями.
Многие
теории основаны на признании агрессии нормальным, врожденным свойством
человека. Агрессия нужна, например, для того, чтобы отстоять свои взгляды,
обозначить границы своей территории и т.д. Часто агрессию рассматривают также
как одну из защитных реакций человека. Состояния, возникающие у любого человека
при постоянных разочарованиях, при невозможности достичь цели, выражаются в
ощущении гнетущего напряжения, растущей агрессивности. Поэтому называть любую
агрессию отклонением от нормы, неправильно. Настороженность должна вызывать
ситуация, когда агрессия становится постоянным переживанием личности ребенка [21; 43]. Можно
также отметить, что агрессия и агрессивность – это
далеко не одно и то же. Различие понятий агрессия и агрессивность ведет к
важным следствиям.
С одной стороны, не за всякими
агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С
другой стороны, агрессивность человека может быть скрытой, и не всегда
проявляется в явно агрессивных действиях. Агрессивные действия могут быть
разными, в том числе и не прямыми, косвенными.
Различают
несколько типов агрессии: вербальную, физическую, прямую (непосредственно
направленную против кого или чего-либо), инструментальную (являющуюся средством
достижения какой-либо цели), косвенную (направленную на враждебное лицо
окольным путем), альтруистическую (имеющую целью защитить других от чьих-то
агрессивных действий), а также агрессию, которая проявляется в самоуничижении,
самообвинении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийств [6; 87]
Внешне
агрессия может выражаться при помощи самого разного поведения. Как правило,
агрессивными считаются такие виды поведения ребенка младшего школьного возраста,
как физическое насилие, оскорбления, угрозы, использование физической силы.
Однако
в психологии понятие «агрессия» шире, и включается в себя и другие формы
проявления. Есть скрытые формы агрессивного поведения. Скрытые формы
агрессивного поведения часто выражаются в уходе ребенка от контактов. В
психологии выделяется еще и «враждебность». Она представляет собой
эмоционально-личностный компонент агрессивного поведения, мотивирующий
возникновение намерения по нанесению ущерба (когнитивный компонент), которое
является целью конкретных действий по нанесению вреда. Враждебность отражает недоброжелательный,
недружелюбный, неприязненный характер пристрастного (обоснованного или
необоснованного) отношения к чему-либо, к кому-либо [21; 48].