Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология труда, инженерная психология и эргономика

Курсовая с практикой на тему Проблема профессиональной пригодности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПРИГОДНОСТИ.. 5

1.1 Профессиональная пригодность как объект научной рефлексии. 5

1.2 Исследование профессиональной деятельности педагогов в
работах отечественных и зарубежных психологов. 8

1.3 Особенности психодиагностики профессиональной пригодности. 11

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПРИГОДНОСТИ ПЕДАГОГОВ. 19

2.1 Организация и методы исследования. 19

2.2 Анализ полученных результатов. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ

  

Введение:

 

Проблема профессиональной пригодности
является крайне актуальной и привлекает внимание многочисленных ученых и
исследователей. Опыт показывает, что те люди, которые не обладают достаточными
способностями к определенной деятельности, не имеют «предназначения» к той или
иной профессии, не только значительно сложнее овладевают профессией, но и
работают хуже, чем остальные. Исходя из этого, возникает вопрос о
целесообразности подбора людей для работы без учета их
индивидуально-психологических особенностей.

Профессиональная пригодность
рассматривается в данном аспекте как вероятностная характеристика, которая
отражает возможности человека по овладению конкретной профессиональной деятельностью.
Оценка профессиональной пригодности осуществляется в рамках профотбора.
Профессиональный отбор – система мероприятий, которые позволяют выявить людей,
наиболее пригодных к обучению и деятельности по конкретной специальности по
своим индивидуальным характеристикам.

Особый интерес на сегодняшний день
вызывает проблема профессиональной пригодности современных педагогов. Проблемы
образования являются очень важными на сегодняшний день. Особенности развития
современного российского общества усиливают значимость и необходимость
преобразования разных сфер в жизни и деятельности людей, включая также сферу
образования. Современное образование характеризует наличие изменений,
обусловленных необходимостью совершенствования образовательной системы, а также
оптимизации ее качества.

Объектом
нашего исследования является профессиональная пригодность педагогических
кадров. В качестве предмета исследования выступают особенности диагностики
профессиональной пригодности педагогов.

Цель работы: изучить проблему диагностики
профессиональной пригодности педагогов.

В
качестве гипотезы, выдвинутой в исследовании, выступило предположение о том,
что диагностика профессиональной пригодности педагогов будет эффективной, если
будет направлена на изучение:

— особенностей
эмоциональной сферы (в частности, уровень тревожности);

— особенностей
мотивационной сферы;

— особенностей
коммуникативной сферы (особенности поведения в конфликтных ситуациях);

— эмоционального
выгорания педагогов.

В
соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:

1) Провести
теоретический анализ научных источников, посвященных рассмотрению проблемы
профессиональной пригодности;

2) Проанализировать
особенности профессиональной деятельности, а также требования, предъявляемые к
современному педагогу в аспекте его профессиональной пригодности;

3) Охарактеризовать
проблему диагностики профессиональной пригодности педагогов;

4) Эмпирически
исследовать профессиональную пригодность педагогических работников;

5) Привести
рекомендации, направленные на организацию психодиагностического исследования
профессиональной пригодности педагогов.

Для
проведения исследования в рамках дипломной работы используются следующие
методы:

1) методы
теоретического исследования психологических источников по указанной
проблематике (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, конкретизация и
т.д.);

2) тестирование:

— «Шкала
реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина»;

— «Мотивация
к избеганию неудач» Элерса;

— «Мотивация
к успеху» Элерса;

— методика
К. Томаса «Исследование особенностей поведения в конфликтной ситуации»;

— методика
исследования эмоционального выгорания (по В. Бойко).

3) методы
описательной статистики.

Эмпирической
базой исследования являлась общеобразовательная школа. В качестве респондентов
выступили педагоги общеобразовательной школы (30 человек).

Практическая
значимость исследования состоит в
возможности использования диагностики в рамках образовательных учреждений для
изучения профессиональной пригодности педагогов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ, проведенный в рамках работы,
позволяет говорить о том, что проблема диагностики профессиональной пригодности
является важной и многоаспектной проблемой, которая требует детального
изучения. Для достижения цели нами были решены следующие задачи:

1) Проведен
теоретический анализ научных источников, посвященных рассмотрению проблемы
профессиональной пригодности;

2) Проанализированы
особенности профессиональной деятельности, а также требования, предъявляемые к
современному педагогу в аспекте его профессиональной пригодности;

3) Охарактеризована
проблема диагностики профессиональной пригодности педагогов;

4) Эмпирически
исследована профессиональная пригодность педагогических работников;

5) Приведены
рекомендации, направленные на организацию психодиагностического исследования
профессиональной пригодности педагогов.

Профессиональная пригодность – это мера соответствия качеств
человека как субъекта деятельности ее актуальным требованиям, а также его
способность к выполнению соответствующих трудовых функций в настоящее время.
Профессиональная пригодность современного педагога на сегодняшний день
определяется системой качеств и свойств личности, которые позволяют эффективно
осуществлять педагогическую деятельность. Эти качества определяются, прежде
всего, сложностью педагогической деятельности, которая относится к профессиям
типа «человек-человек» и предполагает взаимодействие педагога с учениками в
рамках образовательного процесса. В данном аспекте важным представляется не
только владение определенными знаниями, умениями и навыками. На эффективность
образовательного процесса влияют особенности эмоциональной сферы педагога,
особенности его мотивационной и коммуникативной сферы. Особенно важным
представляется проблема эмоционального выгорания, которому особенно подвержены
педагоги в современных условиях. Именно на изучение этих особенностей было
направлено наше эмпирическое исследование.

Результаты проведенной диагностики
позволили сделать выводы о том, что 50% педагогов, которые приняли участие в
исследовании, характеризуются высоким уровнем личностной тревожности, что
говорит об их склонности воспринимать широкий круг ситуаций как угрожающие. Большинство
испытуемых характеризуется низким уровнем мотивации к успеху, 43% испытуемых
характеризуются высоким уровнем мотивации к избеганию неудач. Стратегия
«сотрудничества» в качестве преобладающей стратегии разрешения используется
только 10% испытуемых, что не позволяет продуктивно разрешать возникающие
педагогические конфликты. Исследование эмоционального выгорания педагогов позволяет говорить о
выраженности различных симптомов эмоционального выгорания в данной группе
испытуемых. Большинство специалистов характеризуются такими симптомами, как
переживание психотравмирующих обстоятельств, неадекватное эмоциональное
реагирование и т.д. 77% всех педагогов характеризуются сформировавшейся стадией
напряжения, что говорит о необходимости проведения целенаправленной
профилактической работы с целью предупреждения развития эмоционального
выгорания.

Проведенное
исследование подтверждает гипотезу о необходимости исследования выделенных нами
особенностей в рамках диагностики профессиональной пригодности педагогов для
организации дальнейшей целенаправленной работы с ними (снижение тревожности,
повышение мотивации к успеху, формирование навыков конструктивного разрешения
конфликтов и предупреждение эмоционального выгорания). При этом диагностика
должна проводиться с учетом принципов и рекомендаций.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ 1.1 Профессиональная пригодность как объект
научной рефлексии Изучение
профессиональной пригодности проводится с точки зрения различных научных
подходов. Опыт работы в области изучения и диагностики профессиональной
пригодности говорит о необходимости рассмотрения данного понятия с точки зрения
системного подхода, который отражает законы связи и взаимообусловленности
компонентов системы «человек-профессия». Когда профессиональная пригодность
рассматривается с точки зрения системного подхода, то она рассматривается в
различных аспектах.

Деятельностный
подход в изучении профессиональной пригодности основан на положениях теории
деятельности, позволяющей установить характер причинно-следственных отношений
на разных уровнях трудового процесса. Важным моментом при рассмотрении
профессиональной пригодности является и учет положения о личностном подходе, в
рамках которого реализуются представления об особенностях проявления внутренних
факторов деятельности и их  роли в
регуляции и функционировании рассматриваемого системного свойства.

Психологическая
пригодность к определенной профессии – это свойство человеческой личности, о
котором можно судить на основании двух критериев: успешное овладение
профессией, а также степень удовлетворения человека собственным трудом[1].
Оба выделенных критерия относительны. 
Так как профпригодность – это личностное свойство, она формируется в
процессе учебно-профессиональной и трудовой деятельности. Очевидно, профпригодность
формируется в самом труде, однако нельзя отрицать необходимость изучения
природных предпосылок профессиональной пригодности, изучения всех ее
психологических, физиологических, социальных факторов, что дает возможность в
каждом конкретном случае намечать прогноз и пути достижения оптимального
результата.

Профессиональную пригодность можно
определить как меру соответствия качеств человека как субъекта деятельности ее
актуальным требованиям к нему, а также его способность к выполнению
соответствующих трудовых функций в настоящее время[2].

Пригодность – это не только факт
подготовленности, но также и естественная способность человека к быстрому и
субъективно легкому овладению профессией, успешному выполнению широкого круга
профессиональных задач при условии минимальных психофизиологических затрат.
Возможен также вариант, при котором человек может потенциально стать успешным
работником, однако, при условии существенных затрат средств, сил и времени на
профессиональную подготовку. Наконец, работник может на время утратить
определенные важные качества субъекта труда по определенным причинам (фобии и
невроз из-за пережитого чрезвычайного происшествия, временная профессиональная
непригодность по состоянию здоровья, функциональные расстройства в силу
утомления, стресса и т.д.). К примеру, падения строителя каменщика с лесов,
эмоциональное выгорание педагогов, травма ноги у артиста балета и т.д.

Е.А. Климов выделил четыре степени
выраженности профессиональной пригодности[3]:

— непригодность
к профессии (временная или практически непреодолимая непригодность). У человека
имеются отклонения в состоянии здоровья, которые несовместимы с точки зрения
медицины с работой в определенной области;

— годность
к профессии (группе профессий). В рассматриваемом случае говорят, что нет
противопоказаний, но и показаний к выполнению определенной деятельности также
нет;

— соответствие
определенной области деятельности. Данная степень выраженности профессиональной
пригодности предполагает отсутствие противопоказаний к профессии, а также
наличие определенных профессионально важных качеств личности и способностей;

— призвание
– такая степень выраженности профессиональной пригодности, при которой налицо
явные признаки соответствия человека всем имеющимся требованиям к профессии[4].

Практика свидетельствует о том, что не
каждый человек способен к овладению некоторыми профессиями даже при условии
обеспечения высокого уровня подготовки и мотивации. Профессиональная
пригодность к профессиям такого рода может быть сформирована только при наличии
тех или иных природных данных, которые составляют профессиональную важность.
Так, можно разделить все профессии, исходя из 2-х типов требований,
предъявляемых к человеку:

— требования,
которым могут удовлетворить люди, которые обладают специальными индивидуальными
чертами;

— требования,
с которыми способен справиться любой человек.

Выделяется абсолютная профессиональная
пригодность, при которой человеку необходимо соответствовать жестким
требованиям профессии, а также относительную пригодность, характерную для
большинства профессий. В некоторых случаях профпригодность определяется как
отсутствие противопоказаний (психологических или соматических) к этой
профессии. Так, в ряде профессий требования к профессиональной пригодности
достаточно велики, если наблюдаются некоторые абсолютные противопоказания к профессии.
К примеру, профессия водителя абсолютно противопоказана людям с повышенным
уровнем сонливости в монотонной обстановке. Профессии, которые требуют
самообладания, противопоказаны людям забывчивым, неуравновешенным. Необходимо
отметить, что большинство видов профессиональной деятельности может
осуществляться при относительной профпригодности (менее жесткий перечень
необходимых психических свойств и качеств).

Говоря о профессиональной пригодности,
можно выделить ряд этапов процесса ее формирования:

1) трудовое
обучение и воспитание. Здесь предполагается подготовка ребенка, подростка к
труду и выбору профессии;

2) профессиональная
ориентация. На данном этапе осуществляется помощь в выборе профессии, а также
приобретение минимального опыта в определенной работе.

Профотбор – это обоснованный с научной
точки зрения допуск людей к определенному виду профессио­нального обучения и
профессиональной деятельности. Профотбор находится в зависимости от времени,
которое отпускается на обучение и адаптацию к деятельности, от количества
претендентов на рассматриваемую профессию, от уровня требований к надежности
работы и т. д.

3) профессиональная
подготовка специалиста. Здесь осуществляется разработка и обоснование
рекомендаций, определенных программ обучения, средств, методик и т.д.;

4) профессиональная
адаптация. На данном этапе имеет место разработка методов, средств, критериев
успешности деятельности специалиста, определение критических факторов его
адаптации, а также кризисных периодов. В целом здесь происходит психологическое
сопровождение субъекта на начальных этапах его карьеры;

5) профессиональная
деятельность. Этот этап подразумевает обеспечение рациональной организации
условий трудовой деятельности, а также ее безопасности, развитие
профессионализма, формирование у человека удовлетворенности трудом и т.д.;

6) профессиональная
аттестация. На этом этапе предполагается периодическая оценка квалификации
сотрудников для обоснования рекомендаций по их должностному перемещению, оплате
труда, организации переподготовки и т.д.;

профессиональная
реабилитация – этап, который предполагает восстановление функционального
состояния и психики специалиста. В
целом, профессиональная реабилитация включает в себя целый к [1] Лукашевич Н.П., Сингаевская И.В.,
Бондарчук Е.И. Психология труда: учебное пособие. – Москва: МАУП, 2017. – 112с. [2] Современная психология труда:
Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2015. – 479с. [3] Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – 4-е
изд., стереотип. – М.: Академия, 2017. – 304с. [4] Большой
психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.:
Прайм-Еврознак, 2017. – 672с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы