История русской литературы 20-21 веков Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Проблема положительного в «Колымских рассказах» В. Шаламова.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы исследования. 5

1.1 «Колымские рассказы» В. Шаламова в контексте «лагерной
прозы». 5

1.2 Поэтика «Колымских рассказов». 9

Глава 2. Анализ проблемы положительного в «Колымских
рассказах» В. Шаламова  9

2.1 Ценности лагеря в «Колымских рассказах». 15

2.2 Положительный герой в «Колымских рассказах». 18

Заключение. 23

Список литературы   25

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования связана с недостаточной изученностью произведений
В.Т. Шаламова. В целом, вся так называемая «лагерная проза» пока еще не
исследована до конца. По этой причине представляют интерес все стороны этих
произведений. Произведение Шаламова «Колымские рассказы» можно отнести к числу
наиболее сложных работ по этой тематике. Колымские рассказы» считаются
программным произведением Шаламова. Этот сборник рассказов состоит из шести
циклов и посвящен годам пребывания писателя в сталинских лагерях. В этом
сборнике писатель описывает жизненный путь и опыт людей, которые были отправлены
в лагерь.

Шаламов был убежден, что человек, лишенный надежды, опоры и
свободы, изможденный непосильным трудом, голодом и холодом, теряет свое истинное
лицо и человечность, в нем отмирает способность к дружбе, взаимоуважению и
состраданию, когда вопрос о выживании выходит на первое место. Шаламов был
убежден в том, что лагерь абсолютно для всех является целиком отрицательной школой,
и опыт пребывания в нем не способен никого ничему обучить. Тем не менее, люди
продолжают перечитывать «Колымские рассказы», и это означает, что они находят
там для себя что-то важное. Тема положительного в «Колымских рассказах» В.
Шаламова недостаточно раскрыта; по этой причине выбранную тему работы можно
считать актуальной.

Целью работы является изучение проблемы положительного в «Колымских рассказах»
В. Шаламова.

Объектом работы являются «Колымские рассказы» В. Шаламова.

Предметом работы является проблема положительного в «Колымских рассказах» В.
Шаламова.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данная работа была
посвящена «Колымским рассказам» В. Шаламова как примеру «лагерной прозы»,
посвященной выживанию человека в условиях зоны, лагеря, тюрьмы. К «лагерной
прозе» можно отнести произведения, появившиеся в России в 1950-1980-хх годах,
связанные с темами лагеря. Как правило, эти произведения создавались писателями
на материале собственной биографии, поэтому их отличает реалистичность и  документальность, отсутствие вымысла.

В. Шаламов – российский
писатель и поэт, проведший в лагерях семнадцать лет своей жизни. «Колымские рассказы»
посвящены тем самым семнадцати годам в лагерях, это сборник рассказов, в
котором отразились взгляды писателя и его выводы из своего опыта. Шаламов
считал, что лагерь – это трагедия, и нельзя в художественном произведении
преуменьшать или скрывать эту трагичность, нельзя ничего скрывать, лгать
читателю. Шаламов полагал, что лагерный опыт является полностью отрицательным,
он никого ничему не учит, и извлечь из подобного опыта какой-то «урок»
невозможно. Но и забыть семнадцать лет своей жизни Шаламов не смог.

В «Колымских рассказах»
можно проследить ряд тем: противостояние государства и человека, вред власти,
психология человека в лагере и пути выживания в условиях лагеря, где все
направлено на уничтожение человека, объявленного социально опасным элементом,
врагом общества. Подобные условия приводят к тому, что все привычные ценности в
лагере исчезают. Ценится не труд, а умение избегать труда, не дружба, а умение
обмануть и т.д. Даже жизнь становится сомнительной ценностью, герои Шаламова
уже не понимают, хотят ли они выжить, или нет, у них нет надежды на будущее.

В «Колымских рассказах»
почти нет детально прописанных героев. Однако именно в этом состоял вывод
писателя из собственного опыта: лагерь стирает в человеке многие интересы,
жизнь человека в лагере предельно упрощается, сводится к выживанию. Герои не
вспоминают прошлое и не мечтают о будущем, их цель состоит в том, чтобы выжить
в ближайшие дни, при этом смысла в жизни герои не видят. Они живут потому, что
в человеке заложен инстинкт выживания, и он сильнее сознания. С этими условиями
связано то, что положительных героев в «Рассказах» очень мало: героев
«Рассказов» отличает жестокость, подлость, равнодушие к другому человеку, они
никогда не помогают заключенным; сами заключенные показаны Шаламовым как люди
отчаявшиеся, озлобленные, вшивые, не вызывающие ни в ком симпатии. Дружбы нет,
помощи друг другу тоже нет, все друг друга ненавидят. В таких условиях не имеет
смысла искать «положительных героев», так как не ясно, в чем будет состоять
положительная черта характера: даже спасение человека, фактически, приведет к
продолжению его страданий.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретические основы исследования

1.1 «Колымские рассказы» В. Шаламова в контексте «лагерной
прозы»

В ХХ веке во многих
странах (не только в России) стали возникать лагеря, где содержались
преступники и те, кого считали социально опасными элементами. В число последних
входили политические заключенные, люди, не согласные с властью. Среди них было
немало образованных людей, и после освобождения они начали создавать
произведения, в которых отражались их воспоминания о годах, которые они провели
в лагере. Среди таких писателей можно назвать А. Солженицына, Е. Гинзбург, С.
Довлатова, В. Шаламова и других.

Изучением произведений,
принадлежащих к тематическому направлению лагерной прозы, занимаются с конца
1980-х гг. следующие отечественные литературоведы: О.В. Васильева, Е. Волкова,
В. Есипов, Ю.В. Малова, А.В. Сафронов, И. Сухих и др., однако единого понятия
«лагерной прозы» так и не выявлено, поскольку в основном объектом исследований
становятся отдельные авторы или произведения, без выхода на направление в
целом.

В западной культуре
историки, философы, филологи обращаются к данной теме намного чаще. Так, в 90-х
гг. XX в. во Франции возникло самостоятельное направление «эстетика исчезновения»
(применительно к текстам выживших узников лагерей), призванное проанализировать
произведения художественной литературы о лагерях смерти и осмыслить, что
произошло в середине XX века в Европе [1].

Как правило, в Европе
литературу о лагерях создают люди, пережившие пребывание в них. Те, кто в
лагерях не был, просто не владеют информацией о том, что там происходило. Те,
кто лагерь прошел, часто стремится понять, что с ним было. Рефлексия и
становится той основой, на которой писателем строится произведение.

В России лагерная тема
также появляется в произведениях писателей, имеющих определенный тюремный опыт.
Их довольно много, по этой причине становится возможным исследование этого
направления в литературе.

И. Сухих называет В.Т.
Шаламова основным писателем данного направления. Исследователь считает всех
прочих писателей последователями метода «новой прозы» В.Т. Шаламова. Одна из
главных черт этой прозы – автобиографичность и документальность. В своих
работах И. Сухих характеризует лагерь как ад, обозначая тематическую общность и
направленность: «новая проза» на первый взгляд кажется обычной автобиографией,
но выводит на ключевые вопросы о природе человека [22, с. 197].

Ю.В. Малова [13]
утверждает начало непосредственно термина лагерной прозы в эссе «О прозе» В.
Шаламова [26]. В нем писатель пользуется словосочетанием «лагерная тема», затем
направление стали именовать «лагерной прозой», возможно, в соотнесении с
понятием каторжной прозы.

В статье 1996 г. О.В.
Васильева делает попытку проследить эволюцию лагерной темы. За точку открытия
темы она берет рассказ А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Далее в ряд
она ставит В. Шаламова, который «сознательно отталкивается» от Солженицына.
Исследователь считает повествования обоих авторов схожими, лишь акцентируя
различия угла зрения на лагерный опыт: писатели считают лагерь абсурдной
реальностью, но В. Шаламов берет для описания крайние, запредельные ситуации, а
Солженицын – «среднестатистический» лагерь политзаключенных» [5, с. 57].

Однако произведения о
тюрьмах, каторге появлялись в русской литературе и раньше, до ХХ века. По этой
причине Ю.В. Малова рассматривает лагерную прозу как продолжение традиции
«каторжной прозы» XIX века: «Произведения о лагерях XX в. перекликаются с XIX-м
веком в изображении каторги (лагеря, ссылки, тюрьмы) как земного ада» [13]. Прежде
всего, здесь можно отметить роман Ф.М. Достоевского «Записки из мертвого дома».
На основе этого романа возникло общее понимание каторги как места, в котором
привычные понятия смешиваются, поэтому реальность воспринимается наблюдателем
как абсурд.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы