Курсовая с практикой Гуманитарные науки Отечественная литература

Курсовая с практикой на тему Проблема отцов и детей в романе А. Слаповского «Неизвестность»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические особенности проблемы отцов и детей 4
1.1. Социальная проблема: отцы и дети 4
1.2. Отражение проблемы отцов и детей в художественной литературе 12
Глава 2. Проблема отцов и детей в романе Алексея Слаповского «Неизвестность» 19
2.1. Алексей Слаповский: основные аспекты творчества 19
2.2. Роман «Неизвестность»: проблема отцов и детей 22
Заключение 28
Список использованной литературы и источников 29

 Введение:

 

Время…
Как неумолимо быстро оно несется вперед, через годы, века, столетия. Оно так быстротечно, как быстротечна горная река, с шумом и грохотом падающая свысока, уносящая за собой и сметающая все на своем пути. В народе говорят: «Время лечит, время заживляет раны».
Колесо истории невозможно остановить или повернуть назад, как нельзя повернуть реки вспять.
Мир не стоит на месте. Развивается человеческое общество.
На смену одному поколению приходит другое новое. Из века в век люди любили, радовались, страдали, ненавидели, рождались и умирали.
Казалось бы, все повторяемо в чем-то. Но именно лишь в чем-то, ибо все мы разные, и каждый не похож на другого.
Жизнь душ отражалась и формировалась в литературе, живописи, театре, музыке и других видах искусства.
Но литература, и только она, наиболее сохранила запахи и звуки времени. Она наиболее очеловечена в том смысле, что наиболее приближена и наиболее понимаема.
Литература зародилась на самой заре человеческой истории. В той седой древности художественная деятельность была воедино слита с повседневными заботами, со стремлением познать окружающий мир, с желанием передать важнейшие сведения об этом мире.
Все в мире развивается и изменяется с ходом исторического процесса.
Какой бы период истории человека мы бы не взяли, он всегда найдет отражение в литературе.
Известно, что история и литература представляют неразрывный процесс. История нашей страны – это биография поколений.
Философские размышления о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового звучали не раз в произведениях русских писателей.
Проблема «отцов» и «детей», взаимоотношения поколений приобретает в наше время особую остроту.
Критическое переосмысление прошлого в развитии нашей страны выдвинуло новую грань этой извечной темы; возник вопрос: как «честно осмыслить немалый отрезок времени с тем, чтобы, не разрывая уз родства с прошлым, суметь отказаться от ложного наследия и извлечь из вчерашнего дня правильные уроки?» .
В современной публицистике и литературе отмечается опасность нигилистского отношения к старшему поколению, отрицания его достижений, разрыва преемственности .
Тема взаимоотношений «отцов и детей» – вечная тема в мировой и русской литературе. В произведениях русских писателей XIX века она получила широкое развитие.
Писатели ХХ – начала ХХІ столетия также затрагивают эту вечную проблему в своём творчестве.
Родителям, нужно научиться строить качественные отношения с детьми и научиться их слушать. И это важно начинать делать буквально с пеленок, еще до того, как возникнут проблемы подросткового возраста.
Алексей Слаповский – писатель и драматург, финалист премий «Русский Букер» и «Большая книга», автор романов «Я – не я», «День денег», «Синдром феникса», «Победительница», «Они», «Гений», «Неизвестность» и многих других. Каждая новая книга Слаповского – эксперимент над жанром, собой и читателем.
Цель исследования – проблема отцов и детей в романе А. Слаповского «Неизвестность».
Объект исследования – теоретические особенности проблемы отцов и детей.
Предмет исследования – проблема отцов и детей в романе Алексея Слаповского «Неизвестность».
Задачи исследования –
— изучить и описать основные аспекты и их особенности социальной проблемы отцов и детей;
— рассмотреть особенности проблемы отцов и детей в художественной литературе;
— проанализировать основные аспекты творчества Алексея Слаповского.
— охарактеризовать роман «Неизвестность» и проблему отцов и детей в произведении.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В 2017 году Октябрьской революции исполняется ровно 100 лет. За эти годы в стране случилось много разного, порой диаметрально противоположного, и хорошо бы иметь память о непростом столетии не только в виде сухо изложенных исторических фактов, но и в виде мнений, стремлений, надежд создателей этой самой истории, участников событий – обычных людей. Что и сделал Алексей Слаповский в своем последнем романе «Неизвестность».
Если кратко, «Неизвестность» – это семейная сага. В романе излагается история нескольких поколений семьи Смирновых с 1917 года по наши дни. Это и жизнеописание инвалида Первой мировой, однорукого крестьянина Николая Смирнова, который прочувствовал судьбу страны, что называется, на собственной шкуре, пройдя через Гражданскую, голод, болезни, а потом участвуя в коллективизации и индустриализации. Это и история его сына, Владимира Смирнова, школьника тридцатых, который мечтал стать танкистом, а стал сотрудником НКВД. И современные читателю диктофонные записи того, «как бабушка познакомилась с дедушкой», дочери Николая Смирнова. И приговор его же сыну Антону, миролюбивому художнику, осужденному за уклонение от призыва и спекуляцию своими же картинами. И захватывающие рассказы Виктора Смирнова-Ворохина, и электронное письмо умственно отсталого Глеба Смирнова, – целое столетие жизни семьи с одной из самых распространенных в России фамилий.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ

1.1. Социальная проблема: отцы и дети

«Дети (мы) и взрослые» – постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии. Конечно, возрастное «Мы» существуют и у ребенка. Но ребенок принимает различие двух миров – детского и взрослого – и то, что отношения между ними неравноправные, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Подростки стоят где-то «посередине», и это положение определяет многие свойства психологии, включая и самосознание.
Французские психологи (Б. Заззо, 1969) спрашивали детей от 5 до 14 лет, считают ли они себя «маленькими», «большими» или «средними» (не по росту, а по возрасту); при этом выяснилась эволюция самих эталонов «роста».
Дошкольники часто сравнивают себя с младшими и потому утверждают, что они «большие». Школьный возраст дает ребенку готовый количественный эталон сравнения – переход из класса в класс; большинство детей считают себя «средними», с отклонениями преимущественно в сторону «старшего». С 11 до 12 лет точка отсчета меняется; ее эталоном все чаще становиться взрослый, «расти» – значит становиться взрослым.
Советские психологи, начиная с Л.С.Выготского, единодушно считают главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным .
При этом, в отличии от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремиться его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости – подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.
Одной из важнейших потребностей переходного возраста становиться потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Как же появляется эта возрастная тенденция (не смешивать с отношениями между поколениями!) В отношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них конкретными взрослыми, которые являются не только старшими по возрасту, но и полномочными представителями общества взрослых в целом, – родителями и учителями?
Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив.
Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере определяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом .
Правда, меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом школьная успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависели главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен.
По данным социолога Э.К.Васильевой (1975), у родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью (средний балл выше 4) втрое выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже семи классов. Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда дети имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной помощи родителей .
Кроме образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.
Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.
Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, с помощью которых родители влияют на своих детей.
Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью.
Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.
В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом – далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором – строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого подхода.
Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы