Курсовая с практикой на тему Проблема обучения одаренных детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы одаренности детей. 5
1.1. Сущность понятий «одаренность» и «одаренный ребенок». 5
1.2. Виды одаренности и типология одаренных детей. 9
1.3. Проблемы обучения одаренных детей. 12
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме
обучения одаренных детей 17
2.1. Диагностика одаренности младших школьников. 17
2.2. Проведение исследования. 20
2.3. Результаты исследования. 38
Заключение. 40
Список использованной литературы.. 42
Введение:
Актуальность работы. Проблема
обучения и воспитания личности актуальна во все времена в контексте развития
отдельного человека и общественного прогресса в целом. Множество ученых трудов
философской, медицинской, психолого-педагогической, методологической, а также
экономической, политической, технической направленности посвящено поиску путей
ее решения. На каждом историческом этапе интерес к проблеме обучения и
воспитания личности специфичен и определяется социально-экономическими,
культурно-образовательными, научно-техническими условиями и достижениями
общества в данный период.
В
России на современном этапе развития общества и сферы образования существует
необходимость в новых научно-практических разработках проблемы обучения и
воспитания личности. Это обусловлено глобальными, социально-экономическими,
геополитическими, информационно-техническими процессами в мире, влияющими на
сознание, деятельность и жизнь современного человека.
Существенные
изменения происходят и с самой личностью, затрагивая ее
потребностно-мотивационную, деятельностную, ценностно-нравственную,
эмоционально-волевую, интеллектуальную, творческую сферы.
В
тоже время ряд авторов сегодня ставит вопрос о смене в образовании
аксиологических парадигм.
Одна
из актуальных проблем новой аксиологической парадигмы – широкая и
разносторонняя проблема обучения и воспитания одаренных детей. Для общества
каждый ребенок – это ценность и условие исторической преемственности
социального развития, ресурс будущих достижений и прогресса. Одаренный ребенок
– это носитель еще более огромного интеллектуального, мотивационного, деятельностного,
духовно-творческого потенциала. Одаренный ребенок – ценность, как для отдельной
семьи, так и для целого поколения, народов, государств.
Объект исследования – процесс обучения одаренных детей.
Предмет исследования – одаренность
в научно-педагогической литературе.
Цель исследования – изучить
основные проблемы обучения одаренных детей.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность понятий
«одаренность» и «одаренный ребенок»;
2.
изучить виды одаренности и типологию одаренных детей;
3.
проанализировать
4.
проанализировать основные проблемы обучения одаренных детей;
5.
провести опытно-экспериментальную работу по проблеме обучения одаренных детей.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким
образом, научные исследования и практические наблюдения показывают, что
потенциал одаренных детей может реализоваться в процессе жизни, а может не
реализоваться. Выделяют ряд факторов и условий, определяющих позитивные или
негативные механизмы проявления детской одаренности, а также гармоничный или
дисгармоничный тип развития одаренной личности. Так, специфическими являются
проблемы обучения и воспитания одаренных детей, в том числе, связанные с
субъектами и условиями обучения и воспитания.
Одаренные
дети – часто непоседы, «возмутители спокойствия», а причина всего этого такая,
что «им скучно», они потеряли интерес к тому, во что их сейчас вовлекают.
Поэтому следующие качества необходимы для педагога одаренных детей: нахождение
индивидуальных подходов к одаренным детям, умение предложить им такие виды
целенаправленной деятельности, которые отвечали бы их запросам и потребностям.
Педагог
должен научиться находить контакт и с родителями одаренных детей, которые
зачастую сами – люди талантливые, неординарные; научить родителей наблюдать за
своими детьми, следить за их развитием и способствовать развитию; оценивать
эффективность своего родительского участия в обучении и воспитании ребенка.
В
контексте развития в России инклюзивного образовательного пространства, на наш
взгляд, от педагога требуется умение распознавать детей с неординарными
способностями среди тех учащихся, которые имеют различные сенсорные и
двигательные нарушения, составлять для них специальные программы.
Ряд
проблем существует и при выборе для обучения одаренных детей стратегии
«обогащение». Учебные программы, подготовленные в контексте стратегии
обогащения, ориентируют на развитие познавательных процессов личности. Они
должны включать: решение проблемных задач и заданий повышенной трудности; развитие
умений выявить проблему, проанализировать и критически оценить варианты ее
решения, обобщить найденное; разные виды игровой активности (шахматные,
математические, логические, компьютерные игры, моделирование жизненных
ситуаций); использование опорных схем и сигналов, укрупненных дидактических
единиц, исследовательских проектов и др.
Итак,
проблемы в обучении и воспитании одаренных детей, объективно и субъективно
возникающие, могут и должны преодолеваться или предупреждаться в процессе
профилактической помощи одаренным детям, реализуемой на основе теоретических и
практических исследований специфики развития психических и психологических
качеств одаренного ребенка.
Современное
образовательное пространство имеет широкий спектр юридических, административных
и психолого-педагогических ресурсов поддержки и развития одаренности в детском
возрасте.
Необходимо усилить
внимание к подготовке специалистов психолого-педагогического профиля для
сопровождения, поддержки, дифференцированной помощи одаренным детям, их семьям
и самим педагогам одаренных детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы проблемы
одаренности детей
1.1. Сущность понятий «одаренность» и
«одаренный ребенок» Использование термина «одаренность» до сих пор является
предметом научных дискуссий. Это происходит потому, что в
психолого-педагогической литературе существует несколько точек зрения на
определение данного феномена. С одной стороны под одаренностью понимается некая
генетически обусловленная исключительность (одаренные дети). С другой стороны
современные исследователи (А.М.Матюшкин, А. И. Савенков и др.) разрабатывают
иной аспект проблемы одаренности – мозг человека с его способностью к
творчеству, рассматривающейся как величайший дар природы где «одаренность»
предстает уже не как исключительность, а как «потенциал».
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких,
незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению
с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких
достижений) в том или ином виде деятельности.
Детский возраст – период становления способностей и личности. Это время
глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации.
Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость
самого явления – одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или
регресс определяют динамику развития одаренности.
Значительные трудности в определении понятий способности и
одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы
обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный»,
«одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень
выраженности способности. Но еще более важно, что в понятии «талантливый»
подчеркиваются природные данные человека.
Так, в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как
«годный к чему или склонный, ловкий, сручный, пригодный, удобный»[1].
При определении понятия «талант» подчеркивается его
врожденный характер. Талант определяется как дарование, а дарование – как
способность, данная богом. Иными словами, согласно словарю, талант – это
врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в
деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант
(греч. talanton)- выдающиеся врожденные качества, особые природные способности[2].
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных
детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две
крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети
встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня
одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии
создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в
этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная
альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к
достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как
реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный,
самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием
ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять
аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной
внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети
далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими.
Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от
педагога[3].
Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его
школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам
деятельности.
У детей каждая из отмеченных способностей проявляется главным
образом с положительной стороны, и это неповторимое своеобразие детского возраста.
Некоторые из особенностей детей в последующие годы сходят на
нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную
степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но
несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на
положительных возможностях детей и обусловливают дальнейший ход общего развития[4].
С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но
также ограничение и утрата некоторых ценных особенностей детской психики.
На каждом этапе детства – свои предпосылки умственного роста. Переход от
одного возрастного периода к другому означает не просто усиление, обогащение
психических свойств, но и их подлинное преобразование – затухание, прекращение
действия одних особенностей и возникновение новых. В этом – специфика детства.
Основываясь на этих наблюдениях, Н. С.
Лейтес выдвинул следующую гипотезу возникновения одаренности. Ключ к пониманию
раннего расцвета интеллекта в том, что у таких детей, вследствие очень быстрого
темпа развития, происходит сближение, а затем и совмещение во времени
возрастной чувствительности, свойств возрастной одаренности, идущих от разных
периодов детства. А это, судя по всему, на какое-то время приводит как бы к
удвоению, а то и многократному усилению предпосылок развития интеллекта.
Под одаренностью ребенка А. Панфилов понимает более
высокую, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивость к
учению и более выраженные творческие проявления[5].
Одаренность как системное образование личности является
координатором, регулятором, стимулятором творческой деятельности, способствует
нахождению таких решений, которые дают возможность ребенку лучше
приспосабливаться к миру, окружению, другим людям, самому себе. Одаренность –
это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей ребенка
адаптироваться к жизни.
Поскольку одаренность в детском
возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по
отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать
сложность самой проблемы «одаренный ребенок». В значительной мере она связана
со спецификой детской одаренности.
Одаренность конкретного ребенка – в
значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности
ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем.
Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские
годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо
постепенно, либо весьма быстро исчезнуть.
Учет этого обстоятельства особенно
важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит
использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой
фиксации) статуса данного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации,
когда ребенок, привыкший к тому, что он – “одаренный”, на следующих этапах
развития вдруг объективно теряет признаки своей одаренности.
Может возникнуть болезненный вопрос о
том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном
образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным[6].
Особенности, присущие одаренным,
обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно
значимым.
Во-первых, одаренных отличает высокая
чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они
способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния
времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих
тенденций в обществе.
Вторая особенность – непрекращающаяся
познавательная активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать
новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию
новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей
интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при
доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма
продуктивным и значимым.
В-третьих, большинству одаренных
присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в
сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять
в жизнь массу интересных и значимых проектов. [1] Даль В.И.
Толковый словарь живого
великорусского языка в 4 т. Т. 2 – М.: Русский язык, 2000. – 779 с. – С. 452. [2] Баш Л. М. Современный словарь
иностранных слов: Толкование, словоупотребление, словообразование, этимология:
17 000 слов, 14400 словосочетаний и предложений, 1750 цитат / Л. М. Баш, А. В.
Боброва, Г.Л. Вечеслова. — М.:
Цитадель-тр., Вече, 2012. — 960 c. – С. 587. [3] Психологический словарь.- Лейпциг, 1981. – С. 145. [4] Миронов Н. П.
Способность и одаренность в младшем школьном возрасте // Начальная школа.-
2004.- № 6. – С. 33. [5] Панфилов А. Подготовка учителя к работе с одаренными
детьми // Педагогика.- 2014.- № 2. – С. 100. [6] Лейтес Н. С. Опыт работы с одаренными детьми в
современной России: Доклад. – М.: Прогресс, 2013. – С. 3