Методика обучения и воспитания школьников Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Проблема обучения грамоте современных первоклассников и ее решения в свете ФГОС начального общего образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА
1. РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ГРАМОТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. 5

1.1. Научные и методические
основы обучения грамоте, проблемы обучения грамоте современных первоклассников. 5

1.2. Современные требования
к организации обучения грамоте в свете ФГОС начального общего образования. 9

1.3. Изучение
педагогического опыта реализации требований ФГОС начального общего образования
в процессе обучения грамоте современных первоклассников. 17

ГЛАВА
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. 25

2.1. Изучение уровня
овладения учащимися первого класса умениями и навыками, формируемыми на этапе
обучения грамоте. 25

2.2. Разработка методических
рекомендаций по организации обучения грамоте в соответствии с требованиями ФГОС
начального общего образования. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 43

  

Введение:

 

Актуальность темы
работы. Главная задача российской образовательной политики – обеспечение
современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и
соответствия актуальным и перспективным
потребностям личности, общества, государства. Начальная школа – самоценный
принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется
сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и
увеличивается потребность в
самовыражении. Согласно ФГОС НОО, ключевая цель обучения русскому языку в школе на нынешнем этапе – это формирование у
учащихся языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенции. Проблема
коммуникативного развития в современной образовательной среде является одной из
важнейших, поэтому существует острая необходимость разработки таких подходов, концепций, которые бы обеспечивали
возможность реализации качественно
новой личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы, связанной с
обеспечением речевого и коммуникативного развития учащихся.

Целью исследования
является изучение закономерностей
обучения грамоте современных первоклассников в свете ФГОС начального общего
образования.

Для выполнения сформулированной цели исследования, нами были
поставлены следующие задачи:

— проанализировать
методическую и лингвистическую литературу по проблеме;

— охарактеризовать
современные требования к обучению грамоте в соответствии с требованиями ФГОС
начального общего образования;

— рассмотреть
педагогический опыт организации обучения грамоте в соответствии с требованиями
ФГОС начального общего образования;

— выявить
уровень овладения первоклассниками объемом умений и знаний, формируемых на уроках
обучения грамоте;

— разработать рекомендации по
организации обучения грамоте в соответствии с требованиями ФГОС начального
общего образования.

Объектом исследования является процесс обучения грамоте
современных первоклассников.

Предметом исследования являются закономерности обучения
грамоте современных первоклассников в свете ФГОС начального общего образования.

Методы исследования в
работе использованы следующие: поисковый по имеющейся методической и научной
литературе с анализом найденного материала, сравнение, классификация, выяснение
причинно-следственных связей, систематизация, абстрагирование и конкретизация,
наблюдение, беседа, интервью, тестирование, анализ документации и результатов
деятельности исследователей по проблеме проведенного исследования.

Экспериментальная
база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ
СОШ №1 г. Александров Владимирской обл.

Теоретическая и
практическая ценность работы заключается в наличии теоретического материала
исследования, отобранного среди прочего в процессе поиска информации по теме, и
в систематизации материала направления исследования. Проведенное исследование
имеет более глубокую степень разработки направления исследования, относительно
предыдущих исследований ученых, диссертантов и исследователей указанного
направления.

Структура работы.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Работа
над изучением грамоты в школе направлена ​​на обогащение знаний учащихся,
развитие связной речи, выработку навыков сознательного овладения новыми
словами, уточнение значения и сферы применения известных слов.

Основными
направлениями работы над словом является обогащение, уточнение, активизация
словаря, и устранение нелитературных слов. Обогащение словаря – это процесс
усвоения незнакомых ученикам слов, в результате которого целенаправленно
расширяется словарный запас учащихся и развивается выразительность их речи. Это
и работа над усвоением грамматического значения слова, работа над осознанием
прямого и переносного значения слов, многозначностью и омонимией, работа над
синонимами, изучение антонимов.

Важным и ценным является тот факт, что использование
интерактивных технологий на уроках, позволяет учащимся при решении проблемы
использовать свой и чужой опыт. Также интерактивное обучение формирует
способность мыслить неординарно. Интерактивное творчество учителя и ученика
неограниченно. Нужно лишь умело направить его для достижения поставленных
учебных целей.

И родители, и обучающиеся ждут от современного урока не
только высокого качества знаний, но и увлекательности и познавательности в
равных долях. Сделать урок информативным и интересным помогают разные средства
и методы, используемые каждым педагогом без исключения.

Методика
ознакомления с частью речи включает несколько этапов: ознакомление со словом,
осознание его значения, аудирование, разница между произношением и написанием,
подбор однокоренных слов. Это приучает детей лучше присматриваться к
грамматическому богатству и стилистическим возможностям родного языка,
способствует развитию общей речевой культуры. И вместе с тем нужно время от
времени отводить отдельные уроки, которые предусматриваются для развития речи.

Значительное
место на уроках отводится упражнениям, которые помогают расширить и уточнить
словарь детей. Значения неизвестных слов, встречающихся в текстах, обязательно
следует объяснять, формируя у учащихся соответствующие представления и понятия.
Также следует производить у учащихся умение подбирать слова, которыми можно
точно, ярко, образно выразить мысль. С первых дней обучения ребенка в школе
необходимо повседневно работать над словом, объяснять различные его значения,
анализировать по всем грамматическим категориям, вводить слова в предложения,
выявлять синонимы в иллюстративном материале. Решая эти задачи на уроках
русского, учитель обогащает речь учащихся количественно, то есть пополняет их
активный словарь.

Источниками
обогащения грамматических знаний учащихся является окружающая действительность,
учебный процесс, иллюстративный материал учебников, наглядные пособия,
технические средства и т. д.

В
современной методике существует несколько способов и приемов объяснения слов.
Для объяснения грамматики непонятных слов учителя чаще всего прибегают к таким
способам: демонстрация предмета или рисунка использование контекста; собственно
словообразовательный анализ; толкование слов. Каждый способ может быть
осуществлен одним из нескольких различных приемов.

В
работе по обучению грамоте чрезвычайно важна систематичность в работе над
словами. Такую работу со словами желательно проводить в соответствии с разделом
языка, который изучается.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 1.1. Научные и методические
основы обучения грамоте, проблемы обучения грамоте современных первоклассников Формирование
универсальных учебных действий в учебном процессе должно осуществляться с
учетом специфики методологии познания мира в различных учебных предметах на
предметном, межпредметном и надпредметном уровнях [7]. Термин «универсальные
учебные действия» в широком смысле означает умение учиться, получать учениками
новые знания.

В значительной
степени мотивирует учащихся принимать активное участие в организации урока
осознание того, что не следует бояться ошибиться, отсутствие страха неполучения
правильного результата с первого раза, «глупого» ответа на вопрос. Это
достигается в том случае, когда учащийся понимает, что он знает, а чего – нет.
Это приводит к формированию особых УУД, связанных с определением границ,
присущих собственному «знанию-незнанию».

Для того, чтобы
учащиеся грамотно поставили перед собой конкретную учебную задачу, они должны
определить, что им известно по теме, а какими знаниями они не обладают. Данный
процесс подразумевает, что ученик должен быть предельно честным, прежде всего,
не перед учителем, а перед самим собой, поскольку многие дети младшего
школьного возраста стесняются или боятся признаться учителю в том, что чего-то
не знают, потому что опасаются негативной реакции и порицания в ответ.
Необходимо, чтобы учащиеся поняли, что за честность их никто не накажет, а
честное признание границ собственного знания (в данном случае – его
ограниченности незнанием) будет способствовать лучшему усвоению нового
материала в дальнейшем.

Данный этап
направлен на актуализацию у учащихся тех знаний, умений и деятельностных
способов (как предметных, так и метапредметных), использование которых
возможно, когда дети «открывают» для себя новые знания, занимаются выполнением
самостоятельных или проверочных работ. Исследование границ знания и незнания
способствует подготовке мышления учащихся, что способствует осознанному
формированию потребности строить учебные действия.

Для успешной
реализации указанных требований необходимым компонентом являются такие действия
со стороны учащихся:


воспроизведение и фиксация знаний, умений и навыков, которые достаточны для
того, чтобы построить новый способ действия;

— активизация
соответствующих мыслительных операций, представленных анализом, синтезом,
сравнением, обобщением, классификацией, аналогией и т.д., а также
познавательных процессов, представленных вниманием, памятью и т.д.

Часто этап
актуализации сопровождается самостоятельным выполнением учащимися
индивидуального задания, в ходе которого необходимо применить новое знание,
которое планируется изучить в ходе данного урока, для того, чтобы зафиксировать
возникшие затруднения, а также найти причину того, почему они возникли,
обосновать их.

В связи с этим,
при определении границ знания и незнания учебная задача должна в качестве опоры
обращаться к выявленным ранее противоречиям, затруднениям, «дефициту знаний и
умений». Соответственно, ее постановка должна происходить следующим образом:

— для учебной
задачи должна быть характерна направленность на то, чтобы как можно быстрее
осуществить ориентацию учащихся на то, чтобы найти новый способ действовать;

— неотъемлемой
частью учебной задачи должно быть наличие мотивации к познавательной
деятельности;

— решая учебную
задачу, учащиеся должны стремиться к осознанию необходимости и рациональности,
присущих новому знанию.

Таким образом, отождествление
постановки учебной задачи урока и определения его темы является абсолютно
неправильным. Учитель должен помогать ученикам начальных классов в
формулировании темы, поскольку они вряд ли способны к полностью
самостоятельному выполнению данной учебной задачи. Так, работа в пределах
данной деятельности изначально является управляемой со стороны учителя, и по
мере того, как учащиеся станут обогащать свой опыт деятельности в учебе, они
будут становиться все более самостоятельными в определении учебных задач
урочного процесса.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы