История русской литературы XIX в. Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Проблема нигилизма в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Сюжетно-композиционные особенности воплощения нигилизма в романе «Отцы и дети» 5
1.1. Идеологические споры отцов и детей 5
1.2. Любовная линия романа 11
Глава 2. Система образов в романе «Отцы и дети» 17
2.1. Характеристика Базарова 17
2.2. Кукшина и Ситников. Их роль в романе 22
Заключение 25
Список литературы 27

 

  

Введение:

 

Роман «Отцы и дети» имеет отношение к проблемам отношений между поколениями. Речь идет о растущей пропасти между двумя поколениями русских и героем Евгением Базаровым, нигилисту, который отвергает старый порядок.
И. Тургенев писал «Отцы и дети» как ответ на растущий культурный раскол, который он видел между либералами 1830–40-х годов и растущим нигилистическим движением. И нигилисты («сыновья»), и либералы 1830-х годов («отцы») стремились к социальным переменам в России, основанным на западе. Кроме того, эти два способа мышления были противопоставлены славянофилам, которые полагали, что путь России лежит в ее традиционной духовности.
Роман Тургенева был ответственен за популяризацию использования термина нигилизм, который стал широко использоваться после того, как роман был опубликован. Отцы и дети могут рассматриваться как первый полностью современным роман в русской литературе. Специфика его проявляется в том, что роман вводит исследование двойного характера, как видно из постепенного распада нигилистической оппозиции Базарова и Аркадия к эмоциональному проявлению, особенно в случае любви Базарова к мадам Одинцовой.
Так как пути прямого политического выражения и деятельности были закрыты для людей в девятнадцатом веке России, либералы , как Тургенев сосредоточены на разработке гуманной культуры , которая помогла бы (они надеялись) в переходе России к конституционной монархии .
С помощью принципа любви возрождающий либерализм может создавать и поддерживать общее благо и сохранять традиции для либеральных граждан с акцентом на семью, искусство и природу . Культура, которая отвергает нигилистические выводы Базарова, может способствовать выработке общей точки зрения для всех граждан на общие цели, которые они должны любить и лелеять .
Произведение это нельзя назвать малоизученным, тем не менее, актуальность его обусловлена как активным интересом к роману, так и непрекращающимися исследованиями по нему. Данная работа вносит вклад в исследование нигилизма Е. Базарова.
Цель — раскрыть художественное воплощение проблемы нигилизма в романе «Отцы и дети».
Задачи:
1. Изучить научную литературу по данной теме;
2. Выявить художественно-композиционные особенности воплощения нигилизма в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
3. Раскрыть типологию образа Базарова
4. Провести сравнительный анализ критических оценок современников.
Объект работы: роман «Отцы и дети» И. Тургенева. Предмет работы: отражение идей нигилизма в романе «Отцы и дети» И. Тургенева.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Хотя «Отцы и дети» утратили свое значение в литературной критике, роман можно возродить как философское произведение, обладающее литературными элементами. Портреты Базарова, Аркадия и других персонажей являются исследованием различий в поколении, которое представляет две возможные формы реформ: разрушительный нигилизм и возрождающийся либерализм, который противопоставлен нигилизму. Возрождающийся тургеневский либерализм принимает критическую перспективу нигилизма, но основывается на принципе любви. Будучи открытыми для регенеративных качеств жизни в семье, искусстве и природе, мы можем духовно обновляться и практически ориентироваться на улучшение как личности, так и общества.
Регенеративный либерализм — это тот, который объединяет эмоции и разум ради позитивных социальных и политических действий. Отсутствие эмоций или разума приводит к неэффективному либерализму, например, нигилизму Базарова и романтизму Николая. Философская программа нигилизма опровергается Тургеневым не только драматическим действием и исходом героев, но и заветной памятью самого Базарова.
То есть после его смерти Базарова с любовью вспоминают его семья и друзья, что позволяет ему преодолевать смерть только через любовь к другим людям. Таким образом, Тургенев показывает основу для либерализма, которая основана на любви и поддержке памяти, которой не хватало «сыновьям» его времени. Этот либерализм является альтернативной формой политики как для консервативных славянофилов, которые считали, что спасение России заключается в ее традиционной духовности, так и для нигилистов, которые хотели сначала уничтожить все, прежде чем его реформировать.
Так как пути прямого политического выражения и деятельности были закрыты для людей в девятнадцатом веке России, либералы , как Тургенев сосредоточены на разработке гуманной культуры , которая помогла бы (они надеялись) в переходе России к конституционной монархии.
С помощью принципа любви возрождающий либерализм может создавать и поддерживать общее благо и сохранять традиции для либеральных граждан с акцентом на семью, искусство и природу. Культура, которая отвергает нигилистические выводы Базарова, может способствовать выработке общей точки зрения для всех граждан на общие цели, которые они должны любить и лелеять.
Возрождающийся тургеневский либерализм, следовательно, предлагает традицию либерализма, которой пренебрегают на Западе, частично из-за игнорирования произведений Тургенева и частично из-за отсутствия места в современной либеральной теории.
Либерализм, который ценит принцип любви, который поддерживается в памяти, может дать чувство общего блага и сохранить традиции для либерального режима. Либеральная политика должна быть переосмыслена как объекты взаимной любви, которые лелеются в общей памяти, чтобы возродить тургеневский либерализм. На практике эти идеи лучше всего перенести в местные общины, где узы любви и памяти наиболее прочны: человек больше готов пожертвовать своим семейным членом, чем гражданином-незнакомцем.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Сюжетно-композиционные особенности воплощения нигилизма в романе «Отцы и дети»

1.1. Идеологические споры отцов и детей

Его действие восходит к 1859 году, когда в России сложилась революционная ситуация. В это время в российском обществе обострились идеологические дискуссии о путях дальнейшего развития страны. А сам жанр романа подчинен их раскрытию — в основе сюжета лежат споры, отражающие общественное настроение поколения 1860-х годов .
В эту эпоху разночинцы-демократы выступали за революционный путь развития России, они считали крестьянскую революцию главным источником фундаментальных перемен в жизни страны. Либералы, с другой стороны, предложили путь постепенных реформ, ограничивающих авторитарную власть, освобождающих крестьян от крепостного права, но сохраняющих помещичье землевладение. Таким образом, Тургенев показывает возможные пути трансформации в России. Этот главный вопрос сформулирован устами Аркадия Кирсанова.
Отметим, что острые общественно-политические проблемы отличают романы Тургенева от его рассказов. В романах человек появляется в социальном существе, а в рассказах освещаются проблемы личной жизни героя. В романах действие обычно происходит динамически, в течение нескольких месяцев, а иногда и недель. Внимание читателя занимает только главный герой, которого окружает небольшое количество второстепенных. Автор показывает это в критические моменты жизни, которые составляют основу повествования, герой проходит испытание своей философии на прочность .
В этой работе либерализм, выраженный в России XIX века, принимает совершенно иную форму, чем в Европе или Америке. Мы обнаруживаем, что тургеневский либерализм основан на любви к семье, искусству и природе. Он создает и поддерживает общее благо, которое стремится сохранить и реформировать традицию вместо того, чтобы разрушать ее, и открывает нам важность места, влияющего на то, как одни и те же идеи формулируются и понимаются в разных контекстах .
Политический и интеллектуальный контекст романа Тургенева (1862 г.) произошел после поражения России в Крымской войне (1853–56), которое вызвало либеральные реформы Александра II (царствование 1855–81), с наиболее известным освобождением крепостных (1861).
В этом новом идеологическом климате образованные простолюдины начали утверждать себя как «новые люди», которые будут реформировать Россию. Они считали себя отличными от «людей сороковых», которых изображали слабыми, колеблющимися идеалистическими либералами дворянства. Николай Чернышевский, Николай Доролюбов, Дмитрий Писарев и другие приводили примеры этих «новых людей», где они поддерживали идеи материализма, натурализма и рационализма как средства устранения и реформирования страны .
Под влиянием мысли о Фейербахе и гегелевской диалектике эти мыслители разработали этику рационального эгоизма, аналогичную британскому утилитаризму, где материальное удовольствие ценилось как высшее благо как для личности, так и для общества.
Эти «новые люди», «сыновья шестидесятых», позже известные как нигилисты, критиковали «отцов сороковых», потому что последние были озабочены только политическими свободами и постепенными реформами, а не революционным прогрессом и социальным благосостояние людей. Особое значение имела мысль Дмитрия Писарева, ставшего образцом для персонажа Базарова в « Отцах и сыновьях Тургенева» (а позднее влиятельной фигурой в собственной политической мысли Ленина) .
Отвергнув все, что не может быть оправдано с утилитарной точки зрения, Писарев стремился освободить людей от традиционных верований и поведения и восстановить человеческие отношения на основе рациональности естественных наук. Величайшими врагами нигилизма были эстетическое и идеалистическое отношение к жизни, характерное для интеллектуалов из дворянства. Для Писарева эстетика была излишним продуктом, который противоречил экономическим принципам материальных и интеллектуальных сил. Именно на эту идеологическую позицию Тургенев отвечал и защищал либеральные идеи дворянства в своем романе « Отцы и сыновья» .
В отличие от Чернышевского, Доролюбова, Писарева и других, Тургенев выражал свои идеи в литературе, а не в политических и философских брошюрах. Из-за строгих законов о цензуре в России XIX века политические и философские идеи могли быть сформулированы лишь косвенно и в литературе, не опасаясь репрессий со стороны государства.
Например, из-за их явных политических писем Чернышевский и Писарев были заключены в тюрьму, а Доролюбов отправился в добровольное изгнание. Поэтому, если кто-то хотел участвовать в политических и философских дебатах, литература была самым безопасным способом защитить себя от преследований. Романы, как отцы и сыновья Тургенева поэтому следует понимать не как литературные произведения, имеющие политические и философские элементы, а скорее как политические и философские трактаты, содержащие литературные элементы.
В «Отцах и Сынах Тургенева» представлены два движения, которые будут бороться за мантию реформ в России: нигилизм и либерализм. Первое характеризуется как абстрактное, научное и разрушительное, а второе — конкретное, целостное и восстанавливающее. И нигилизм, и либерализм хотят заменить произвольные указы верховенством закона, установить права вместо привилегий и смотрят на своих западноевропейских коллег как на модели управления. Но эти два движения расходились во мнении о темпах реформ и месте традиционных ценностей, таких как семья, искусство и природа .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы