Курсовая с практикой на тему Проблема мотивации достижения успеха
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ
1.1. Понятие и
характеристика мотивации
1.2. Мотивация успеха и
мотивация боязни неудачи
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ
2.1. Описание
исследования
2.2. Анализ результатов
экспериментального исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
Мотивация достижения
направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным
способностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи.
Мотивация достижения, таким образом, по сути своей ориентирована на цель. Она
подталкивает человека к «естественному» результату ряда связанных друг с другом
действий. Предполагается четкая последовательность серии действий, производимых
одно за другим. Однако существуют специфические формы активности, не связанные
напрямую с целью таким образом. Относящаяся к достижению деятельность иногда
выполняется сама по себе и не имеет своей целью завершение по достижении цели
или какой-либо другой внешней причины. С такого рода проявлениями мы
встречаемся, например, при решении интеллектуальных заданий (кроссворды,
головоломки) или в ручной работе, требующей определенных навыков (вышивка,
вязание). Различные сложности, с которыми люди сталкиваются в процессе решения
задач такого рода, воспринимаются как приятный и даже стимулирующий опыт.
Слишком быстрое достижение цели и успеха может даже разочаровывать. Подобного
рода организация целей, связанная с достижением, как и игра, относится к
категории «нецелевой активности».
Для мотивации достижения
характерен постоянный пересмотр целей. Если посмотреть на последовательность
действий, важность постоянного пересмотра целей с течением времени становится
очевидной, поскольку цепь действий может прерываться на часы, дни, недели, месяцы
или даже годы. Еще одной характеристикой мотивации достижения является
постоянное возвращение к прерванному заданию, к чему-то прежде оставленному,
возобновление основной направленности действий. Так, создаются сложные и долгое
время существующие структуры из основной, побочной и входящей в их состав
деятельности, которые ведут посредством достижения серии «субцелей» к главной,
пусть даже очень отдаленной.
Планирование становится
необходимым для достижения упорядоченной последовательности и функциональной
организации цепи действий. Этот временной охват ряда действий, которые Мюррей
называет «серией» актов, и отличает мотивацию достижения от множества других
мотивов.
Проблемы психологии
мотивации выводят нас за традиционные рамки, разделяющие такие психические
процессы и функции, как восприятие, память, мышление и обучаемость. Эти
проблемы предполагают гораздо большую взаимосвязь этих функций, чем может
показаться, судя по многочисленным психическим явлениям, которые они
представляют.
Темой курсовой работы является исследование
мотивации достижения успехов.
Цель работы — изучить
мотивы достижения успехов
Объект — мотивация
достижения успехов
Предмет — исследование
мотивации достижения успехов
Гипотеза – у большинства
испытуемых диагностируется мотивация на успех (надежда на успех)
Задачи:
1) изучение
психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме
2) экспериментально исследовать мотивацию достижения успехов
Методы исследования
1) теоретический анализ литературы
2) эксперимент
Исследование проводилось
в средней школе, в 10 классе. В нем участвовало 20 школьников 10 класса, 10
юношей и 10 девушек.
Данная тема достаточно
актуальна, так как в современных условиях проблема человеческой активности
занимает особое место. Становление субъекта деятельности, способного осознанно
ставить жизненные цели и добиваться их, способного брать на себя
ответственность за принятие решения, детерминировано той стратегией поведения,
которая формируется в процессе
социализации. Такую стратегию поведения,
на наш взгляд, обеспечивает мотивация достижения, отражающая ценностное
отношение индивида к себе как личности и субъекту деятельности.
Практическая значимость
исследования обусловлена его направленностью на научно-методическое обеспечение
практической психологии образования. Полученные результаты могут быть
использованы в педагогической деятельности учителей, студентами педагогических
вузов также родителями в воспитании своих детей.
Курсовая работа состоит
из введения, двух глав — теоретической и практической, заключения, списка
использованной литературы и приложения.
Заключение:
В этой статье мы
исследовали мотивацию к успеху. Обзор литературы в теоретической части показал,
что успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой
мотивации (стремлением к успеху), наличием достижений ценностей в системе ценностей
человека и развитием необходимых навыки и умения. Многообразие мотивов
человеческой деятельности определяет разнообразие сочетаний, образованных
разными мыслями и чувствами человека.
Эта цель была достигнута
в ходе исследования. Гипотеза подтвердилась. В нашем исследовании мы
обнаружили, что люди, которые мотивированы на успех, предпочитают умеренно
сложные или слегка переоцененные цели, которые лишь немного выше уже
достигнутых. Они предпочитают разумно рисковать.
Мотивированные неудачей,
они склонны принимать крайние решения, одни занимают нереально, а другие
нереально переоценивают цели, которые они перед собой ставят.
После выполнения ряда
задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто
мотивирован на достижение, переоценивают свои неудачи, а мотивированные на
неудачу, наоборот, переоценивают свои успехи.
Мотивированные на неудачу
простыми, хорошо усвоенными навыками (такими, как те, которые используются для
сложения пар отдельных чисел), они действуют быстрее и падают медленнее, чем
те, кто мотивирован на успех. Когда задачи проблемного характера требуют
продуктивного мышления, эти люди ухудшают работу в периоды нехватки времени, а
те, кто мотивированы на успех, улучшаются.
Знание способностей
человека влияет на его или ее ожидания успеха. Когда в классе есть полный набор
способностей, только учащиеся со средними способностями будут иметь высокую
мотивацию для достижения и / или предотвращения неудач. Ни очень быстрые, ни
плохо успешные ученики не будут иметь сильной мотивации к достижениям,
поскольку конкурентная ситуация будет казаться либо «слишком легкой», либо
«слишком сложной».
Сегодня, по сравнению с
другими историческими периодами, все больше и больше людей стремятся к успеху.
И все больше и больше людей тянутся к этому. Наверное, никогда раньше не было
столько возможностей осуществить мечты, как в наши дни.
Подавляющее большинство
успешных людей начинали с нуля, пробовали несколько раз, пока не добились
успеха. Но они что-то сделали. Мы учились на своих ошибках, учились на опыте
других и, в конце концов, добились успеха.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ
1.1.
Понятие и характеристика мотивации
Мотивации (побуждение) —
это активные состояния структур мозга или системно организованные возбуждения
центральной нервной системы, которые побуждают высших животных и людей к
действиям (поведенческим действиям), направленным на удовлетворение их
потребностей [5,38]
Проблеме мотивации
достижений посвящено большое количество теоретических и эмпирических
исследований как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Изучался
феномен мотивации достижения и его связь с поведением и деятельностью (Г.
Мюррей, К. Левин, Р.Г. Андерсон, В.А. Скотт, М.Ю. Орлов, Р.С. Вайсман, А.К. Маркова, В.И.
Степанский, Г. Трудевинд, Б. Хусарек, В.
Грабал, В.М. Матюхина, Т.А. Саблина, В.В. Шипилина, Г.В. Литвинова и др.). Мотивация к достижению — это структурное
образование, мотивы которого — достижение успеха и избегание неудач — состоят из
следующих компонентов: потребность в достижении цели и ее ожидание,
инструментальная деятельность, аффективное состояние, результат деятельности и
отношение к ней окружающих (Дж. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, Х. Хекхаузен) [2,89].
Исследования мотивации к достижению
были начаты Д.С. Мак-Клелланда в середине прошлого века, поэтому использование
Г.А. Мюррей смог выявить индивидуальные различия в мотивации достижения.
Необходимость такого
исследования определялась социализацией общества и ценностными ориентациями
людей из разных слоев общества. Согласно Мак-Клелланду, формированию
мотивации достижения напрямую зависит от
условий и среды обучения и является побочным продуктом основных социальных
мотивов.
Позднее к вопросам
мотивации достижений обратились такие выдающиеся ученые, как Дж. Аткинсон, Н.
Физер, Х. Хекхаузен и другие, которые заметили, что ранние формы достижения
активности у ребенка происходят добровольно, независимо от воспитательного
влияния взрослых [9,105].
В отечественной
психологии одним из самых влиятельных авторов этого вопроса является Т.
Гордеева. Мотивация достижения понимается как мотивация деятельности
достижения. Активность достижений — это деятельность, связанная с
целенаправленным преобразованием субъекта окружающего мира, себя, других людей
и отношений с ними. Такая деятельность «мотивирована желанием делать что-то
наилучшим образом или быстрее после прогресса, основанного на основных
человеческих потребностях в достижении, росте и самосовершенствовании» [4,66].
Мотив достижения как стабильная
черта личности был впервые определен г-ном Мюрреем и понимался как стойкое
желание что-то быстро сделать и достичь определенного уровня в любом деле. В
процессе дальнейшего исследования этого мотива такими учеными, как Д. МаКлелланд
и Х. Хекхаузен, были выявлены две независимые мотивационные тенденции:
стремление к успеху и желание избежать неудач. Мотив достижения в этом случае показывает,
насколько человек стремится повысить уровень своих способностей. В
отечественной психологии мотивация достижений, а также тесно связанная с ней
тема уровней стремлений изучалась такими экспертами, как М.Ш. Магомед-Эминов,
Т. В. Корнилова, И. М. Палей и многие другие [9,254].
Г-н Мюррей, наряду со
списком органических потребностей, также предложил список вторичных
(психогенных) потребностей, которые возникают из инстинктов аналогичных
инстинктов в результате образования и обучения. Это потребности в успехе,
принадлежности, агрессии, потребность в независимости, противодействии,
уважении, унижении, защите, доминировании, внимании, избегании вредных влияний,
избегании неудач, покровительстве, порядке, игре, неприятии, мышлении,
сексуальных отношениях, помощь, взаимопонимание [1,75]. В дополнение к этим потребностям Г. Мюррей
приписывал человеку потребность получать, отвергать обвинения, знания,
творчество, интерпретацию, признание и бережливость. По словам Г. Мюррея, о
существовании потребности можно судить по:
1) эффекту или результату
поведения;
2) способу осуществления
поведения;
3)избирательного внимания
или реагирования на определенный вид стимульных объектов;
4) выражения конкретной
эмоции или аффекта;
5) выражения
удовлетворения при достижении определенного эффекта или неудовлетворения, если
эффект не достигнут. [11,143]
Данные исследований по
изучению мотивации деятельности человека, а также данные исследования личности
показывают, что успешность деятельности человека определяется тремя факторами:
силой мотивации (стремлением к успеху), наличием достижений в ценностях.
система человеческих ценностей и развитие необходимых навыков. Многообразие
мотивов человеческой деятельности определяет разнообразие сочетаний,
образованных разными мыслями и чувствами человека. «Чем больше интерес к
компании, тем сильнее вы хотите, чтобы она преуспевала» [7,99].
Определение мотива
достижения (стремление повысить уровень собственных способностей) не объясняет
некоторых характеристик человеческого развития, поэтому были введены
специальные мотивационные переменные, которые устанавливают взаимосвязь между
деятельностью и мотивом достижения. Это:
1. Персональные стандарты — оценка субъективной
вероятности успеха, субъективной сложности задания и т. д..;
2. Привлекательность
личности для личного успеха или неудач в этом виде деятельности;
3. Индивидуальное
преимущество — ответственность за успех или неудачу возлагается на себя или
обстоятельства.
Чем выше эмоциональная
вовлеченность родителей в дела ребенка и соответствующую среду, тем больше у
ребенка потребность в успехе. Чтобы создать такую потребность, давление родителей
на ребенка должно быть ненавязчивым, а окружающая среда должна поддерживать и
ободрять. В этом случае ребенок, скорее всего, самостоятельно проверит свои
способности и способности.
Нейронная основа
мотивации — это широко разветвленные системы, элементы которых расположены во
многих частях мозга. Биохимические сдвиги во внутренней среде организма и
действие внешних раздражителей превращаются в процесс возбуждения, вызывая
активацию определенных структур гипоталамуса. Кроме того, мотивационное
возбуждение распространяется на лимбическую систему и кору головного мозга, где
формируется программа поведения, которая может привести к удовлетворению этой
конкретной потребности.
Помимо гипоталамуса, к
нервной основе мотивации относятся некоторые ядра миндалины, лобной и частично
височной доли коры. Поражение лобных областей полушарий головного мозга у
человека вызывает нарушение мотивации высших видов, инициирование трудовой
деятельности, социальных контактов и творчества. В то же время разрушаются
основные мотивации [19,110-121]
Мотивация к достижениям —
это прежде всего стремление к успеху, к высоким результатам в своей
деятельности. И если человек стремится добиться успеха, высоких результатов в
деятельности, то у него достаточно сильная мотивация для достижения. Некоторые
придают слишком большое значение достижению успеха, другие менее важны. Исходя
из этого, человек определяет вид и интенсивность своей деятельности 20,283]
Факторы, определяющие
наличие сильной мотивации к достижению
1. Стремление к высоким
результатам (успеху).
2. Стремитесь делать все
возможное, самое лучшее.
3. Выбор сложных задач и
желание их выполнять.
4. Стремитесь улучшить
свои навыки.
Представьте двух детей с
одинаковыми способностями, но разными мотивами.
Мальчик А (с сильной
мотивацией к достижениям):
— увлеченно преподает
математику;
— пытается выполнять
сложные задания и пытается выяснить, что ему непонятно;
— старается получить
высшую оценку.
Мальчик Б (с таким же
интеллектуальным уровнем и способностями к математике, но со слабой мотивацией
к достижениям):
— не проявляет интереса к
математике, не любит решать задачи;
— в самостоятельном
выборе задач выбор более легких задач;
— сталкиваются с
проблемами (сложными задачами) либо сразу обращаются за помощью, либо перестают
работать.
Понятно, что А будет
развиваться быстрее и его успех будет выше, чем успех Б.
Успех в деятельности, как
известно, зависит не только от способностей человека, но и от стремления к
достижению цели, от целенаправленной и настойчивой работы для достижения успеха
(т.е. от мотивации к достижению). Исходя из этого, мы можем предложить
следующую формулу успеха:
У = С х М х Ст
где У — успех;
С — способность;
М — мотивация достижения;
Ст — ситуация (внешние
факторы, благоприятные обстоятельства и т.п.).