Курсовая с практикой на тему Проблема монополизации в российской экономике антимонопольная политика государства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Анализ монополистических явлений в экономике России. 5
1.1. Понятие монополии. 5
1.2. Проблема монополизации экономики России. 7
2. Государственная антимонопольная политика на современном
этапе развития 11
2.1. Современные механизмы антимонопольной политики. 11
2.2. Нормативно-правовое регулирование антимонопольной. 20
деятельности в России. 20
2.3. Оценка эффективности антимонопольного регулирования в
России и зарубежных странах. 28
3. Основные направления совершенствования антимонопольного
регулирования 32
3.1. Направления совершенствования антимонопольного
регулирования в России в среднесрочном периоде. 32
3.2. Оценка эффективности антимонопольного регулирования
Краснодарского края 35
Заключение. 37
Список использованных источников. 40
Введение:
Актуальность темы исследования. Первые
монополии появились в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых
фабрикантов и др.), но тема естественных монополий и сегодня крайне актуальна.
Процесс монополизации появился в экономике России, как и в экономиках других
стран, но его развитие значительно отличалось. Специфика развития заключалась в
непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и
деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного
хозяйства, или играющих большую роль в его системе (металлургия, транспорт,
машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Мы и сейчас встречаемся с
естественными монополиями в таких сферах услуг как, например, почта, транспорт
или коммунальные службы, поэтому тема «Естественные монополии и их роль в
экономике России» актуальна и по сей день. В современной российской экономике
функционируют четыре тысячи предприятий – монополистов и их доля составляет 7%
от общего количества предприятий, из которых естественные монополии составляют
500. Существуют множество стран, где монополия рассматривается исключительно
как зло. Но существует понятие «естественные монополии», без которых никакая
экономика, какой бы могущественной, развитой она ни была, не способна долго
существовать Целью курсовой работы является изучение монополистических явлений
в экономике РФ, а также анализ современной антимонопольной политики. Для
достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
— изучить сущность монополий;
— определить роль монополий в экономике
России;
— проанализировать основные направления
антимонопольной политики;
— оценить эффективность антимонопольного
регулирования Краснодарского края.
Объектом исследования выступает экономика
России с выделением в ее структуре хозяйственных монополии. Предметом
исследования являются экономические отношения между хозяйственными субъектами в
масштабах рынка несовершенной конкуренции. Степень научной разработанности
проблемы: из авторов, работающих над данной проблемой можно выделить Дж.
Робинсона и Э. Чемберлина, К. Маркса, В.И. Ленина. Методологической базой
работы послужили исторический, статистический методы, системный и сравнительный
анализ, анализ причинно-следственных связей, форма табличной классификации,
элементы художественной образности. Информационная база исследования: научные
источники информации ученых всех уголков нашей страны: базисом знаний в области
«Экономической теории» послужил одноименный для нее учебник В.А. Сидорова,
сосредоточивший в себе сведения общей экономической теории, макро- и
микроэкономики. Огромное значение уделено законодательным актам, нормативным
документам; авторитетным источникам информации из интернета (сайты Федеральных
служб, журналов, статей экономической направленности и т.п.), последним
новостям из СМИ. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав,
заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Рыночная конкуренция представляет собой
«теорию естественного отбора», сущность которой состоит в том, что рынок
постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной
деятельности. Таким образом, используя инструмент конкуренции, он очищает
экономику от неэффективно функционирующих предприятий и напротив, дает зеленый
свет более предприимчивым и активным. На рынке происходит естественный отбор
производителей. Остается лишь тот, кто создает лучшие условия продажи для своих
товаров.
Исторически сложилось, что конкуренция
возникла в условиях товарного производства. Каждый маленький производитель в
процессе конкуренции стремился создать наиболее благоприятные условия для
производства и продажи товаров в ущерб другим производителям. В процессе
увеличения зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и колебаний
рыночных цен на товары, которые они производили в конкуренции, он усилился. Они
имеют возможность привлекать наемных работников, расширять экономическую
деятельность.
Конкуренция является весьма действенным
механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства. В
современных условиях конкуренция является важным средством развития
производства и существует в различных формах.
В качестве эффективного механизма
предотвращения монополизации конкретной отрасли широкой общественной поддержкой
пользуется антимонопольное законодательство. Его происхождение связано с
желанием государства исправить так называемые «рыночные неудачи», защитить
конкуренцию и укротить чрезмерную «жадность» монополистов.
Современное антимонопольное
законодательство имеет два основных направления: контроль над ценами и контроль над слияниями. Антимонопольное законодательство обычно
запрещает ценовые соглашения. Любой сговор между фирмами для установления цен
является незаконным. Закон также преследовал демпинговую практику продаж, когда
фирма сознательно устанавливает более низкие цены для вытеснения конкурентов из
отрасли.
Сегодня российская антимонопольная
политика — это не только вопрос обсуждения. На самом высоком уровне обсуждается
возможность смягчения правового регулирования слияний, а также обзор перечня
злоупотреблений доминирующим положением.
Фрагмент текста работы:
1. Анализ монополистических явлений в экономике России 1.1. Понятие
монополии Актуальность, недостаточная
разработанность, дискуссионность рассматриваемой проблемы, а также практическая
значимость поиска действенных способов ограничения влияния монополий на
конкуренцию определили выбор темы, объект, предмет, цель проведенного
исследования. Существуют различные определения понятия «монополия». В научной
литературе многоплановое понятие «монополия» трактуется неоднозначно и
противоречиво. Единственное, в чем солидарны все, так это взгляд на монополию
как на явление, полностью несовместимое с конкуренцией, поскольку традиционно
подразумевается, что продавец сам регулирует поступающие предложения и
возможность выхода на рынок других продавцов отсутствует. Следует подчеркнуть,
что проблема свободы входа на рынок является основной в данной сфере.
Во всех определениях понятия «монополия»
отмечается такая ее черта, как исключительное, господствующее (доминирующее)
положение на рынке, дающее ей соответствующие привилегии. Так, Е. Ф. Борисов
понимает под данным понятием захват физическим или юридическим лицом части или
всего рыночного пространства и установление на нем своего господства [9, с.
171]. Монополист «…сосредотачивает в своих руках какую-то часть производства и
сбыта товара, осуществляет диктат над потребителем и другими участниками
рыночных отношений вплоть до установления монопольной цены и получения за счет
этого монопольной прибыли. Монополист сам определяет цену, а не принимает ее
как данную» [12, с. 42]. Точного определения понятия «монополия» в
экономической теории не существует.
Тем не менее, несмотря на отсутствие
единства в данном вопросе, у ученых и специалистов-практиков анализ
монополизированного рынка не вызывает больших разногласий. Термин «монополия»
происходит от греческого monos — «один» и poleo — «продаю» (продаю один,
единолично). Монополия — явление, прежде всего, экономическое, поскольку в его
основе лежат экономические отношения между хозяйствующими субъектами,
возникающие на товарном рынке. Как экономическая категория монополия
характеризует определенную структуру рынка, предполагающую, что одно
предприятие (фирма) является единственным производителем (поставщиком) той или
иной продукции, которая не имеет аналогов (близких заменителей). Монополия не
имеет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на рынке. У покупателей
отсутствует возможность выбора. Им приходится покупать то, что им предлагают, и
они вынуждены приобретать продукцию предприятия-монополиста. Этим
монополизированный рынок существенно отличается от свободного рынка, на котором
множество продавцов соперничают между собой в борьбе за покупателя, предлагая
для продажи стандартизированный товар. Обратимся к трактовке понятия
«монополия», которая дается в словарях, и рассмотрим приведенные там
определения с правовой позиции — анализируя правовые аспекты данного явления. В
некоторых экономических словарях при рассмотрении понятия «монополия»
выделяются, наряду с экономическими аспектами, и юридические моменты. Так,
утверждается, что «о естественной монополии можно говорить, если эксклюзивное
положение монополиста является результатом исключительного права на обладание
некоторым ресурсом. Установленная по закону монополия существует в тех случаях,
когда доступ конкурентов запрещен законом» [14, с. 38].