Курсовая с практикой на тему Проблема монополизации экономики и создания конкурентной среды в Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ МОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ 5
1.1. Экономическое содержание и роль монополий в современном хозяйстве 5
1.2. Причины возникновения и виды монополий 10
1.3. Формирование конкурентной среды в национальной экономике 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
И КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
2.1. Нормативно-правовое регулирование деятельности монополий
и конкурентной среды в России 20
2.2. Оценка степени монополизации и уровня конкурентной среды в Российской Федерации 24
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ МОНОПОЛИЗАЦИИ. СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
3.1. Совершенствование антимонопольного регулирования в России 27
3.2. Развитие конкурентной политики в Российской Федерации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЯ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Введение:
История монополии достигает глубокой древности. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX века. В экономической истории этот период обычно называют периодом монополистического капитализма. Взаимосвязь явлений (кризисов и монополий) указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе назывались «детьми кризиса».
В конце XIX века рынок, почти впервые за многовековую историю развития, столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением монополий на рынке. На пути конкуренции были значительные препятствия в виде монополистических субъектов в экономике. Это был период расцвета монополизма.
В монополистической среде одна компания или поставщик имеют абсолютный контроль над предложением, которое выходит на рынок, что дает конкретному провайдеру способность диктовать цены. В отсутствие какой-либо конкуренции одинокий продавец может свободно покупать цены искусственно, не опасаясь быть подрезанным другим поставщиком. Очевидно, что такой сценарий обычно крайне неблагоприятен для потребителей, поскольку он не дает им возможности искать альтернативы, которые могут снизить цены.
Актуальность данной темы состоит в том, что поддержание свободной конкуренции между фирмами на основе цены и качества на государственном уровне приводит к наиболее эффективному функционированию экономики, и поэтому для стран принято принимать законы, призванные помочь в создании или сохранении такой конкуренции.
Сегодня проблемы монополизации экономической жизни, конкуренции на товарных рынках привлекают пристальное внимание не только специалистов, но и населения в целом.
Успех экономических преобразований во многом зависит от сбалансированной, проверенной системы государственного регулирования монопольных процессов и конкурентных отношений.
Для России актуальность этого вопроса подчеркивается тем, что процесс создания государственного контроля для предотвращения недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, поскольку командно-административная система, которая в последнее время существовала в управлении экономикой по своей сути, исключала существование свободной конкуренции в экономической деятельности.
Предметом данной работы является такая экономическая категория как монополия в рыночных условиях.
Объектом данной работы является функционирование фирм в монополистических условиях Российской экономики и влияние государства на монополистические процессы в стране.
Цель курсовой работы: анализ проблем монополизации экономики и создания конкурентной среды в РФ.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические основы исследования процессов монополизации экономики и формирования конкурентной среды;
2. Провести исследование монополизации экономики и конкурентной среды в Российской Федерации;
3. Показать направления снижения монополизации. стимулирование развития конкурентной среды в Российской Федерации.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
В этой курсовой работе мы видим, что на сегодняшний день Российское государство развивает ситуацию, когда возникают проблемы, требующие немедленных решений:
1. Разработка современного эффективного антимонопольного законодательства.
2. В стратегически важных отраслях и видах продукции (топливно-энергетический комплекс, сырьевая промышленность, оборонная промышленность, национальный транспорт и связь, некоторые крупные стратегические объекты) приватизация вообще не должна проводиться. Корпоративные монополии должны быть национализированы, поскольку государственная монополия на экспорт энергоресурсов и сырья необходима, соответственно, ассигнования государством абсолютно всей естественной ренты.
3. Государству необходимо преобразовать государственный сектор экономики, принимая во внимание важность программ в области НИОКР и инвестиций в производственную сферу, обеспечивая при этом особое направление развития государственного сектора для обеспечения расширенного воспроизводства человеческого капитала, имея в виду, что трудовые ресурсы общества, высококвалифицированное производство рабочей силы и научно-технический прогресс.
Анализируя Закон «О естественных монополиях», можно прийти к выводу, что не все его положения соответствуют существующему положению дел, и в целом закон нуждается в серьезной коррекции. С момента его принятия федеральные исполнительные органы претерпели более одной реорганизации, в закон уже неоднократно вносились поправки. Между тем, положение дел с государственным регулированием деятельности естественных монополий все еще не является удовлетворительным.
Государству необходимо задействовать весь потенциал государственного сектора, чтобы «вытащить» всю экономику и перестроить ее на инвестиционно-инновационную составляющую развития общества.
В России сильное государство невозможно без укрепления государственного сектора экономики, и это невозможно без его трансформации, потребность которого связана с оптимизацией и модернизацией последнего в областях, областях, секторах и границах функционирования.
Таким образом, на определенном этапе их развития монополии вызывают стагнацию и наносят ущерб экономике страны. Так обстоит дело с административным командованием периода существования монополии.
Государственное антимонопольное регулирование в общих чертах состоит из комплекса последовательных мер, реализуемых государством в целях создания условий для состязательности хозяйствующих субъектов, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, а также устранения административных барьеров со стороны органов власти.
Цель антимонопольной политики государства и антимонопольного законодательства не состоит в запрещении (ликвидации) монополистов. По этой причине реальная задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы поставить на государственный контроль деятельность монополий с тем, чтобы исключить любую возможность злоупотребления своим монопольным положением.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ МОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
1.1. Экономическое содержание и роль монополий в современном хозяйстве
В конце XIX в. свободная конкуренция достигла наивысшей ступени развития. Функционирование эффективно конкурирующих предприятий сопровождалось концентрацией и централизацией производства и капитала, что стало причиной зарождения монополий.
К компетенции государства относятся: создание условий экономической демократии, равноправия различных форм собственности и хозяйствования, защита конкурентной среды, недопущения внешнего воздействия на ценовой механизм и т.д.
Рыночных структур много, но основными признаны четыре:
— чистая конкуренция,
— монополистическая конкуренция,
— олигополия,
— монополия.
Чистая конкуренция – это экономическое соперничество между субъектами экономических процессов, по которой ни один из них (компания, предприниматель, потребитель, работник и др.) не может влиять на общую ситуацию на рынке, или это влияние является таким незначительным, что им можно пренебречь.
Модель чистой конкуренции характеризуется следующими признаками:
— наличие большого количества продавцов и покупателей,
— однородность товарной продукции,
— свободный вход на рынок и выход из него (отсутствие любых законодательных, финансовых, технологических ограничений и барьеров),
— независимость субъектов рынка друг от друга (при принятии решений отдельный субъект своими действиями не может повлиять на решение других производителей),
— невозможность контроля над ценами.
Количество производителей настолько велика, что ни один из них своими действиями не может повлиять на рыночные цены.
В теории к несовершенным рынкам, по мере убывания конкуренции, относят такие рыночные структуры:
• монополистическая конкуренция – это – тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, которые реализуют дифференцированный продукт, и который дает им возможность осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара. Вход на этот рынок не затруднен такими барьерами, как при монополии или олигополии, но и не настолько легок, как при совершенной конкуренции;
• олигополия – это рыночное состояние, характеризующееся небольшим количеством мощных фирм-производителей со значительными объемами производства.
Олигополия характеризуется политикой «лидерства в ценах», которая заключается в отказе от открытой ценовой конкуренции, когда фирмы учитывают интересы всех участников олигополистического рынка и ориентируются на цены предприятия-лидера. На олигополистическом рынке могут быть представлены как однородные продукты (Сталь, уголь, алюминий), так и дифференцированные продукты (автомобили, моющие средства, электробытовые товары). Олигополистический рынок отличается от совершенно конкурентного рынка особенностями изменения цен. При совершенной конкуренции цены постоянно меняются в зависимости от колебаний спроса и предложения. При олигополии цены меняются не так часто и значительно. Характерной чертой олигополии является наличие барьеров при вхождении в отрасль;
• монополия – это ситуация, при которой на рынке существует только один производитель товара (услуги), и не существует субститутов (заменителей или новых промышленных продуктов, которые заменяют существующий).
Слово монополия было получено из комбинации двух слов, то есть «Моно» и «Поли». «Моно» относится к слову один и «поли» к слову продавец.
Монополист – это производитель, который обеспечивает весь объем предложения на данном рынке товаров или услуг.
Во многих странах почтовые и телефонные услуги являются государственными монополиями. На локальных рынках (отличающихся от национальных) также могут существовать монополии: в небольших изолированных городках единственная станция заправки, и единственный отель будут местными монополиями. В крупных же городах примерами монополий служат услуги канализации, водо– и электроснабжения, а также – вывоза мусора.
Ограничения на вход могут создаваться законодательными нормами для новых фирм, желающих войти на монопольный рынок; кроме того, могут существовать экономические обстоятельства, сдерживающие желающих войти на подобные рынки.
Барьеры могут принимать форму патентов: в течение многих лет компания Xerox Corporation владела патентом на фотокопирующую машину, что гарантировало фирме эксклюзивные права на использование процесса ксерокопирования; ведущие фармацевтические компании также владеют патентами на многие лекарственные средства, которые они производят.
Отрицательный стимул для входа на рынок может существовать из-за условий самого рынка: например, в небольшом изолированном городке, возможно, существует лишь одна заправочная станция, поставляющая бензин всем владельцам машин в городе, и для открытия второй заправочной станции в городе будет существовать отрицательный стимул, если только владелец второй станции не сможет быстро захватить весь местный рынок бензина и вытеснить работавшую до него фирму.