Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольное образование

Курсовая с практикой на тему Проблема методов стимулирования в отечественной педагогике

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Проблема методов
стимулирования в педагогике. 5

1.1. Сущность, понятия и виды
педагогического стимулирования в учебно-познавательной деятельности. 5

1.2. Стратегии формирования и стимулирования познавательной
активности в деятельности дошкольников. 10

1.3. Методы педагогического
стимулирования. 17

Глава 2. Методы стимулирования и
мотивация в педагогике. 22

2.1. Методы стимулирования и их педагогическая характеристика. 22

2.2. Проблема мотивации у детей
старшего дошкольного возраста в современное время. 24

Заключение. 30

Список использованных источников. 32

  

Введение:

 

Актуальность работы.  В
педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но, наверное, одной
из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, т.е. того,
какие действия совершать, чтобы подбадривать на осуществление деятельности.

В определенном смысле, это
проблема проблем, средоточие основных трудностей, поисков, педагогических
усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь
успех педагогического процесса.

Педагогическое стимулирование – это целенаправленный
процесс применения внешних факторов (стимулов), которые, взаимодействуя с
мотивами, внутренними установками, выступают побудительными ненасильственными
средствами актуализации реальных и потенциальных возможностей личности,
развития субъектности в условиях благоприятного морально-психологического
климата.

Педагогическое
стимулирование — от
слова стимул-побудительная причина, побуждение к действию, заинтересованность в
совершении чего-нибудь, источник развития

Стимулировать — дать стимул, активизировать,
заинтересовать.

Само время предъявляет к педагогам такие требования
как профессионализм, мобильность, способность к творческому использованию все
возрастающего потока информации на практике. От уровня профессионально-педагогической
культуры педагога, его способности к постоянному личностному и
профессиональному росту зависит и качество образования молодого поколения, его
подготовленность к жизни.

Достижение поставленных педагогом
дидактических целей во многом зависит от его умения организовать эффективное
взаимодействие с учащимися. Это определяет характер методического поиска
учителем адекватных средств организации познавательной деятельности учащихся, в
связи с чем особенно важно осваивать инновационные технологии обучения,
основной составляющей которых являются субъектно-субъектные отношения. Эти технологии,
прежде всего, направлены на развитие у детей умений оперировать информацией,
выдвигать гипотезы, выбирать правильный способ решения в проблемной ситуации и
т.д. создаются
условия для творческой деятельности учащихся.

Цель исследования
– изучить основные проблемы методов стимулирования в отечественной педагогике.

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Рассмотреть особенности  сущность, понятия и виды
педагогического стимулирования в учебно-познавательной деятельности;

2. проанализировать стратегии формирования и
стимулирования познавательной активности в деятельности дошкольников;

3. определить методы
педагогического стимулирования в школе;

4.
проанализировать  особенности 
методов стимулирования и
их педагогическую характеристику;

5.
раскрыть сущность проблемы мотивации
у детей старшего дошкольного возраста в современное время.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической
основой для исследования послужили научные труды
известных отечественных исследователей.

Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список использованных источников.

При написании работы
были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы
которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, можно сделать вывод, что основные задачи педагогического стимулирования деятельности учащихся как
деятельностной системы отражают периодичность и последовательность как
отдельных действий учителя, так и всей деятельности в целом:

– позволяют соотнести цели обучения
с потребностями и интересами учеников на разных этапах их возрастного развития;

– ориентируют на создание
определенного эмоционального отношения к знаниям, которое обеспечивает их
активное восприятие и усвоение;

– предусматривают формы оценивания
результатов самостоятельной деятельности, отличные от традиционных, создание
условий для самоанализа и самооценки учащимися своих достижений и неудач;

– позволяют обеспечить необходимый
ритм, упорядоченность и регулирование самостоятельной деятельности учащихся и
стимулировать развитие ее определенных качеств;

– предусматривают методику,
реализующую стимулирующие возможности всех методов организации и управления
деятельности учащихся, побуждающую их к самостимулированию и построенную на принципах сотрудничества и
сотворчества педагога и учеников.

Формированию мотивационной сферы
личностного отношения школьников к самостоятельной познавательной деятельности
способствуют доступные задания , поддерживающие их уверенность в успехе;
создание условий для положительных переживаний успеха, система поощрений.

Сюжетно-ролевые игры, игры-загадки
и игры-путешествия, используемые на уроках, приобщают школьников к решению
практических задач, способствуют накоплению жизненного опыта, стимулируют
познавательную активность.

Механизм стимулирования включает в себя и такие стимулы как внимание родителей к работе учащихся,
одобрение учителя, позволяющие ученику приобрести уверенность в правильности
своих самостоятельных действий.

Используя механизм стимулирования внутренних мотиваций обучаемых, можно с
помощью информационных технологий добиться высокой эффективности процесса
обучения.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ,
оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и
отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение.

Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач:
обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и
воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы,
побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Проблема методов стимулирования в
педагогике

1.1. Сущность, понятия и виды педагогического
стимулирования в учебно-познавательной деятельности В
современной педагогике одной из ключевых и наиболее важных проблем является
стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся. Деятельность
обучаемых происходит под влиянием многообразных внешних воздействий.

Эффективность
освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка
мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно
и дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные мотивы,
вызывающие желание действовать активно, преодолевать затруднения, настойчиво
продвигаясь к намеченной цели.

Поскольку
действия и поступки детей побуждаются не только социально ценными мотивами, но
и неосознанными, случайными немотивированными желаниями, стихийными
обстоятельствами, биологическими потребностями, учебно-познавательной
деятельности обучающихся необходимо придавать целенаправленность и направлять
на решение педагогических целей.

Воспитательная
и учебная деятельность идет более успешно, если у детей сформировано
положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в
познавательной деятельности.

Таким
образом, с мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование.

В
понимании стимулирования деятельности важную роль играет соотношение стимулов и
мотивов. Стимулы побуждают активную деятельность через мотивы, которые они
вызывают и формируют.

Так
как стимулы выполняют мотивирующую функцию, то их целенаправленное предъявление
личности составляет отдельный вид деятельности субъектов, который называется стимулированием[1][2].

Согласно
толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, стимул – это побудительная
причина, толчок; заинтересованность в совершении чего-нибудь.

Стимулировать
– дать стимул к чему-нибудь, заинтересовать в чем-нибудь, активизировать деятельность
организма, какого-нибудь его органа или функций[3].

В
педагогическом словаре стимул трактуется как внешнее воздействие на личность,
коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и
определенную деятельность[4].

В
качестве механизмов движения и становления индивида Б. Т. Лихачев выделяет как
внутренние, естественно-природные, так и внешние социальные стимулы.

К
методам как внешним механизмам реализации педагогической цели приобщаются
педагогом внутренние и дополнительные механизмы-стимулы. Речь идет, например,
об использовании стремления ребенка к творческому самопроявлению и
самоутверждению, а также самолюбия, честолюбия, желания добиться успеха и
получить удовольствие.

К
этим внутренним стимулам примыкают, соединяются с ними такие внешние
механизмы-стимулы педагогического воздействия, как поощрение, требование и др. [1] Герасимов, П. Е. Стимулирование
позитивного самоотношения подростков в досуговой деятельности / П. Е. Герасимов
// Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 3 (23). – С. 17–21. [2] Гликман, И. З. Педагогическое
стимулирование / И. З. Гликман. – М.: Народное образование, 2007. – 157 с. [3] Ожегов, С. И. Толковый словарь
русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.
И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. – М.: Мир и образование, 2013. – 736 с [4] Коджаспирова, Г. М. Педагогика в
схемах и таблицах / Г. М. Коджаспирова. – М.: Проспект, 2017. – 245 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы