Курсовая с практикой на тему Проблема методов стимулирования в отечественной педагогике
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Проблема методов
стимулирования в педагогике. 5
1.1. Сущность, понятия и виды
педагогического стимулирования в учебно-познавательной деятельности. 5
1.2. Стратегии формирования и стимулирования познавательной
активности в деятельности дошкольников. 10
1.3. Методы педагогического
стимулирования. 17
Глава 2. Методы стимулирования и
мотивация в педагогике. 22
2.1. Методы стимулирования и их педагогическая характеристика. 22
2.2. Проблема мотивации у детей
старшего дошкольного возраста в современное время. 24
Заключение. 30
Список использованных источников. 32
Введение:
Актуальность работы. В
педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но, наверное, одной
из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, т.е. того,
какие действия совершать, чтобы подбадривать на осуществление деятельности.
В определенном смысле, это
проблема проблем, средоточие основных трудностей, поисков, педагогических
усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь
успех педагогического процесса.
Педагогическое стимулирование – это целенаправленный
процесс применения внешних факторов (стимулов), которые, взаимодействуя с
мотивами, внутренними установками, выступают побудительными ненасильственными
средствами актуализации реальных и потенциальных возможностей личности,
развития субъектности в условиях благоприятного морально-психологического
климата.
Педагогическое
стимулирование — от
слова стимул-побудительная причина, побуждение к действию, заинтересованность в
совершении чего-нибудь, источник развития
Стимулировать — дать стимул, активизировать,
заинтересовать.
Само время предъявляет к педагогам такие требования
как профессионализм, мобильность, способность к творческому использованию все
возрастающего потока информации на практике. От уровня профессионально-педагогической
культуры педагога, его способности к постоянному личностному и
профессиональному росту зависит и качество образования молодого поколения, его
подготовленность к жизни.
Достижение поставленных педагогом
дидактических целей во многом зависит от его умения организовать эффективное
взаимодействие с учащимися. Это определяет характер методического поиска
учителем адекватных средств организации познавательной деятельности учащихся, в
связи с чем особенно важно осваивать инновационные технологии обучения,
основной составляющей которых являются субъектно-субъектные отношения. Эти технологии,
прежде всего, направлены на развитие у детей умений оперировать информацией,
выдвигать гипотезы, выбирать правильный способ решения в проблемной ситуации и
т.д. создаются
условия для творческой деятельности учащихся.
Цель исследования
– изучить основные проблемы методов стимулирования в отечественной педагогике.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть особенности сущность, понятия и виды
педагогического стимулирования в учебно-познавательной деятельности;
2. проанализировать стратегии формирования и
стимулирования познавательной активности в деятельности дошкольников;
3. определить методы
педагогического стимулирования в школе;
4.
проанализировать особенности
методов стимулирования и
их педагогическую характеристику;
5.
раскрыть сущность проблемы мотивации
у детей старшего дошкольного возраста в современное время.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные труды
известных отечественных исследователей.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список использованных источников.
При написании работы
были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы
которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким
образом, можно сделать вывод, что основные задачи педагогического стимулирования деятельности учащихся как
деятельностной системы отражают периодичность и последовательность как
отдельных действий учителя, так и всей деятельности в целом:
– позволяют соотнести цели обучения
с потребностями и интересами учеников на разных этапах их возрастного развития;
– ориентируют на создание
определенного эмоционального отношения к знаниям, которое обеспечивает их
активное восприятие и усвоение;
– предусматривают формы оценивания
результатов самостоятельной деятельности, отличные от традиционных, создание
условий для самоанализа и самооценки учащимися своих достижений и неудач;
– позволяют обеспечить необходимый
ритм, упорядоченность и регулирование самостоятельной деятельности учащихся и
стимулировать развитие ее определенных качеств;
– предусматривают методику,
реализующую стимулирующие возможности всех методов организации и управления
деятельности учащихся, побуждающую их к самостимулированию и построенную на принципах сотрудничества и
сотворчества педагога и учеников.
Формированию мотивационной сферы
личностного отношения школьников к самостоятельной познавательной деятельности
способствуют доступные задания , поддерживающие их уверенность в успехе;
создание условий для положительных переживаний успеха, система поощрений.
Сюжетно-ролевые игры, игры-загадки
и игры-путешествия, используемые на уроках, приобщают школьников к решению
практических задач, способствуют накоплению жизненного опыта, стимулируют
познавательную активность.
Механизм стимулирования включает в себя и такие стимулы как внимание родителей к работе учащихся,
одобрение учителя, позволяющие ученику приобрести уверенность в правильности
своих самостоятельных действий.
Используя механизм стимулирования внутренних мотиваций обучаемых, можно с
помощью информационных технологий добиться высокой эффективности процесса
обучения.
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ,
оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и
отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение.
Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач:
обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и
воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы,
побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Проблема методов стимулирования в
педагогике
1.1. Сущность, понятия и виды педагогического
стимулирования в учебно-познавательной деятельности В
современной педагогике одной из ключевых и наиболее важных проблем является
стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся. Деятельность
обучаемых происходит под влиянием многообразных внешних воздействий.
Эффективность
освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка
мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно
и дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные мотивы,
вызывающие желание действовать активно, преодолевать затруднения, настойчиво
продвигаясь к намеченной цели.
Поскольку
действия и поступки детей побуждаются не только социально ценными мотивами, но
и неосознанными, случайными немотивированными желаниями, стихийными
обстоятельствами, биологическими потребностями, учебно-познавательной
деятельности обучающихся необходимо придавать целенаправленность и направлять
на решение педагогических целей.
Воспитательная
и учебная деятельность идет более успешно, если у детей сформировано
положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в
познавательной деятельности.
Таким
образом, с мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование.
В
понимании стимулирования деятельности важную роль играет соотношение стимулов и
мотивов. Стимулы побуждают активную деятельность через мотивы, которые они
вызывают и формируют.
Так
как стимулы выполняют мотивирующую функцию, то их целенаправленное предъявление
личности составляет отдельный вид деятельности субъектов, который называется стимулированием[1][2].
Согласно
толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, стимул – это побудительная
причина, толчок; заинтересованность в совершении чего-нибудь.
Стимулировать
– дать стимул к чему-нибудь, заинтересовать в чем-нибудь, активизировать деятельность
организма, какого-нибудь его органа или функций[3].
В
педагогическом словаре стимул трактуется как внешнее воздействие на личность,
коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и
определенную деятельность[4].
В
качестве механизмов движения и становления индивида Б. Т. Лихачев выделяет как
внутренние, естественно-природные, так и внешние социальные стимулы.
К
методам как внешним механизмам реализации педагогической цели приобщаются
педагогом внутренние и дополнительные механизмы-стимулы. Речь идет, например,
об использовании стремления ребенка к творческому самопроявлению и
самоутверждению, а также самолюбия, честолюбия, желания добиться успеха и
получить удовольствие.
К
этим внутренним стимулам примыкают, соединяются с ними такие внешние
механизмы-стимулы педагогического воздействия, как поощрение, требование и др. [1] Герасимов, П. Е. Стимулирование
позитивного самоотношения подростков в досуговой деятельности / П. Е. Герасимов
// Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 3 (23). – С. 17–21. [2] Гликман, И. З. Педагогическое
стимулирование / И. З. Гликман. – М.: Народное образование, 2007. – 157 с. [3] Ожегов, С. И. Толковый словарь
русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.
И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. – М.: Мир и образование, 2013. – 736 с [4] Коджаспирова, Г. М. Педагогика в
схемах и таблицах / Г. М. Коджаспирова. – М.: Проспект, 2017. – 245 с.