Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему «Проблема художественного пространства в романе В. Набокова «Машенька»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования. 5

1.1. Отражение судьбы В.Набокова в его произведениях. 5

1.2. Образ потерянной родины  как пространства в романе В. Набокова
«Машенька»  12

Глава 2. Анализ проблемы  художественного пространства в романе В.
Набокова «Машенька». 15

2.1. Художественное содержание романа «Машенька». 15

2.2. Анализ структуры художественного пространства в
романе «Машенька». 18

Заключение. 21

Список использованной литературы.. 23

  

Введение:

 

Роман В. Набокова
«Машенька» представляет собой поток сознания главного героя. Сквозь призму
ретроспекции происходит переосмысление прошлого, самопроверка и понимание
направления будущего движения. Выбранный нами объектно-ориентированный
метод изучения художественного
произведения как нельзя лучше доказывает, что незначительные на первый взгляд
образы, детали, моменты действительности влияют на сознание персонажа таким
образом, что меняют его состояние. Подобно М. Прусту, В. Набоков представил
своё понимание поиска утраченного времени и обретение его.

Ретроспекция
романа В. Набокова тесно связана с интроспекцией и проспекцией. Она выступает
как средство раскрытия имплицитного содержания — подтекста произведения.

Практически во
всех своих романах Набоков так или иначе касается темы родины. Даже, казалось
бы, в «самой американской» «Лолите», к многочисленным литературно-культурным
аллюзиям, отсылающим к России, добавляется и вполне полноценный образ бывшего
полковника белой армии Максимовича. А романы «Дар» и «Другие берега» — это,
несмотря на кажущуюся безмятежную размеренность повествования, затяжной стон
человека, уже не имеющего возможность хоть на секунду подглядеть за любимыми
вещами, людьми, местами. Как и Эдгар По, Набоков упивается своей тоской по
потерянной мечте. Возникает ощущение, что он хочет всем доказать, что, кроме
него, никто больше не имеет право любить ту Россию, которая была до
семнадцатого года, что никто не умеет писать (любить!?) о ней так, как умеет
это делать только он. В публичных высказываниях Набоков беспощаден и временами
необъективно жесток по отношению к новой России, но каждое произведение, так
или иначе касающееся её, в то же время пронизано лиризмом и нежностью.

Целью работы
является анализ проблемы
художественного пространства в романе В. Набокова «Машенька».

Объект
исследования:
роман  В. Набокова «Машенька».

Предмет
исследования: анализ проблемы художественного пространства в романе В. Набокова «Машенька».

Задачи:

1. Проанализировать отражение судьбы
В.Набокова в его произведениях.

2. Выделить особенности раскрытия образа
потерянной родины  как пространства в
романе В. Набокова «Машенька».

3. Проанализировать художественное
содержание романа «Машенька».

4. Провести анализ структуры
художественного пространства в романе «Машенька».

Методы
исследования: В соответствии с целью, задачами и особенностями
предмета изучения были использованы различные методы исследования.

Среди
них:

— сравнительно-исторический
метод, позволивший рассмотреть предмет исследования в развитии и изменении во
времени и обобщить имеющиеся к настоящему времени теоретические проблемы
изучения творчества писателя.

— системно-структурный
метод, позволивший подойти к предмету исследования как целостной системе, а
также выделить в этой системе в качестве центрального элемент взаимосвязей и
взаимодействия особенностей нравственно-этической проблематики романа  В.Набокова.

Теоретическая
часть исследования заключается в выделении и обобщении,
существующих исследований об особенностях творчества писателя, идентификации
сюжетно-композиционных, тематических особенностей  творчества  В.Набокова.

Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Споры о том, России или миру
принадлежит писатель, окончились ничем, потому что буквально десятилетие назад
в России разразился настоящий набоковский бум, и оказалось, что русский
читатель вполне готов к восприятию творчества этого необычного автора.

Набоков начал сочинять крестословицы
(т. е. кроссворды), а также до войны он очень много писал. Все, созданное им до
отъезда в 1940 году в Америку, составит первое собрание его сочинений. Однако
литературная судьба складывалась непросто: лишь после выхода в свет «Машеньки»,
героиню которой восприняли как своеобразный символ России, о Набокове
заговорили всерьез. Заговорили прежде всего те, кто уже имел имя. Так, Бунин в
1930 году сказал, что Набоков "осмелился выступить в русской литературе с
новыми формами искусства". Критики отмечали и изобразительную силу слова,
и формально-стилистические и психологические находки, и зоркость взгляда, и
умение показать неожиданный разрез обыденного, и многое-многое другое, но в
целом отношение было прохладным. "Слишком уж явная литература для
литературы", — сказал первый критик русской эмиграции Георгий Адамович.
"Очень талантливо, но неизвестно для чего…" — вторил ему В.
Варшавский.

Такое восприятие
читателей-современников во многом понятно и объяснимо: воспитанные на традициях
русской классической литературы, они лишь смутно осознавали, что перед ними
новая литература с новым отношением к миру и человеку. Писателя обвиняли в
эстетизме и литературности, не понимая, что его эстетическое кредо
принципиально отлично от всего того, на чем выросла и чем питалась великая
русская литература. Дело все в том, что Набоков отрицал отношение к
произведению словесного искусства как к «зеркалу жизни», он признавал
творческую связь между литературой и реальностью, считая, что великие
произведения искусства — это «новые миры».

Для Набокова смысл литературы,
искусства состоял в отказе человека принять реальность хаоса жизни. Один из
исследователей творчества писателя отмечает, что «Набоков был одержим
творчеством, возможно, более ценным для него, чем сама жизнь, что находит метафорическое
отражение во всех его романах». Русского читателя, воспитанного на иной
культурной традиции, подчас останавливали его холодность, определенная
дистанция по отношению к персонажам, ироническое, подчас даже сатирическое и
игровое начало в его прозе. Набоков оказался ближе западному читателю. Может
быть, поэтому после бегства из Европы в 1940 году он стал писать по-английски,
и многие стали воспринимать его как американского писателя.

Когда читаешь произведения
Набокова, сюжет словно исчезает, становится даже не второстепенным —
несущественным, и ты вдруг попадаешь под обаяние слова, включаешься в некую
игру, забывая о том, что это игра. И тогда ты, по Набокову, становишься
"хорошим читателем". Хорошим писателем он считает того художника,
который может не отразить, а пересоздать жизнь творческой волей художника,
опираясь на свое восприятие и воображение, увидеть неповторимое, особенное,
скрытое за внешней видимостью явлений. Писатель, по словам Набокова,
«рассказчик, учитель и маг», но «маг в нем преобладает». Чтобы проникнуться
магией искусства, читателю необходимо наличие двух основных качеств:
«бескорыстное воображение и чисто художественный интерес».

Настоящий читатель должен не
читать, а «перечитывать», чтобы «охватить сразу все, что написано в книге,
чтобы потом спокойно наслаждаться каждой ее деталью».

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретические аспекты исследования

1.1. Отражение судьбы В.Набокова в его произведениях Владимир Владимирович Набоков — поэт,
прозаик. Он родился в богатой и родовитой дворянской семье в 1899 году. Его
дедом был Дмитрий Николаевич Набоков — министр юстиции времен конца
царствования Александра II и начала царствования Александра III.

Мальчик рос в полном достатке. Отец
писателя был адвокатом, страстным англоманом и одним из лидеров партии кадетов.
Он выступал за установление в России конституционных свобод. Это был настоящий
последователь русской либеральной интеллигенции — ценил комфорт и искренне
любил народ [12,с.43].

Мальчик получил прекрасное
образование, на которое оказывал сильное влияние англоман-отец. Ребенок раньше
стал творить и думать на английском языке, чем на русском. Единственное русское
слово, которое мог прочитать ребенок, было слово «какао», потому что все буквы
в нем совпадали с буквами латинского алфавита. Юный Набоков хорошо знал
несколько языков, увлекался теннисом, велосипедом, шахматами. Энтомология также
осталась его любимым занятием на всю жизнь.

Учился Набоков в престижном
Тенишевском училище. Здесь болезненно гордый и чувствительный барчук держался
особняком, не желая вступать ни в какие кружки, группировки и союзы. Набокову
было уютно в его собственном мире, где никто не посягал на его свободу.
Несмотря на то, что ребенка воспитывали как гражданина мира, он всем сердцем
любил Россию. Родина жила в душе Набокова до конца его дней.

В юности на деньги отца Набоков
выпустил три небольшие книги стихотворений, но как профессиональный поэт он
стал известен в 20-е годы. Это были сборники «Гроздь» и «Горный
путь» (1923). Именно в поэзии Набокова наиболее полно выражена его
любовь к России. В эмиграции было написано искренне признание в любви к родине
(«Россия»).

После революции семья писателя
сначала переехала в Крым, где его отец был членом Крымского правительства. В
1919 году Набоковы уезжают в Лондон, где Владимир поступает в Кембриджский
университет. Здесь будущий писатель изучает французскую литературу и энтомологию.
Отец писателя погиб в 1922 году при попытке обезоружить террористов, стрелявших
в лидера кадетов Милюкова. После гибели отца семья переезжает в Берлин.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы