Курсовая с практикой на тему Проблема формирования пунктуационных навыков на уроках русского языка в средней школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования пунктуационных навыков на уроках русского языка в средней школе 5
1.1. Логико-грамматический принцип пунктуации как методологическая основа обучения знакам препинания 5
1.2. Методика изучения отдельного пунктуационного правила 11
Глава 2. Практические аспекты формирования пунктуационных навыков на уроках русского языка в средней школе 18
2.1. Система упражнений по пунктуации 18
2.2. Комплекс упражнений по формированию пунктуационных навыков на уроках русского языка в средней школе 20
Заключение 23
Список литературы 24
Введение:
Актуальность данной работы объясняется тем, что формирование функциональной грамотности является одной из основных задач уроков русского языка в средней школе учащихся. Программа обучения русскому языку предусматривает огромную работу над формированием грамотного письма учеников, над их связной речью. Чего нельзя сказать о пунктуации. Внимание учащихся почти не акцентируют на этом разделе русского языка. Вместе с тем, учащимся приходится постоянно иметь дело со знаками препинания, как в процессе чтения книг, так и при оформлении письменных работ. Кроме того, огромное значение знаков препинания при формировании навыка выразительного чтения. Человека, владеющего навыком выразительной речи, приятно слушать, ему же самому легко выражать свои мысли и чувства. Умение грамотно расставлять знаки препинания облегчает письменное общение. Все эти умения можно объединить и назвать — пунктуационными навыками. Так как пунктуация тесно связана с синтаксисом — разделом языкознания, который изучается главным образом в средней и старшей школе, задачей средней школы является: учить детей внимательно относиться к знакам препинания, познакомить их с пунктограммами, формировать на практическом уровне пунктуационные умения. Вопросы формирования пунктуационных навыков учащихся рассматриваются в трудах М.В. Ломоносова, А.И. Гвоздева, К.Ф. Беккера,Л.В. Щерба, Т.М. Воителевой и др. В методических исследованиях содержится характеристика пунктуационных навыков, указывается на важность знакомства с обращением и знаками препинания. В трудах учёных-методистов основной акцент делается на обучение пунктуации в средней школе. Недостаточная разработанность проблемы обучения пунктуации применительно к средней школе, низкий уровень пунктуационной грамотности учащихся определили выбор темы исследования и ее актуальность.
Объект исследования — процесс формирования пунктуационных навыков средних школьников.
Предмет исследования — методические условия, способствующие эффективному формированию представлений учащихся о правилах пунктуации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить теоретические основы методики обучения пунктуации школьников.
2. Выявить особенности организации работы по формированию пунктуационных навыков школьников.
3. Выработать комплекс упражнений для работы над пунктуацией на уроках русского языка в средней школе.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, лингвистической, методической литературы; анализ и сравнение программ по русскому языку для средней школы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Таким образом, цель работы можно считать достигнутой. В работе были указаны теоретические основы методики обучения пунктуации школьников среднего звена. Также были определены лингвистические основы методики обучения пунктуации в средней школе. Можно сделать вывод, что пунктуация, как особый раздел языкознания, основой которой являются принципы русской пунктуации. Также были раскрыты проблемы формирования пунктуационных умений школьников в практике современной средней школы и возможности современных программ и учебников по русскому языку для организации работы над пунктуацией в средней школе.
Пунктуационная грамотность важна не менее, чем орфографическая, она является одной из характеристик правильной письменной речи. Раздел «Пунктуация» является одним из самых сложных в языкознании. Пунктуация тесно связна с синтаксисом — разделом, лингвистики, изучающим грамматический строй языка, словосочетание и предложение. Пунктуационные правила, опираются, как правило, на синтаксические знания. Чтобы предотвратить пунктуационные ошибки у старшеклассников, необходимо систематическое, грамотно организованная работа над развитием пунктуационного навыка в средних классах, которая должна проводиться как на уроках русского язык, так и на уроках литературы. Работа по формированию пунктуационного навыка поможет не только предотвратить пунктуационные ошибки, но и будет способствовать совершенствованию выразительности речи, что также очень важно как в школьной практике, так и в жизни каждого человека вообще. Ведь речь необходима человеку для общения, а выразительная речь делает человека приятным собеседником, умелым оратором.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования пунктуационных навыков на уроках русского языка в средней школе
1.1. Логико-грамматический принцип пунктуации как методологическая основа обучения знакам препинания
Пунктуация (лат. punctum — точка) — система графических в неалфавитных знаках (знаков препинания), образующих вместе с графикой и орфографией основные средства письменного языка. Главное назначение пунктуации – членение и графическая организация письменного (печатного) текста.
Пунктуация тесно связана с таким разделом русского языка как синтаксис. А синтаксис (греч. syntaxis — составление) — раздел грамматики, изучающий предложения и сочетание слов в предложении. На основе грамматики разработаны русская орфография и пунктуация. Основной единицей пунктуации является пунктограмма. Это понятие связано с обозначением графическими средствами членения письменной речи на предложения, предложения на его части, показа отношений между членами и частями предложения. В качестве графических средств используются знаки препинания или их отсутствие, сочетание знаков препинания [11].
Знаки препинания, которые ставятся в конце предложений, являются средством логически расчлененного изложения мысли на письме (так как показывают синтаксическое деление речи на самостоятельные предложения) и этим самым обеспечивают свободное восприятие связного текста при чтении. Постановка знаков препинания в конце предложений, таким образом, преследует две цели: с одной стороны, они расчленяют письменную речь на законченные логико-грамматические отрезки-предложения, вследствие чего становится возможным грамматически стройное, логически последовательное изложение (при письме) или восприятие (при чтении) мыслей, а с другой стороны, постановка в конце предложения того или иного знака сигнализирует о цели общения и обозначает эмоциональную сторону речи [3].