Курсовая с практикой на тему Проблема формирования инновационной экономике в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы государственного регулирования инновационных процессов 5
1.1. Понятие и сущность государственной инновационной политики 5
1.2. Инструменты реализации государственной инновационной политики 7
1.3. Нормативно-правовая база регулирования инновационной деятельности 10
2. Анализ инновационного развития РФ 14
2.1. Крупные промышленные компании как ядро национальной инновационной системы в условиях импортозамещения 14
2.2. Проблемы инновационного развития России 21
3. Направления формирования и регулирования инновационных процессов 25
3.1. Анализ существующего зарубежного опыта регулирования инновационной деятельности 25
3.2. Рекомендации по развитию инновационных процессов в России 28
Заключение 32
Список литературы 33
Введение:
Сложно переоценить роль инноваций в современном мире, поскольку они оказывают позитивное влияние на экономику всей страны, а также создают благоприятную среду для развития частного сектора. Инновационная деятельность способна привести к усовершенствованным методам организации управления и производства, что, в свою очередь, способствует снижению производственных затрат и, как результат, увеличению прибыли.
Ни для кого не секрет, что на настоящий момент Россия остро нуждается в инновациях. Это необходимо для адаптации к современным требованиям глобальной экономики и включения нашей страны в число передовых стран. Безусловно, санкции и последующее за этим падение цен на нефть напрямую поспособствовали такому стремительному спаду, однако нельзя забывать, что мы находимся в условиях, когда промедление в этой области, даже на незначительный период времени, может стать причиной резкого увеличения отставания от мировых лидеров, потому что сфера инноваций невероятно конкурентна.
Существенная проблема заключается еще и в том, что в странах-лидерах большой вклад в инновационное развитие вносит корпоративный сектор в лице крупнейших компаний, то есть, бизнес наравне с государством внедряет новейшие разработки в экономику. Консалтинговая компания The Boston Consulting Group опубликовала список пятидесяти крупнейших инновационных компаний: Apple, Google, Tesla, Microsoft, Samsung расположились в первой пятерки рейтинга; все эти корпорации вносят неоценимый вклад в развитие инновационной сферы. К сожалению, в составленном рейтинге не представлена ни одна российская компания. Существует ряд факторов, которые оказывают негативное влияние на развитие инновационной сферы, один из ключевых — является то, что в нашей стране исключительно государство выступает инициатором в развитии инновационной политики и как бы искусственно пытается создать условия для этого, в то время как бизнес не имеет должной мотивации и материальных ресурсов для инвестиций в модернизацию производства.
Цель работы – выявление проблем формирования инновационной экономике в России и формирование рекомендаций по совершенствованию инновационных процессов в РФ.
Задачи:
— рассмотреть теоретические основы государственного регулирования инновационных процессов;
— проанализировать нормативно-правовую базу регулирования инновационной деятельности;
— проанализировать инновационные процессы в РФ;
— сформировать рекомендации по совершенствованию инновационных процессов в РФ.
Объект исследования: проблема формирования инновационной экономике в России.
Предмет исследования: процессы я инновационной деятельности;
Методы: анализ, синтез, системный подход.
Информационная база исследования: работы ученых в сфере государственного регулирования и инновационного развития, нормативно-правовые акты РФ.
Заключение:
Сложившуюся в настоящее время ситуацию в инновационной сфере экономики РФ экономисты рассматривают как кризис, со специфическими формами проявления:
— отсутствие контроля за внедрением ноу-хау, т.к. разработка инноваций носит высокозатратный характер, при котором значительная часть технологических инноваций финансируется не прямыми заказчиками промышленными предприятиями-разработчиками, а государственными структурами;
— инерционный, а не инновационный характер процессов: исследования проводятся в традиционных направлениях – в основном это отрасли тяжелой промышленности;
— несоответствие потенциала научно-исследовательского комплекса страны уровню развития общественного производства, и как следствие, невостребованность значительной части инновационных продуктов на российском рынке.
Государство явно поддерживает и развивает инновационную сферу деятельности, создавая, например, центры инновационной активности, которые являются генераторами роста для всей экономики.
Чтобы стимулировать спрос на продукты данной деятельности и повысить интерес к инновационной экономике, следует модернизировать промышленные мощности. На данный момент Российская Федерация является не более чем источником сырья, что не относится к долгосрочной перспективе устойчивого положения на рынке в условиях истощения природных ресурсов. Российские инновационные организации имеют большой инновационный потенциал, но для его развития необходимо обеспечить поддержку бизнеса, осуществляющего инновационную деятельность, со стороны государства.
Фрагмент текста работы:
Теоретические основы государственного регулирования инновационных процессов
1.1. Понятие и сущность государственной инновационной политики
Государственная инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Представляется в разрабатываемых правительством Российской Федерации концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов :
— признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;
— обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
— концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
— создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;
— создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;
— активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;
— укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.
Формирование и осуществление государственной инновационной политики Российской Федерации обеспечивают органы государственной исполнительной власти Российской Федерации, назначаемые Правительством Российской Федерации. Инновационная политика субъектов Российской Федерации формируется и реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом государственной инновационной политики Российской Федерации и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Политика в области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования имеет:
• четко определенные цели и приоритетные направления инновационной деятельности;
• органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;
• информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функций управления;
• инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.
Государственная инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы научно – технического прогресса, связан с товарно-денежными отношениями, последующими всеми стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран