Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Проблема дислексии у детей младшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 глава. Научно-теоретические основы изучения дислексии младших школьников 5
1.1.Понятие дислексия 5
1.2. Механизмы развития дислексии 10
2 глава. Коррекционная работа по борьбе с дислексией в младшем школьном возрасте 13
2.1. Психолого-педагогические особенности младших школьников 13
2.2. Способы распознания дислексии и методы борьбы с ней 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Список использованной литературы: 24

  

Введение:

 

Одной из серьезнейших проблем, с которыми сталкиваются преподаватели и родители младших школьников является появление затруднений с чтением и письмом. Обычно детские психиаторы ставят таким детям диагноз: дислексия. Специалисты связывают эти проблемы не с умственной деятельностью, а с эмоциональной сферой ребенка. Для этих детей важно не что сказать, а как сказать, поэтому при чтении они могут пропускать части слов, слова, предложения и даже целые абзацы. Они спешат понять суть явления, не вникая в его детали. Это вызывает трудности с пересказами и описаниями предметов, с формулированием своей мысли.
Научно-методологическая база исследования: Дислексия является сферой интересов педагогов, психологов, лингвистов, биологов и других ученых. Между тем, в последние годы отечественная литература может похвастаться лишь несколькими научными публикациями на данную тему. Это работы Т. А. Алтуховой, А. Н. Корнева и Р.И. Лалаевой. Можно отметить, что после фундаментальных работ профессора Р.Е. Левиной и сотрудников ее лаборатории, вызвавших подъем во всех областях логопедии в 60-70 годов ХХ века, сегодня в этой сфере наблюдается некоторый спад.
Современные исследования нарушений чтения базируются на фундаментальных исследованиях таких исследователей, как П. К. Анохин, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова и других ученых, рассматривающих высшие психические функции как сложные многоуровневые системы. Отмечая достаточное количество исследований, посвященных нарушениям устной речи и зрительных функций, приходится констатировать, что единое мнение ученых о роли этих функций в патогенезе дислексии до сих пор не сформировано.
Нарушения процесса чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Таким детям очень трудно учиться в обычном школьном коллективе, поэтому актуальность нашего исследования не вызывает сомнений.
Цель работы — изучить явление дислексии у младших школьников и методы, помогающие с ней бороться.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть понятие дислексии
2.Определить механизмы развития деслексии в онтогенезе
3.Рассмотреть принципы распознания дислексии у младших школьников
4.Определить методы помощи детям с деслексией в процессе обучения
Объект исследования – явление дислексии у младших школьников.
Предмет исследования – средства и способы коррекции дислексии у младших школьников.
Структура исследования: Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В последнее время в начальной школе увеличивается количество детей с нарушением чтения и письма — дислексией. Эта проблема актуализирует проблему выявления предрасположенности к дислексии у детей младшего школьного возраста и разработку методов коррекционной работы.
Чтение – сложный психофизиологический процесс, в котором задействованы зрительный, речеслуховой, двигательный и речедвигательный анализаторы. Нарушение работы любого из этих анализаторов ведет к дислексии – нарушению процесса чтения, которое проявляется в устойчивых повторяющихся речевых ошибках, которые без соответсвующей коррекционной работы могут остаться у ребенка на несколько лет.
Причины дислексии бывают разные, ученые до сих пор не пришли к единому мнению о роли устной речи и зрительных функций в патогенезе диcлексии. Правильная организация коррекционной работы предполагает наличие чёткого представления о проявлениях основного дефекта, потому что дислексия имеет различные формы, связанные с конкретными проявлениями нарушений.
При организации коррекционной работы с детьми, страдающими деслексией, необходимо учитывать не только технические и медицинские параметры, но и особое эмоциональное состояние детей. Дислексики, имея некоторые отличия строения коры головного мозга, обладают повышенной возбудимостью, нетерпением, ранимостью, но при этом, склонностью к фантазированию, мечтательности, у них очень развито творческое начало. В связи с этим, коррекционная работа будет проходит более эффективно, если применять игровые, дидактические формы обучения, вызывающие познавательный интерес, повышающие мотивацию к обучению, развивающие творческую активность. И никогда не следует забывать, что процесс чтения может стать одним из самых любимых детских занятий, если сформировать правильное к нему отношение.
Поэтапное формирование фонематических операций, постепенное усложнение языкового материала и видов работы с ним, индивидуальный подход с учетом психофизиологических особенностей учащихся с речевой патологией повысит эффективность коррекционно-логопедической работы и создаст предпосылки для успешного обучения.
Нарушения процесса чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка.

   

Фрагмент текста работы:

 

1 глава. Научно-теоретические основы изучения дислексии младших школьников
1.1.Понятие дислексия

Дислексия — это нарушение развития ребенка, которое проявляется в избирательном поражении его способности научиться читать и писать. Как пишет исследователь: «Чтение представляет собой чрезвычайно сложный психофизический процесс, в котором во взаимопроникающем единстве проявляются акты устной и письменной речи» [11, c. 153].
При этом, все специалисты отмечают важность и даже необходимость процесса чтения для полноценного развития ребенка. Восприятие ребенком детской литературы развивает его речь, слух, обогащает словарь, способствует художественно-эстетическому развитию, а также формирует предпосылки для обучения грамоте.
С самого раннего возраста ребенок начинает знакомиться с литературой. Сначала ему нравится переворачивать страницы книг, рассматривать картинки, потом, слушая чтение взрослых, у ребенка появляется интерес к тексту. Как пишет педагог Т.Г. Никитина: «Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами» [18].
Художественная литература в символической форме раскрывают перед ребенком смысл человеческих отношений. Книга является средством умственного и эстетического воспитания. Как пишет замечательный детский поэт Ирина Токмакова: «Художественная литература – первооснова воспитания» [19]. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа.
В функциональной системе чтения тесно связаны друг с другом речевые и зрительные компоненты, каждый из которых вносит специфический вклад в формирование определенных операций чтения. Исследователь Л.С. Цветкова отмечает, что: «современная психология рассматривает чтение в связи с речью, с одной стороны, и процессом зрительного восприятия — с другой» [15, c. 46]
Формирование навыка чтения требует от ребенка владения особой семиотической системой, тесно связанной с устной речью. Обучение звуко-буквенному чтению происходит на основе следующих операций:
● фонематическое восприятие
● звуковой анализ и синтез
● лексико-грамматические представления
Это свидетельствует о наличие тесной взаимосвязи дислексии с нарушениями устной речи. Эта связь глубоко и всесторонне изучена такими учеными как Г.А. Каше, Р. И. Лалаеева, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова и др. Исследования этих ученых рассматривают нарушения чтения как чтения недоразвития фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, а также нарушением связной речи. В этих случаях дислексия преодолевается путем коррекции нарушенных речевых функций.
Кроме речевых операций, в процессе овладения чтением важную роль играет сформированность зрительного восприятия, с которого начинается перекодирование графической информации в речевую, что составляет техническую сторону чтения.
На наличие зрительного дефицита при нормальных физиологических показателях зрения у детей с дислексией указывали в своих работах Т. А. Алтухова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, И. Н. Садовникова, О. А. Токарева, М. Е. Хватцев. Многими авторами описаны нарушения зрительного внимания и движений глаз при чтении у детей с дислексией (Б. А. Карпов, А. Н. Скворцова и др.)
Заболевание дислексии встречается сегодня все чаще и чаще, и в 3-4 раза чаще поражает мальчиков, чем девочек. По статистике около 5-8 % школьников страдают дислексиеей. Существует генетическая предрасположенность к этому заболеванию, потому что исследователи наблюдали его у нескольких членов одних и тех же семей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы