Курсовая с практикой на тему Проблема детской агрессивности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты детской агрессивности. 5
1.1. Агрессивность
у детей — причины, поведенческие проявления и лечение 5
1.2. Развитие
физической агрессии с раннего детства до взрослого возраста.. 8
1.3. Агрессия в
начальной школе. 13
2. Психологические
особенности агрессивности в детском возрасте. 20
2.1. Развитие
агрессивного поведения в детском возрасте. 20
2.2. Варианты
проявления детской агрессивности. 29
2.3. Рекомендации
родителям. 38
Заключение. 40
Список использованной литературы.. 43
Приложения. 46
Приложение 1.
Лекция «Причины детской агрессивности» 46
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что детская
агрессия — это одно из расстройств, которое вызывает больше проблем на этой
стадии роста и затрагивает как родителей, учителей, так и ближайшее окружение
ребенка. Хотя в детстве часто возникают вспышки гнева, эти дети гораздо более
часты и серьезны, и они не могут контролировать свой темперамент ни при каких
обстоятельствах и в любой ситуации.
Если с ними не проводится адекватное вмешательство, это
обычно приводит к более серьезным проблемам, таким как школьная неуспеваемость
и антиобщественное поведение в подростковом возрасте, а также к другим
психическим патологиям, которые могут стать серьезными во взрослом возрасте.
Актуальность проблемы определяется необходимостью более
глубокого изучения особенностей агрессивного поведения детей.
Для автора эта проблема наиболее актуальна как для мамы,
так и для учителя. Чтобы не навредить, а помочь ребенку, нужно понимать, что
происходит с ребенком, если он вдруг становится агрессивным, знать, как себя
вести в этом случае и что можно сделать в конкретной ситуации.
Все вышесказанное определило выбор темы нашей работы
«Анализ психологических особенностей проявления агрессивности в детстве».
Объект работы: агрессивность.
Тема работы: агрессивность в детстве.
Цель работы: теоретически обосновать проблему агрессивности
и выделить психологические особенности проявления агрессивности в детском
возрасте.
Рабочие задачи:
1. Проанализировать психологическую литературу по данной
проблеме и определить сущность основных понятий «агрессия», «агрессивность».
2. Рассмотрим типологию агрессивного поведения.
3. Изучить особенности развития агрессивного поведения в
детстве.
4. Опишите варианты проявления детской агрессии.
5. Разработайте рекомендации по профилактике детской
агрессии.
Гипотеза заключается в том, что изучение особенностей
проявления агрессивности в детстве позволит: выявить основные факторы
агрессивности, выявить варианты проявления агрессивности у детей и разработать
рекомендации по профилактике детской агрессии.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что
описанные основные психологические особенности проявления агрессивности, ее
варианты и причины ее формирования в детском возрасте помогут расширить знания
о природе агрессивности и механизмах регуляции агрессивности. поведение. у
детей.
Практическая значимость работы заключается в том, что
наши рекомендации по профилактике детской агрессии могут успешно использоваться
как родителями, так и учителями в своей практике.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
использованных источников.
Заключение:
Изучив психологическую и психолого-педагогическую
литературу по проблеме исследования, мы рассмотрели различные теории,
объясняющие происхождение агрессивности. Анализ теорий позволяет заметить, что
их сторонники имеют довольно схожие точки зрения по ряду принципиальных
позиций.
Мы определили, что агрессия биологически присуща
человеку. Ближайшими родственниками этого понятия являются «прогресс» (движение
вперед, развитие) и «регресс» (движение назад). Сам термин «агрессия» имеет в
целом нейтральное значение. Фактически, агрессия может быть как положительной,
служащей жизненным интересам и выживанию, так и отрицательной, направленной на
удовлетворение агрессивного влечения как такового. Структурно агрессия
проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действий.
Анализ литературы позволил выяснить, что в современной
психологии различают понятия «агрессия» и «агрессивность». Первое обычно
рассматривается как отдельные действия, поступки, второе — как относительно
устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в
склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
Мы рассмотрели различные типы классификации агрессии.
Большинство исследователей предлагают дихотомические подразделения. В качестве
одного из полюсов большинство из них выделяют инструментальную агрессию —
поведение, при котором агрессия является лишь средством и направлена на
достижение цели, получение результата, а не на причинение вреда. Этот тип
агрессии выделяют Р. Байрон и Д. Ричардсон, К. Додж и Дж. Кой. Агрессию второго
типа обычно определяют как враждебную — это реакция на реальные, мнимые или мнимые
угроза умышленного причинения вреда. Мы подробно
остановились на анализе классификации А. Басса и А. Дарки, которые выделяют 5
типов агрессии: физическая, раздражающая, вербальная, косвенная, негативизм. Мы
узнали, что агрессивность можно условно разделить на разные категории: по
отношению к объекту, по его внешнему виду, по форме проявления, по
целеустремленности, по открытости проявлений; все эти категории, в свою
очередь, подразделяются на подкатегории.
Но каковы бы ни были критерии разделения агрессии,
совершенно очевидно, что человек обычно проявляет сразу несколько видов
агрессии, и они постоянно меняются, переходя друг в друга.
Мы увидели, что в возникновении агрессивного поведения
участвуют многие факторы, включая возраст, личность, внешние физические и
социальные условия. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения
человека, по мнению большинства исследователей этого вопроса, играет его
ближайшее социальное окружение.
Характер агрессивного поведения во многом определяется
возрастными особенностями человека; важную роль в формировании агрессивного
поведения играют взаимоотношения ребенка с другими детьми вне семьи; сцены
насилия, показанные в фильмах или по телевидению, повышают уровень агрессии у
зрителей, особенно у детей.
На самом деле важнейшей причиной агрессивного поведения
детей является нежелание родителей понимать его причины, безразличие к своему
эмоциональному миру.
Изучив психологические особенности агрессивных детей, мы
узнали, что существует мнение: агрессивных детей отличает неправильная
самооценка — завышенная или недооцененная. Однако оказалось, что средний
уровень самооценки агрессивных детей мало отличается от остальных. В то же
время выяснилось, что у агрессивных детей есть более существенные расхождения
между их самооценкой и ожидаемой оценкой сверстников. Когда эти дети достаточно
высоко ценят себя, они явно сомневаются, что их сверстники хорошо к ним
относятся.
Они обнаружили, что главной отличительной чертой
агрессивных детей является их отношение к сверстникам. Другой ребенок выступает
для них как противник, как соперник, как препятствие, которое необходимо
устранить. Можно предположить, что такое отношение отражает особый состав
личности, ее ориентацию, порождающую ее специфическое восприятие другого как
врага.
У всех агрессивных парней есть одно общее — неспособность
понимать других людей. Это не зависит от самооценки или реального положения
ребенка в группе. В его основе особая структура самосознания ребенка: он
зафиксирован только на себе и изолирован от других. В мире и в других людях
такой ребенок видит, прежде всего, себя и отношение к себе. Очевидно, что такое
восприятие мира создает чувство острого одиночества во враждебном и угрожающем
мире, что порождает нарастающее противодействие и дистанцирование от других.
Такой ребенок постоянно думает о том, как с ним обращаются или как его
оценивают другие, и остро эмоционально переживает их отношение. Его Я находится
в центре его мира и сознания; он постоянно изучает и оценивает себя глазами
других, воспринимает себя через отношение других. В то же время другие могут
осуждать его или бояться, восхищаться его достоинствами или подчеркивать его
недостатки, уважать или унижать его. Нами разработаны рекомендации по
профилактике агрессивного поведения и снятию агрессивности в детстве. Наша
гипотеза подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты детской агрессивности 1.1. Агрессивность у детей — причины, поведенческие
проявления и лечение Агрессивность у детей — это первый шаг по скользкой
дорожке к плохому поведению. Случайные вспышки агрессии у детей являются
нормальным явлением, но, если они возникают часто, это считается проблемой.
Агрессия — это насильственное, неуместное, неадаптивное вербальное или
физическое действие, направленное на преследование личных интересов.
Агрессивное поведение может быть самоуправляемым,
реактивным или мстительным. Он также может быть проактивным, открытым или
скрытным. Агрессивное поведение хорошо поясняется на примере, приведенном ниже.
10-летний мальчик выглядит раздражительным, импульсивным и беспокойным. Он
спорит и агрессивен на словах. Он кричит, кусает, бьет и ломает вещи, чтобы
избавиться от разочарования. Он часто непослушен и обижен на своих родителей и
учителей. Он хорошо учился в школе, но теперь показывает отсутствие интереса и
плохую успеваемость. Его агрессивное поведение мешает урокам в школе и угрожает
другим детям в классе. Он также сердито отвечает на своих друзей и показывает
отчаяние, которое трудно унять его родителям. Его агрессивное поведение теперь
беспокоит родителей. Обеспокоенные родители задаются вопросом, не хватает ли им
чего-то в воспитании ребенка или общества является причиной того, что их
ребенок так агрессивен [17].
Уровень распространенности агрессии среди детей в России
в 2018 году составил 35%. Текущая статистика требует большой работы по
модификации поведения детей. Ключ к тому, чтобы справиться с агрессивным
поведением, — это понимать факторы, вызывающие агрессию.
Нейробиологические теории предполагают, что низкий
уровень серотонина и повышенная активность дофамина и норэпинефрина связаны с
агрессивным поведением. Принимая во внимание, что исследования
нейровизуализации показывают, что агрессивное поведение связано с аномалиями в
лимбической, лобной и височной долях коры головного мозга. Агрессивное
поведение может быть результатом насилия в СМИ, предшествующего опыта и
реальных травм, которые вызывают реакцию борьбы в нервной системе.
Таким образом, дети агрессивно реагируют на
предполагаемую угрозу. Во-вторых, на их поведение также влияют нездоровые
отношения или разрыв в общении между родителями и детьми. Неэффективные,
авторитарные, суровые и отвергающие стили воспитания способствуют такому
поведению
Психологические проблемы у родителей, такие как
депрессия, злоупотребление и злоупотребление наркотиками и алкоголизм, также
могут способствовать агрессии у детей. В-третьих, агрессивные действия у детей
являются следствием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ),
маниакальной стадии биполярного расстройства, шизофрении, паранойи или других
психотических состояний. Иногда дети ведут себя кобативно из-за страха
неспособности справиться с эмоциями, особенно с разочарованием, и неспособны
эффективно выразить словами ситуацию. Другие факторы, включая влияние
окружающей среды, неослабленный стресс, отсутствие соответствующих навыков
решения проблем и стратегий выживания, также могут привести к агрессивному
поведению. Агрессия отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Физически
существует гормональный дисбаланс, что приводит к повышенному риску
членовредительства или самоубийства [8].
Кроме того, агрессивные дети подвержены риску развития
серьезных антисоциальных поведенческих расстройств. В социальном плане они не
могут эффективно общаться, что приводит к разрушительным отношениям, ведущим к
социальной изоляции. Психологически агрессивные дети остаются несчастными,
расстроенными и огорченными. Они всегда ссорятся с другими и заканчивают
разговоры конфликтами. Эти дети подвержены риску развития психических проблем.
Агрессивность у детей — серьезная проблема нашего
общества. Некоторые меры могут быть приняты для улучшения поведения.
Первоначально, используя модель общей агрессии, я, как медсестра, могу сначала определить
основную причину или основные факторы агрессивного поведения у детей. Особое
внимание уделяется трем критическим стадиям агрессии, то есть личным факторам,
ситуационным входам и текущим внутренним состояниям (т. е. познанию,
возбуждению, аффектам, включая активность мозга) и результатам процессов оценки
и принятия решений.
Кроме того, можно провести обследование, чтобы исключить
гормональный дисбаланс, ведущий к агрессии. Родители могут найти
соответствующие возрасту способы объяснения, обучения и закрепления этих
методов для своих детей. На институциональном уровне я как консультант могу
расширить использование психотерапевтических средств для изменения поведения.
Когнитивно-поведенческую терапию (КПТ) можно использовать для обучения способам
контролировать агрессивное поведение детей.
Кроме того, разговорная терапия может помочь понять
причины агрессии и работать с чувствами, вызывающими такое отношение. Эти
методы лечения помогают регулировать эмоции, определять этиологические факторы
и развивать у детей навыки совладения с собой. Более того, стратегии дисциплины
учат детей новым методам борьбы со своими негативными чувствами и поведением.
Стратегия тайм-аута и отказ от привилегий (например, отказ от того, что
нравится детям, или пропуск любимого занятия, например просмотра телевизора),
также могут быть [9].
Положительная дисциплина, такая как система поощрений и
похвалы, может мотивировать детей отказаться от агрессивного поведения. Более
того, спокойный, последовательный ответ родителей может научить детей
равномерно реагировать на жизненные разочарования.
В заключение агрессия у детей — это проблема, которую
необходимо решить. Текущая статистика требует много упорной работы и
самоотверженности в продвижении и обучении родителей тому, как обращаться с
агрессивными детьми. Поставщик медицинских услуг в сотрудничестве с родителями
может помочь в изменении поведения детей. Важно решить вопрос, чтобы помочь
детям сохранить здоровье [10].
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Происхождение агрессивности у детей 6
1.1 Основные теории происхождения агрессивности у детей 6
1.2 Развитие агрессивности в детском возрасте 11
1.3 Социализация агрессивности 15
ГЛАВА 2. Психопрофилактика и коррекция агрессивного поведения у детей 19
2.1 Психопрофилактические рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности 19
2.2 Коррекционная программа агрессивного поведения детей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ А 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 43
Введение:
Сложная, неустойчивая общественная, финансовая, экологическая обстановка, сформировавшаяся в нынешний период в нашем государстве, обуславливает увеличение разнообразных отклонений в индивидуальном формировании и поведении детей. Из их числа особенную тревогу порождает не только прогрессирующая отстраненность, высокая беспокойность, духовная пустота ребят, однако и их циничность, враждебность, агрессивность.
Поведение в детстве дает возможность, согласно мнению многочисленных ученых, довольно основательно прогнозировать поведение в зрелые годы. Таким образом, коррекция ранних проявлений агрессии, обучение адекватным общественным умениям межличностного общения представляется одной из главных проблем практической психологии. Все это обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Цель предоставленной работы – исследовать психологические особенности проявления агрессивного поведения у детей.
Объект исследования: агрессивное поведение у детей.
Предмет исследования: факторы агрессивного поведения детей.
Для выполнения цели курсовой работы были поставлены последующие задачи:
1. изучить научную литературу по предоставленной проблеме;
2. исследовать характерные черты агрессивного поведения детей;
3. разработать психопрофилактические рекомендации с целью предупреждения детской агрессивности.
В работе были применены многочисленные методы психологического исследования: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение; беседа; тестирование.
Методологической базой данной работы представляются ключевые положения возрастной и педагогической психологии, представленные в работах отечественных и зарубежных психологов: Эльконина Д. Б., Рубенштейна С. Я., Выготского Л. С., Бандуры А., Фрейда З., Эриксона Э., Басса А.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что были исследованы формы агрессии, разработаны коррекционные упражнения, направленные на снижение агрессивного поведения у детей.
Курсовая работа изложена на 44 страницах печатного текста, состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 15 наименований и приложения. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи, объект и предмет исследования. В первой главе рассмотрены основы происхождения агрессивности у детей. Глава включает три раздела. В первом разделе изучаются основные теории происхождения агрессивности у детей. Во втором разделе первой главы рассмотрено развитие агрессивности в детском возрасте. Третий раздел посвящен изучению социализации агрессивности. Во второй главе представляются разработки по психопрофилактике и коррекции агрессивного поведения у детей. Первый раздел второй главы состоит в предоставлении психопрофилактических рекомендаций для родителей с целью предупреждения детской агрессивности. Второй раздел состоит из коррекционной программы агрессивного поведения детей. В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы.
Заключение:
В данном исследовании были изучены и проанализированы основные подходы в психологии, по вопросу изучения агрессивного у детей.
На основании изученной литературы, можно прийти к заключению, что хотя мнение современных представителей, выше описанных направлений, различны во взглядах на сущность и истоки агрессивного поведения, общим для них является признание влияния социальных факторов на становление агрессивного поведения, а также то, что агрессивное поведение не является неизбежным, его можно избежать или уменьшить частоту его проявления.
Взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители часто выплёскивают на тех, “кто под руку попадётся”, чаще всего – на детей, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся. Таким образом, кризисные обострения в развитии общества приводят к возрастанию эмоционально-психологического и социального напряжения не только у взрослых, но и у детей. При этом дети находятся в более сложной ситуации, поскольку свои проблемы, затруднения, неприятности родители транслируют часто на них. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей. Следствием этого являются серьёзные нарушения в сфере общения: болезненное восприятие окружающих, конфликтность, мнительность, неуверенность, агрессивность.
Становление агрессивного поведения сложный и многогранный процесс, в котором взаимодействуют множество факторов, как биологических, так и социальных. Многие психологи считают агрессию врожденной, неотъемлемой характеристикой поведения, но они же признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с обучением и воспитанием. В отечественной психологии большое значение придается механизмам социализации, формирующему воздействию социальной ситуации развития.
Среди возрастных особенностей в развитии ребенка старшего дошкольного возраста, влияющих на становление и закрепление агрессивного поведения, можно выделить следующие. Основные изменения в личности ребенка начинаются с середины дошкольного возраста, и группируются в сфере социальных отношений, основной причиной этого является расширение социальных связей ребенка с миром. Это ставит его перед необходимостью адекватного отражения социальной сферы.
Нами была изучена и проанализирована психологическая литература по данной проблеме. Ее анализ позволил выделить следующие основополагающие аспекты проблемы.
Агрессия — общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. В психолого-педагогической литературе указывается множество определений агрессии, но, по — мнению современных исследователей, ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным. Наиболее известные теоретические положения: теория влечения, фрустрационная теория, теория социального научения. Рассмотрели структуру агрессивного проявления, а также формы агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках. Рассмотрели классификации агрессивного поведения детей подросткового возраста зарубежных и отечественных исследователей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Происхождение агрессивности у детей
1.1 Основные теории происхождения агрессивности у детей
В теории, поясняющей природу агрессивности, имеется три непохожих друг с другом подхода. Все они отображают взгляды и практический опыт определенных ученых и психологических школ различного времени.
Теория влечений (психоэнергетическая модель). Одним из основателей данной теории представляется Зигмунд Фрейд. Он полагал, что в человеке есть два мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти. Первый понимался как стремления, сопряженные с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, вниманием, близостью. Второй обладает энергию разрушения, его целью представляется «приводить всё органически живущее к состоянию безжизненности». Это ненависть, злость, разрушительность.
Появление и последующее формирование агрессивности у Фрейда сопряжено со стадиями детского формирования. В основном, замечается, что фиксирование на оральной стадии формирования имеет возможность послужить причиной развития таких агрессивных черт характера, как склонность к сарказму, сплетням. Фиксирование на анальной стадии имеет вероятность послужить причиной развития упрямства, порой трансформированного в упорство, к какому легко примыкает склонность к гневу и мстительности.
Последующее развитие данная тема приобрела благодаря трудам основателя этологии К. Лоренца, какой заявлял, что агрессивный инстинкт имел большое значение в процессе эволюции, выживания и приспособления человека. Однако быстрое формирование научно-технической идеи опередило естественно текущее биологическое и психологическое формирование человека и привело к замедлению формирования тормозных элементов агрессии, что неминуемо повлекло периодическое внешнее проявление агрессии. Говоря иначе, внутреннее напряжение будет копиться, и формировать «давление» изнутри организма, пока не приведёт к вспышке неуправляемого поведения.
Необходимо заметить, что «психогидравлическая модель» Лоренца главным образом основывается на зачастую несостоятельном переносе итогов изучений, полученных на животных, на поведение человека. Иным слабым местом концепции инстинктов представляется предопределённость методов управления агрессией: полагается, что человек никогда не сможет совладать с собственной агрессивностью. И, потому как накапливающая агрессия, несомненно, обязана обладать реакцией, надеждой остаётся направление её в нужное русло.
Тем не менее, большая часть специалистов не придерживается подобного фатального взгляда на поведение человека. Во-первых, хоть они и не отрицают, что человеческая агрессивность обладает эволюционными и физиологическими корнями, однако осуждается недостаточность представлений о природе человека как о чём-либо постоянном. Во-вторых, расходятся точки зрения и касательно того, представляется ли агрессия инстинктом либо же она только предоставляет энергию, дозволяющую «Я» продуктивно реализовывать «принцип реальности. Следовательно, агрессивность – это сила, с какой индивид проявляет собственную любовь и ненависть к окружающим либо к себе и с какой он стремится удовлетворить собственные инстинкты.
Иной адепт психоанализа Э. Фромм изучал два абсолютно различных типа агрессии. Это оборонительная, «доброкачественная» агрессия, какая служит делу выживания человека; она обладает биологическими корнями и затухает, как только пропадает угроза жизни. Иной тип является «злокачественной» агрессией – это разрушительность и безжалостность, какие присущи лишь человеку и формируются разными психологическими и общественными условиями.