Курсовая с практикой на тему Проблема детской агрессивности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Происхождение агрессивности у детей 6
1.1 Основные теории происхождения агрессивности у детей 6
1.2 Развитие агрессивности в детском возрасте 11
1.3 Социализация агрессивности 15
ГЛАВА 2. Психопрофилактика и коррекция агрессивного поведения у детей 19
2.1 Психопрофилактические рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности 19
2.2 Коррекционная программа агрессивного поведения детей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ А 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 43
Введение:
Сложная, неустойчивая общественная, финансовая, экологическая обстановка, сформировавшаяся в нынешний период в нашем государстве, обуславливает увеличение разнообразных отклонений в индивидуальном формировании и поведении детей. Из их числа особенную тревогу порождает не только прогрессирующая отстраненность, высокая беспокойность, духовная пустота ребят, однако и их циничность, враждебность, агрессивность.
Поведение в детстве дает возможность, согласно мнению многочисленных ученых, довольно основательно прогнозировать поведение в зрелые годы. Таким образом, коррекция ранних проявлений агрессии, обучение адекватным общественным умениям межличностного общения представляется одной из главных проблем практической психологии. Все это обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Цель предоставленной работы – исследовать психологические особенности проявления агрессивного поведения у детей.
Объект исследования: агрессивное поведение у детей.
Предмет исследования: факторы агрессивного поведения детей.
Для выполнения цели курсовой работы были поставлены последующие задачи:
1. изучить научную литературу по предоставленной проблеме;
2. исследовать характерные черты агрессивного поведения детей;
3. разработать психопрофилактические рекомендации с целью предупреждения детской агрессивности.
В работе были применены многочисленные методы психологического исследования: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение; беседа; тестирование.
Методологической базой данной работы представляются ключевые положения возрастной и педагогической психологии, представленные в работах отечественных и зарубежных психологов: Эльконина Д. Б., Рубенштейна С. Я., Выготского Л. С., Бандуры А., Фрейда З., Эриксона Э., Басса А.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что были исследованы формы агрессии, разработаны коррекционные упражнения, направленные на снижение агрессивного поведения у детей.
Курсовая работа изложена на 44 страницах печатного текста, состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 15 наименований и приложения. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи, объект и предмет исследования. В первой главе рассмотрены основы происхождения агрессивности у детей. Глава включает три раздела. В первом разделе изучаются основные теории происхождения агрессивности у детей. Во втором разделе первой главы рассмотрено развитие агрессивности в детском возрасте. Третий раздел посвящен изучению социализации агрессивности. Во второй главе представляются разработки по психопрофилактике и коррекции агрессивного поведения у детей. Первый раздел второй главы состоит в предоставлении психопрофилактических рекомендаций для родителей с целью предупреждения детской агрессивности. Второй раздел состоит из коррекционной программы агрессивного поведения детей. В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы.
Заключение:
В данном исследовании были изучены и проанализированы основные подходы в психологии, по вопросу изучения агрессивного у детей.
На основании изученной литературы, можно прийти к заключению, что хотя мнение современных представителей, выше описанных направлений, различны во взглядах на сущность и истоки агрессивного поведения, общим для них является признание влияния социальных факторов на становление агрессивного поведения, а также то, что агрессивное поведение не является неизбежным, его можно избежать или уменьшить частоту его проявления.
Взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители часто выплёскивают на тех, “кто под руку попадётся”, чаще всего – на детей, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся. Таким образом, кризисные обострения в развитии общества приводят к возрастанию эмоционально-психологического и социального напряжения не только у взрослых, но и у детей. При этом дети находятся в более сложной ситуации, поскольку свои проблемы, затруднения, неприятности родители транслируют часто на них. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей. Следствием этого являются серьёзные нарушения в сфере общения: болезненное восприятие окружающих, конфликтность, мнительность, неуверенность, агрессивность.
Становление агрессивного поведения сложный и многогранный процесс, в котором взаимодействуют множество факторов, как биологических, так и социальных. Многие психологи считают агрессию врожденной, неотъемлемой характеристикой поведения, но они же признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с обучением и воспитанием. В отечественной психологии большое значение придается механизмам социализации, формирующему воздействию социальной ситуации развития.
Среди возрастных особенностей в развитии ребенка старшего дошкольного возраста, влияющих на становление и закрепление агрессивного поведения, можно выделить следующие. Основные изменения в личности ребенка начинаются с середины дошкольного возраста, и группируются в сфере социальных отношений, основной причиной этого является расширение социальных связей ребенка с миром. Это ставит его перед необходимостью адекватного отражения социальной сферы.
Нами была изучена и проанализирована психологическая литература по данной проблеме. Ее анализ позволил выделить следующие основополагающие аспекты проблемы.
Агрессия — общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. В психолого-педагогической литературе указывается множество определений агрессии, но, по — мнению современных исследователей, ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным. Наиболее известные теоретические положения: теория влечения, фрустрационная теория, теория социального научения. Рассмотрели структуру агрессивного проявления, а также формы агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках. Рассмотрели классификации агрессивного поведения детей подросткового возраста зарубежных и отечественных исследователей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Происхождение агрессивности у детей
1.1 Основные теории происхождения агрессивности у детей
В теории, поясняющей природу агрессивности, имеется три непохожих друг с другом подхода. Все они отображают взгляды и практический опыт определенных ученых и психологических школ различного времени.
Теория влечений (психоэнергетическая модель). Одним из основателей данной теории представляется Зигмунд Фрейд. Он полагал, что в человеке есть два мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти. Первый понимался как стремления, сопряженные с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, вниманием, близостью. Второй обладает энергию разрушения, его целью представляется «приводить всё органически живущее к состоянию безжизненности». Это ненависть, злость, разрушительность.
Появление и последующее формирование агрессивности у Фрейда сопряжено со стадиями детского формирования. В основном, замечается, что фиксирование на оральной стадии формирования имеет возможность послужить причиной развития таких агрессивных черт характера, как склонность к сарказму, сплетням. Фиксирование на анальной стадии имеет вероятность послужить причиной развития упрямства, порой трансформированного в упорство, к какому легко примыкает склонность к гневу и мстительности.
Последующее развитие данная тема приобрела благодаря трудам основателя этологии К. Лоренца, какой заявлял, что агрессивный инстинкт имел большое значение в процессе эволюции, выживания и приспособления человека. Однако быстрое формирование научно-технической идеи опередило естественно текущее биологическое и психологическое формирование человека и привело к замедлению формирования тормозных элементов агрессии, что неминуемо повлекло периодическое внешнее проявление агрессии. Говоря иначе, внутреннее напряжение будет копиться, и формировать «давление» изнутри организма, пока не приведёт к вспышке неуправляемого поведения.
Необходимо заметить, что «психогидравлическая модель» Лоренца главным образом основывается на зачастую несостоятельном переносе итогов изучений, полученных на животных, на поведение человека. Иным слабым местом концепции инстинктов представляется предопределённость методов управления агрессией: полагается, что человек никогда не сможет совладать с собственной агрессивностью. И, потому как накапливающая агрессия, несомненно, обязана обладать реакцией, надеждой остаётся направление её в нужное русло.
Тем не менее, большая часть специалистов не придерживается подобного фатального взгляда на поведение человека. Во-первых, хоть они и не отрицают, что человеческая агрессивность обладает эволюционными и физиологическими корнями, однако осуждается недостаточность представлений о природе человека как о чём-либо постоянном. Во-вторых, расходятся точки зрения и касательно того, представляется ли агрессия инстинктом либо же она только предоставляет энергию, дозволяющую «Я» продуктивно реализовывать «принцип реальности. Следовательно, агрессивность – это сила, с какой индивид проявляет собственную любовь и ненависть к окружающим либо к себе и с какой он стремится удовлетворить собственные инстинкты.
Иной адепт психоанализа Э. Фромм изучал два абсолютно различных типа агрессии. Это оборонительная, «доброкачественная» агрессия, какая служит делу выживания человека; она обладает биологическими корнями и затухает, как только пропадает угроза жизни. Иной тип является «злокачественной» агрессией – это разрушительность и безжалостность, какие присущи лишь человеку и формируются разными психологическими и общественными условиями.