Курсовая с практикой на тему Проблема адаптации детей раннего возраста к детскому саду в исследованиях педагогов и психологов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 6
1.1. Особенности адаптации детей раннего возраста к ДОУ 6
1.2. Психолого-педагогические условия по оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада 13
Выводы по 1 главе 17
Глава 2. Результаты исследования адаптации детей младшего школьного возраста к ДОУ 19
2.1. Диагностика уровня адаптации дошкольников к ДОУ 19
2.2. Рекомендации по оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада 25
Выводы по 2 главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
В современной психолого-педагогической науке сложился взгляд на дошкольный возраст как возраст потенциальных возможностей развития адаптационных механизмов ребенка, умение адекватно воспринимать окружающую действительность и гармонично вести себя в новых социальных условиях. В этот возрастной период становления личности ребенка актуальным является ее способность осознавать изменения в собственной жизни, новые функции, социальные роли, проявлять дружелюбное отношение к другим людям, ориентироваться в окружающей действительности, адаптироваться к пребыванию в учреждении дошкольного образования. В целом ряде современных исследований признается преимущество заведения дошкольного образования как института социализации, в котором созданы условия для личностного развития ребенка, упражнения в социальном поведении, формирование гибкости, способности приспосабливаться к окружению.
Однако к новым социальным условиям ребенок должен быть подготовлен. Ведь приход в учреждение дошкольного образования требует от ребенка овладения системой таких составляющих социальной адаптации как: умение пристраиваться к жизни в новых социальных условиях, осознание новой социальной роли «я-дошкольник», понимание нового периода своей жизни, личностная активность в установлении гармоничных связей с социальным окружением, соблюдение определенных правил группы, что требует умения нормировано вести себя, отстаивать собственные мнения, позицию. Безусловно, возрастные особенности младшего дошкольного возраста создают особые условия течения первичной социализации.
Исследованием проблемы психологической адаптации занимались Г. Гартман, А. Маслоу, Ф.Б. Березин, В.И Медведев, A.A. Налчаджан, Ж.Пиаже, A.A. Реан и др. Вопросы психологической адаптации детей в зарубежной науке отражены в трудах исследователей: Э.Эриксона, М.Монтессори, Р.Штайнера и др. Л.И.Белкина, С.В.Паршукова, Е.А.Лисина и другие занимались проблемой адаптации детей к условиям дошкольных образовательных организаций, в рамках исследования психологических аспектов поддержки детей.
Многие аспекты данной проблемы широко рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых, но, несмотря на это, проблема индивидуальных особенностей психологической адаптации детей в сочетании с проблемами семьи, коллектива сверстников и взрослых, остается актуальной, еще полностью не изучены.
Цель исследования: проанализировать особенности психологической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие исследовательские задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности психологической адаптации детей 2-3 лет к условиям дошкольного образовательного учреждения.
3. Обосновать психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
4. Разработать рекомендации по созданию психолого-педагогических условий адаптации детей 2-3 лет к дошкольному образовательному учреждению.
Объект исследования: психологическая адаптация детей раннего возраста 2 – 3 года.
Предмет исследования: индивидуальные особенности психологической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: психологическая адаптация детей раннего возраста в адаптационный период к дошкольному учреждению может быть успешно осуществлена при использовании технологии психолого-педагогического сопровождения.
Методы исследования: аналитический обзор литературы по проблеме исследования, беседа, тестирование.
Методики исследования: наблюдение, беседа, тестирование по следующим методикам:
1. «Лист адаптации» (А.Остроухова),
2. «Психолого-педагогические параметры определения готовности к поступлению ребенка в дошкольное учреждение» – автор К. Л. Печора;
3. Наблюдение за активностью и особенностями течения адаптационного периода у детей «Успешность адаптации детей 2-3 лет к условиях дошкольного учреждения» — автор (А. Остороухова).
4. Диагностика эмоциональной готовности (методика «Паровозик»),
Практическая значимость заключается в том, что:
— результаты исследования могут быть применены в различных психологических практиках;
— выявленные качественные различия психологической адаптации детей раннего дошкольного возраста в дошкольном учреждении позволяют оказывать адресную психологическую поддержку;
— разработанные рекомендации для специалистов дошкольного образовательного учреждения позволяют оптимизировать процесс психологической адаптации детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В результате изучения теоретических и опытно-экспериментальных исследований было доказано, что для адаптации в новой среде ребенок использует собственные механизмы и факторы социализации, на основании существующего личностного опыта и психологических резервов. Охарактеризованы психологические механизмы и факторы адаптации. Обнаружено, что ребенок использует собственные механизмы адаптации, опираясь на личный опыт, приобретенный через подражание, игровую деятельность, общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, и собственные психологические резервы, связанные со стрессоустойчивостью, социальными преимуществами, способностью к приспособлению и идентификации себя среди других.
Определены и теоретически обоснованы педагогические условия, предусматривающие осуществление пропедевтической работы с родителями будущих воспитанников для их позитивного настроя на взаимодействие с администрацией и педколлективом ДОУ (в работе объединения «Семейная Мягкая школа»); поэтапное изменение форм и методов взаимодействия педагогов и родителей, направленных на формирование у детей позитивного отношения к ДОУ (в работе консультационного центра «Действуем вместе»); обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации младших дошкольников к ДОУ.
Результаты проведенного исследования позволили нам констатировать, что все младшие дошкольники не адаптированы к ДОУ. Формирующий этап эксперимента осуществлялся с помощью специально созданных условий, которые комплексно реализовались и предусматривающих: осуществление пропедевтической работы с родителями будущих воспитанников с целью позитивного настроя их на взаимодействие с администрацией и педколлективом ДОУ (в работе объединения «семейная Мягкая школа»); поэтапная смена форм и методов взаимодействия педагогов и родителей, направленных на формирование у детей четвертого года жизни позитивного отношения к ДОУ (в работе консультационного центра «Действуем вместе»); обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации младших дошкольников к ДОУ с последовательной сменой сеансов общения, видов детской активности и применение ежедневных ритуалов.
Суть взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи по исследуемой нами проблемы должно заключаться в организации совместной деятельности педагогов учреждений дошкольного образования и родителей по сформированности первичного социального опыта у детей младшего дошкольного возраста.
Выяснили, что соблюдение определенных педагогических условий в адаптационный период обеспечивает успешное приспособление «новичков» к жизни в нем.
А именно:
— расширение круга социальных контактов, общения;
— учета органических потребностей ребенка и постепенное приучение к режиму ДОУ;
— обеспечение единства семейного и общественного воспитания, требований, которые предъявляются ребенку;
— организация разнообразной и содержательной деятельности в соответствии с интересами и потребностями ребенка; своевременное усвоение ребенком социального опыта нового среды; сохранение и развитие полноценного физического, психического и социального «Я» дошкольника;
— обеспечение эмоционального комфорта, удовольствия от пребывания в ДОУ; подготовка воспитателей к педагогического управления процессом адаптации детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
1.1. Особенности адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Адаптация (от латинского «приспособлять») — приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Понятие «адаптация» возникло в XIX веке и впервые было использовано в основном в биологии. Затем это понятие стали применяться не только к различным сторонам жизни организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению [15].
Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном.
На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности, при изменении внешних условий (гомеостаз).
На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальное функционирование всех психических структур под воздействием внешних психологических факторов (принятие осознанных решений, прогнозирование развития событий и др.).
Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к текущей социальной среде, за счет способности анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в текущей социальной среде, и способности поддерживать свое поведение в соответствии с основными целями деятельности [30].
Таким образом, в соответствии с традициями отечественной физиологии, психофизиологии и психологии адаптация рассматривается как явление, тесно связанное с исследованием проблем личности. Поэтому отечественные психологические концепции, теории и подходы к изучению адаптации обосновывают разные стороны личностного развития.
Начало посещения ребенком учебного заведения приносит не только новые условия жизни и деятельности, режимы и режимы питания, но и новые контакты. Это довольно сложное время в жизни любого ребенка, которое требует от него умственной и физической адаптации. Процесс адаптации ребенка к условиям образования часто оказывается сложным испытанием, которое сопровождается многочисленными проявлениями неадекватного поведения, различными заболеваниями, нарушениями сна и аппетита, а также ухудшением общения. У каждого ребенка разные способы справиться с трудностями, возникающими на этапе адаптации. Все эти изменения бьют по ребенку, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, регресс психики и т.д. [24].
Ученые, анализируя процесс адаптации ребенка к учреждению дошкольного образования, различают три степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая.
При легкой адаптации защитные силы организма, как правило, не снижаются, а поведение ребенка нормализуется уже в течение месяца. Малыш начинает спокойно или радостно относиться к детской группе, проявляет активность, но присутствуют возбужденность в сочетании с незначительным утренним плачем. В течение 10 — 15 дней в результате грамотного психолого-педагогического сопровождения возобновляются ухудшены сон, аппетит, интерес к окружающей и активное речи.
Во время адаптации средней степени процесс восстановления сна, аппетита и защитных сил организма растягивается до 40 дней, а нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены отчетливее и длительнее: неустойчивое настроение, сниженная активность, эмоционально-возбужденное отношение к близким, малыш становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не использует приобретенных ранее бытовых навыков. Могут появляться невротические реакции.
Особую тревогу ученых и практиков вызывает состояние тяжелой адаптации, что может вызвать расстройство и существенное снижение защитных сил организма и неблагоприятно сказаться на физическом и психическом развитии ребенка. Другая форма течения тяжелой адаптации – неадекватное поведение ребенка, которое граничит с невротическим состоянием: плохой сон, аппетит, даже отказ от пищи, отчуждение, подавленность в отношениях с окружением, появляются признаки глубокой депрессии.
Г.М. Лямина исследовала процесс адаптации в зависимости от личностных свойств на эмоциональном, конативном и когнитивном уровнях. Особого внимания она уделяла темпераменту ребенка в процессе адаптации. Так, например, дети-холерики» и «дети-флегматики по-разному адаптироваться к новым условиям. В первом случае необходимость соблюдать режим, невозможность здесь и сразу реализовать свои импульсы может стать причиной значительно худшей адаптации по сравнению с другим случаем, когда внутренний темп и ритм жизни впишется в темп жизни учреждения дошкольного образования[18].
Г.М. Лямина указывают на зависимость от таких факторов, как индивидуально-психологические особенности, в частности типы темперамента, типы характера, типы акцентуаций и такие свойства, как стрессоустойчивость и адаптивный потенциал, а также психологические состояния личности (страх, тревога, депрессия и так далее) и поведенческие реакции на взаимодействие с принимающим обществом, от которых зависит результат адаптации.
Стрессоустойчивость личности рассматриваем как сохранение способности к социальной адаптации; сохранение значимых межличностных связей; обеспечение успешной самореализации, достижение жизненных целей; сохранение работоспособности; сохранение здоровья.