Курсовая с практикой на тему Пробелы /лакуны в правовом статусе ЦБ РФ в настоящее время и пути их устранения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование правового статуса ЦБ РФ в настоящее время 4
1.1. Характеристика правового статуса ЦБ РФ 4
1.2. Особенности правового статуса ЦБ РФ в настоящее время 8
ГЛАВА 2. Анализ пробелов в правовом статусе ЦБ РФ в настоящее время и путей их устранения 13
2.1. Пробелы в правовом статусе ЦБ РФ в настоящее время 13
2.2. Пути устранения пробелов в правовом статусе ЦБ РФ в настоящее время 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
Актуальность исследования. Центральный Банк России – главный банк Российской Федерации, финансово- кредитное учреждение, которое имеет особые полномочия в разработке и организации кредитно-денежной политики страны, а также эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Как юридическое лицо, Банк России является самостоятельной финансовой организацией, которая подчиняется только российскому законодательству и является подотчетной законодательной ветви власти.
Это полностью самостоятельный институт, который регулирует практически всю финансово-кредитную сферу России. Российская экономика имеет сегодня массу различных проблем, многие из которых так или иначе связаны с монетарной политикой. Это и дорогие кредиты, и высокий уровень инфляции, и вообще, довольно низкий уровень развития реального сектора экономики. Деятельность Центрального Банка напрямую связана с этими процессами, следовательно, корень проблем также может быть найден при исследовании федерального закона о Центральном Банке, а также тех прецедентов его деятельности, которые имеют наиболее существенное отношение к реальной жизни страны и ее экономике.
Центральный банк регулирует деятельность всех коммерческих банков государства и прочих кредитных учреждений в рамках единой кредитно – денежной системы. В статье 75 конституции РФ установлено, что ЦБР наделен исключительным правом денежной эммисии и должен обеспечивать защиту и устойчивость рубля. К иным основным функциям ЦБР относятся: кредитование коммерческих банков, организация системы рефинансирования; установление правил осуществления расчетов в РФ; определение правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; осуществление операций купли- продажи иностранных валют; проведение анализа состояния экономики РФ и ее прогонозирование, публикация соответствующих статистик и материалов. ЦБ не ставит перед собой целью получение прибыли.
Таким образом, актуальность исследования заключается в выявлении основ пробелов в правовом статусе ЦБ РФ в настоящее время и путей их устранения
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе применения норм, регулирующих применение мер по деофшоризации в России.
Предметом исследования являются особенности, присущие правовому статусу ЦБ РФ в настоящее время
Цель работы – выявление специфики пробелов в правовом статусе ЦБ РФ в настоящее время и путей их устранения.
Задачи исследования:
— Выявление теоретических характеристик пробелов правового статуса ЦБ РФ в настоящее время;
— анализ пробелов в правовом статусе ЦБ РФ в настоящее время и путей их устранения.
Гипотеза исследования: подробный анализ пробелов правового статуса ЦБ РФ в настоящее время позволит выработать наиболее эффективные предложения, направленные на преодоление актуальных проблем, затрудняющих осуществление ЦБ РФ своих полномочий.
Методы, используемые в работе – сравнение, описание, наблюдение
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы
Заключение:
В заключении хотелось бы сказать, что тема на данный момент является очень актуальной и даже злободневной.
Следует отметить, что осуществление полномочий и функций ЦБР не зависит от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. ЦБ не финансируется государством, свои расходы он покрывает своими же доходами.
Принцип независимости Центрального банка России имеет большое значение в его правоприменительной деятельности, от этого принципа зависит степень влияния ЦБ в системе органов государственной власти, роль в процессе становления банковской системы. Независимость ЦБ определяется в экономической и политической формах. Политическая независимость заключается в том, что органы государственного управления преимущественно не вмешиваются в процесс выбора и проведения центральным банком монетарной политики. Сущность экономической независимости состоит в возможности ЦБ использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты без существенных ограничений.
Выбор денежно-кредитной политики зависит от текущей фазы экономического цикла в государстве. Политика денежной экспансии направлена на стимулирование экономического роста, политика денежной рестрикции заключается в сдерживании экономического роста.
Монетарная политика ЦБР имеет важное значение в формировании основных условий экономического развития и социальной стабильности: низких темпов инфляции, ожидаемого уровня процентных ставок. На сегодняшний день Центральный банк РФ нацелен на постепенное снижение годовой инфляции до 4% и поддержание ее на этом уровне в дальнейшем. Такой целевой уровень выбран в соответствии с особенностями образования цен и структуры экономики в стране. Поддержание инфляции на более низком уровне практически невозможно из-за существующих проблем в экономике: высокий уровень монополизации и относительная неразвитость рыночных механизмов; низкая эффективность и недостаточная отраслевая развитость экономики; пассивность инфляционных ожиданий. При уровне инфляции ниже 4% появляется риск дефляции на товарных рынках. Это также может повлечь за собой нежелательные последствия. Поэтому для предотвращения дефляции в процессе выравнивания относительных цен, ЦБР предлагает целевой показатель прироста общего индекса потребительских цен устанавливать с небольшим «запасом».
ЦБР на сегодняшний день проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику в направлении режима таргетирования инфляции, основанной на управлении внутренним спросомГлавным звеном денежно-кредитной и банковской системы любого государства в современности выступает центральный (национальный) банк. Центральный банк оказывает существенное влияние на экономику и банковскую систему государства. Сущность любого центрального банка определяется его целями и задачами, а также объемом полномочий.
Ключевыми задачами, стоящими перед Банком России в этот период, являлись: предотвращение массового оттока вкладов населения из банков и массовых банкротств банков, поддержание межбанковского рынка, осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению банков и восстановлению кредитования реального сектора экономики.
В статье 35 Закона о Банке России перечислены основные методы денежно-кредитной политики Центрального банка РФ:
· Прямые количественные ограничения.
· Нормативы обязательных резервов, депонируемых в банке России.
· Валютное регулирование.
· Установление ориентиров роста денежной массы.
· Операции на открытом рынке.
· Рефинансирование банков.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование правового статуса ЦБ РФ в настоящее время
1.1. Характеристика правового статуса ЦБ РФ
Правовое положение Центрального Банка предопределено его местом в системе государственного управления, и теми функциями, которые он выполняет.
Основа правового статуса Центрального Банка как неотъемлемого элемента банковской системы России закреплена на уровне Конституции Российской Федерации, которая в ст. 75 содержит три фундаментальных положения, характеризующих его положения. Во-первых, основная функция Центрального Банка состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля – базиса финансовой системы Российской Федерации. Во-вторых, денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В-третьих, Центральный Банк независим от других государственных органов при осуществлении им своей основной функции. Таким образом, Центральный Банк призван обеспечивать надлежащее состояние и функционирование денежного обращения и финансовых рынков в стране [1, с. 224].
Как и в случае с иными важнейшими правовыми институтами в нашей стране, правовой статус Центрального Банка раскрывается в специальном законе. В 2002 году был принят Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – «Закон о Банке России»).
Статьей 1 Закона о Банке России закреплено, что свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Таким образом, в Конституции РФ и Законе о Банке РФ содержится основной принцип деятельности каждого важного правового института – принцип независимости. Под независимостью в данном случае следует понимать, помимо прочего, то, что при осуществлении Центральным Банком своих полномочий, ни один государственный орган не должен оказывать влияние на принятие Центральным Банком решений по каким-либо вопросам. Банк России же, в свою очередь, не должен следовать указаниям каких-либо должностных лиц, государственных органов, международных организаций, представителей бизнеса и т.п.
Таким образом, Центральный Банк при выработке стратегии, а также при принятии конкретных решений, должен руководствоваться исключительно интересами финансовой системы Российской Федерации. В этой связи важно определить, на что должен опираться Центральный Банк при определении этих интересов. Представляется, что ответ на этот вопрос был заложен еще авторами Конституции РФ в ст. 75. Защита и обеспечение устойчивости рубля – вот та основа, которой должен руководствоваться Центральный Банк. Соответственно, каждое свое решение Центральный Банк должен выверять, отвечая себе на вопрос о том, соответствует ли такое решение конечной цели в виде надлежащего функционирования финансовой системы.
Принцип независимости центральных банков был сформулирован самой историей. Немало стран прошло через денежные кризисы, вызванные безудержным ростом денежной массы, и, как показывают исследования, уровень инфляции в стране, и, следовательно, темпы экономического развития прямо зависят от степени независимости центрального банка [2, с. 54].
Одним из дискуссионных вопросов, связанных со статусом Центрального Банка, является вопрос о том, к какой из ветвей власти относится Банк России. Как известно, ст. 10 Конституции РФ определяет, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Такое четкое разделение власти на три ветви ограничивает возможность отнесения Центрального Банка к какой-либо особой ветви.
Центральный Банк обладает надзорными, регулятивными, а также управленческими функциями, перечень которых закреплен в статье 4 Закона о Банке России. Так, эта статья определяет, что Центральный Банк, помимо прочего, проводит государственную денежно-кредитную политику, осуществляет эмиссию наличных денег, устанавливает правила проведения банковских операций, осуществляет надзор в национальной платежной системе и др. Анализ функций, закрепленных за Центральным Банком, подводит к мысли о том, что последний является органом государственным органом исполнительной власти. Между тем, данный вывод не является бесспорным и вызывает немалое обсуждение в научной литературе [3, с. 70-72].