Актуальные проблемы гражданского права и гражданского процесса Курсовая с практикой Юриспруденция

Курсовая с практикой на тему Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления как способ защиты гражданских прав: современное состояние и проблемы правового регулирования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Понятие И Правовое Содержание Признания Недействительным Акта Государственного Органа Или Органа Местного Самоуправления Как Способа Защиты Гражданских Прав 6

1.1. Признание Недействительным Акта Государственного Органа Или Органа Местного Самоуправления Как Способов Защиты Гражданских Прав 6

1.2. Акты Государственных Органов Или Органов Местного Самоуправления, Которые Суд Может Признать Недействительными 11

Глава 2. Проблемные Аспекты Судебного Рассмотрения Дел О Признании Недействительным Акта Государственного Органа Или Органа Местного Самоуправления И Меры Ответственности За Издание Не Соответствующего Закону Или Иному Правовому Акту Акта Государственного Органа Или Органа Местного Самоуправления 19

2.1. Проблемные Аспекты Судебного Рассмотрения Дел О Признании Недействительным Акта Государственного Органа Или Органа Местного Самоуправления 19

2.2. Ответственность За Издание Не Соответствующего Закону Или Иному Правовому Акту Акта Государственного Органа Или Органа Местного Самоуправления 24

Заключение 29

Список Использованной Литературы 31

  

Введение:

 

Актуальность темы. Конституцией Российская Федерация провозглашена правовым государством, одной из обязанностей которого является защита прав граждан. Право гражданина на защиту своих прав и интересов любым способом, не запрещенным законом, установлено нормой ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации . Норма ч.2 ст. 45 Конституции Российской Федерации имеет универсальный характер и применяется ко всем правоотношениям, регулируемым Гражданским кодексом.

Защита прав и законных интересов граждан включает целый спектр мер государственного, организационного, политического и иного характера. Гражданско-правовые средства защиты прав направлены на осуществление гражданами свободной и правомерной реализации своих гражданских прав, что обуславливает важность существования института защиты гражданских прав. В частности, в соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе признать недействительным ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а также нормативный акт, противоречащий законодательству и нарушающий права и интересы граждан.

Проблема недействительности правовых актов является актуальной в настоящее время. Специфика признания недействительности правовых актов состоит в том, что оно всегда выполняет функцию защиты прав. Кроме того, применение такого способа защиты прав и законных интересов граждан не исключает возможность использования и иных способов защиты гражданских прав.

На сегодняшний день анализ судебной практики свидетельствует о необходимости совершенствования системы гражданско-правовой защиты прав, в частности, расширения способов и средств гражданско-правовой защиты.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в результате признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Предметом работы выступают нормативно-правовые акты, регламентирующие признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, материалы судебной практики, а также научная и учебная литература по теме исследования.

Степень разработанности темы. Проблема признания недействительности акта государственного органа или органа местного самоуправления как способа защиты гражданских прав разрабатывалась такими авторами, как:

Целью данной работы является исследование теоретических и правовых аспектов признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления как способа защиты гражданских прав.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления как способа защиты гражданских прав.

2. Рассмотреть акты государственных органов или органов местного самоуправления, которые суд может признать недействительными.

3. Выявить проблемные аспекты судебного рассмотрения дел о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

4. Изучить ответственность за издание не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Методологической основой проводимого исследования является общенаучные методы познания, такие как:

— анализ;

— синтез;

— группировка;

— сравнение и др.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В рамках данной работы раскрыли признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления как способ защиты гражданских прав. Цель и задачи исследования достигнуты. Объект и предмет исследования рассмотрены в полном объеме.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы.

1. Институт охраны и защиты гражданских прав был и остается одним из преимущественно важных и необходимых институтов гражданского права. Одним из способов защиты гражданских прав выступает признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

2. Признание акта недействительным является публичной мерой защиты по охране законности и конституционного строя. При отсутствии достаточного научного исследования правовых норм установление правовых норм посредством нормативных правовых актов происходит со значительным опозданием по сравнению с необходимостью и не отвечает требованиям к разработке таких актов. В связи с этим появляются абстрактно-конкретные правовые нормы, не соответствующие необходимому уровню, соответствующему определенному типу общественных отношений, регулируемых тем или иным нормативным правовым актом.

3. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, как мера защиты гражданских прав, как правило не носит характера имущественной ответственности.

На современном этапе развития института защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц остро стоит вопрос создания специальной административно-процессуальной формы защиты, которая смогла бы оказывать правовое воздействие на государственные органы и органы местного самоуправления, которые принимаются или применяют акты, не обладающие юридической силой.

В целях формирования единообразного подхода к понятию ненормативного правового акта целесообразно дополнить статью 197 АПК РФ частью 1.1, закрепив понятие как акта, носящего индивидуальный характер, содержащего властное распорядительное указание и направленного на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИЗНАНИЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ АКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА ИЛИ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СПОСОБА ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

1.1. ПРИЗНАНИЕ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ АКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА ИЛИ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления является одним из способов защиты прав и законных интересов гражданина и применяется судом в целях пресечения нарушения гражданских прав, установленных законодательством, а также восстановления уже нарушенных прав. Следует отметить, что суд, признавая недействительность нормативного акта, нарушающего права и интересы граждан, защищает права и интересы не только частного заявителя, но и носит публичный характер, поскольку нормативный акт действует в отношении неопределенного круга лиц.

Рассматриваемые способы защиты гражданских прав могут выступать не только в качестве самостоятельных способов, но и сочетаться, в частности, с такими способами защиты гражданских прав, как восстановление нарушенного права, взыскание неустойки, морального ущерба и пр.

Отметим, что все акты государственных органов или органов местного самоуправления подразделяются на нормативные или ненормативные. При этом судебному контролю подвергаются оба вида актов. Нормативный правовой акт, изданный соответствующим государственным органом, предполагает, что его действие будет распространяться на неограниченный круг лиц. В то время, как ненормативный акт распространяет свое действие на конкретные лица. В этой связи акт может быть признан недействительным в следующих случаях:

— противоречит федеральному законодательству;

— нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Дела о недействительности актов государственных органов или органов местного самоуправления рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Указанным судам неподведомственны дела о соответствии оспариваемых актов Конституции Российской Федерации. Подобные дела рассматривает Конституционный суд Российской Федерации. Главным образом, при решении о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, рассматривается вопрос соответствия такого спорного акта нормам федерального законодательства, а так же иным правовым актам, например, указам Президента РФ.

Презумпция правомерности актов выступает одной из проблем признания этих актов недействительными. Как отмечает Э.Б. Аблаева, «любой акт органа государственной власти или местного самоуправления по определению изначально целесообразен и правомерен» . Полагаем, что данная проблема разрешается частично в том случае, когда бремя доказывания соответствия акта нормам федерального законодательства и иным нормативным правовым актам лежит на тот органе, который издал данный акт. В том случае, когда актом нарушаются права и законные интересы граждан или юридических лиц, то факт этого должен доказать заявитель, права которого были нарушены.

Отметим, что признание акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным еще не означает восстановление нарушенных прав заявителя. В этой связи следует обратиться к иным способам защиты, однако при условии признания акта недействительным.

Представляется, что норма ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает правило о том, что признание акта недействительным является непременным условием применения общих средств правовой защиты гражданских прав. Крайне важным является разграничение признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления с иными способами защиты прав и интересов физических и юридических лиц, что, главным образом, обусловлено различной природой отношений, которые складываются между государством и обществом в период действия изданного акта и после срока его действия.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды по-разному выражают мнения относительно того, с какого момента акта признаются недействительными. Законодатель в ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закрепил положение о том, что оспариваемый акт признается недействительным либо со дня его издания либо с момента, указываемого судом. Норма чв.5 ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что оспариваемый акт признается недействительным с момента вступления в силу соответствующего судебного решения.

Анализ судебной практики позволит сделать вывод о том, какие акты государственных органов или органов местного самоуправления наиболее часто подвергаются оспариванию и признаются недействительными в судебном порядке. Так, можем выделить такие категории актов государственных органов и органов местного самоуправления, как: решение о регистрации прав на имущество, решение о регистрации юридических лиц и мн.др.

В настоящее время проблему составляет разграничение законных действий государственных органов или органов местного самоуправления, в результате которых право возникает у одних лиц, при этом нарушаются права и законные интересы других лиц.

Наиболее часто подобная ситуация возникает при регистрации прав на недвижимое имущество. При этом следует отметить, что заявитель фактически оспаривает не действия органа, выдавшего решение о регистрации прав на недвижимое имущество, а законность оснований для произведения такой сделки. В результате этого возникает спор о праве собственности между двумя равноправными участниками гражданских правоотношений. Данные споры разрешаются в соответствии с правилами о защите нарушенных прав, установленных законодательством.

Так, виндикационный иск представляет собой иск, который предъявляет гражданин, утративший право собственности, к фактическому владельцу имущества с требованием возврата своего имущества. В данном случае возврат имущества предполагает применение к ответчику мер принудительного характера. Важным требованием для предъявления подобного иска в суд является реальная утрата собственником права собственности на имущество. Суть данного способа защиты состоит в том, что утративший право владения собственник пытается вернуть из незаконного владения свое имущество. Важно отметить, что имущество должно сохраниться в натуре. Если же оно было уничтожено, потреблено и пр., то собственник вправе подать иск о возмещении причиненного вреда.

Так, Любинским районным судом Омской области было рассмотрено дело об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Сидоренко М.Н., Бучнева А.Н. обратились в Любинский районный суд Омской области с иском к Сидоренко М.И. о взыскании активов, незаконно принадлежащих поледнему.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы