Курсовая с практикой Юриспруденция Гражданское право

Курсовая с практикой на тему Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава
1. Теоретические и правовые основы признания гражданина безвестно отсутствующим
и объявления умершим…………………………6

1.1.Понятие,
основания и цели признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления
умершим………………………………………6

1.2.Правовые
основы признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим……………………………………………………………..9

Глава
2. Порядок и последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и
объявления умершим………………………………….13

2.1.Нормативные
правила признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина
умершим……………………………………………13

2.2.Последствия
признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим,
последствия явки гражданина, признанного отсутствующим или объявленного умершим………………..17

2.3.Проблемы
правового регулирования признания гражданина безвестно отсутствующим и
объявления умершим……………………………………….22

Заключение………………………………………………………………………28

Список
использованных источников………………………………………..31

  

Введение:

 

Введение

К
сожалению, нередки ситуации, когда человек пропал, не дает о себе знать, о нем
нет никаких сведений. В этом случае приходит мысль, что с этим человеком
что-нибудь случилось. И чем дольше неизвестна судьба отсутствующего лица, тем
сильнее сомнения в том, что он жив. Вместе с этим возникают некоторые проблемы
у родственников, работодателей и других заинтересованных лиц. Так, например,
члены семьи отсутствующего лица и другие близкие ему лица по закону не могут
определять судьбу принадлежащих отсутствующему прав и лежащих на нем
обязанностей. Соответственно, ряд имущественных благ, которыми по праву могут
пользоваться безвестно отсутствующие лица, фактически изымаются из оборота:
сами отсутствующие, если и живы, находятся вдали от своего имущества; те, у
кого есть фактическая возможность использовать его, не имеют на него права.
Также, к примеру, не могут получить причитающиеся суммы те лица, которые в силу
закона имеют право на содержание (алименты) их отсутствующим лицом. Точно так
же не могут осуществить свои претензии и другие кредиторы отсутствующего лица,
которые вынуждены ожидать в течение неопределенного и продолжительного времени
возвращения отсутствующего должника. Помимо этого, неопределенное положение
создается и в семейно-правовой сфере: фактически один из супругов выбыл из
состава семьи, но другой супруг юридически продолжает состоять в браке и
поэтому не вправе вступить в новый брак и т.д.[1]

Итак,
длительное отсутствие гражданина несет за собой
определенные негативные последствия как для лиц, находящихся в родстве с этим
гражданином, так и для самого пропавшего. Для разрешения такого рода проблем предназначены
институты признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина
умершим.[2] Несмотря
на свою близость, они существенно различаются. Важно правильно их отграничивать
для правильного рассмотрения и разрешения спорных ситуаций.

Таким
образом, вопросы правового регулирования отношений, связанных с безвестным
отсутствием лиц, признанием их умершими всегда остаются актуальными в
российском законодательстве.  И хотя эти
институты нельзя признать динамичным, интерес к проблеме безвестного отсутствия
граждан в последние годы заметно возрос.

Объект исследования
— отношения по поводу признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления
его умершим.

Предмет исследования
составляют нормы российского законодательства о признании гражданина безвестно отсутствующим
и объявления его умершим, практика их применения.

Цель курсовой работы
состоит в выделении особенностей и проблем правового регулирования признания
гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим.

Поставленная
цель предопределила постановку следующих задач:

1. Проанализировать
основания и цели признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления
умершим.

2. Охарактеризовать
правовые основы признания гражданина
безвестно отсутствующим и объявления умершим.

3. Рассмотреть нормативные правила
признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим.

4. Определить
последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления
гражданина умершим, а также последствия
явки гражданина, признанного отсутствующим или объявленного умершим.

5. Выделить
проблемы правового регулирования признания гражданина безвестно отсутствующим и
объявления умершим, наметить пути их решения.

Для
решения представленных задач будут использоваться следующие методы исследования: формально-юридический,
сравнительно-правовой, структурно-функциональный и иные специальные методы
исследования, а также общенаучные методы, такие как анализ, синтез, дедукция и
индукция, моделирование и др.

Теоретическая основа работы. Исследованию
институтов признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его
умершим.посвящено значительное число научных работ современных авторов. Среди
них А.В.  Пермяков, Л.И. Кулицкая, Н.А.
Цибизова и др. Эти работы наряду с материалами периодической печати стали
теоретической основой исследования.

Структура работы
определена целью и задачами исследования и включает в себя введение, основную
часть, разделенную на две главы и пять параграфов, заключение и список
использованных источников. [1] Иванова Ж.Б.,
Татаринова Л.Ф. Совершение нотариусом действий о признании гражданина безвестно
отсутствующим: история правового регулирования // Нотариус. 2017. N 5. С. 3. [2] Дорошенко Т.Н.,
Чикунова А.С. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление
гражданина умершим как институты гражданского права //BENEFICIUM. 2020. 1 (34).
С. 86.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Институты
объявления лица умершим и признания его безвестно пропавшим не следует
смешивать, они требуют разграничения в силу того, что обладают спецификой,
которая проявляется в сроках объявления гражданина умершим или признания его
безвестно отсутствующим, а также в последствиях обнаружения места пребывания
лица.

Институт
признания гражданина безвестно отсутствующим — это удостоверение в судебном
порядке факта длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного
жительства, если оказались безуспешными меры по установлению места его
пребывания и получению каких-либо сведений о нем.

Объявление
гражданина умершим — это факт установления судом не только безвестного
отсутствия лица, но и наличия обстоятельств, которые дают основание полагать,
что гражданина уже нет в живых.  Объявление гражданина умершим, по сути, представляет
собой презумпцию признания судом гражданина, умершим по основаниям отсутствия
данных о месте его постоянного жительства в течение срока, установленного
законом.

Институты безвестного отсутствия и
признания умершим представляют собой отдельные комплексы норм, предназначенных
для разрешения правовой ситуации, возникающей при длительной неизвестности
местонахождения физического лица. Они призваны обеспечивать защиту прав
безвестно отсутствующих, а также иных лиц, состоящих (состоявших) во
взаимосвязях различного рода с самим отсутствующим или предполагаемым умершим.

Институты
признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим носят
комплексный межотраслевой характер. При этом приоритет в их составе имеют нормы
гражданского и гражданского процессуального права.

С
учетом важности защиты прав безвестно отсутствующего, а также лиц, которые
находятся в различных правоотношениях с пропавшим без вести или предполагаемым
умершим, требуется подробно урегулировать порядок принятия решений о признании гражданина безвестно отсутствующим и
объявлении умершим.

 Согласно уже упоминавшимся нормам человека
могут признать безвестно отсутствующим, если уже год в месте его жительства о
нем нет никаких сведений, и где он находится, неизвестно. Если в месте
жительства гражданина нет сведений о его пребывании в течение пяти лет, то он
может быть объявлен умершим.  В случае
пропажи гражданина без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих
основание предполагать его гибель, объявление умершим может быть произведено
спустя шесть месяцев со дня несчастного случая или иных обстоятельств,
угрожавших смертью. В ГК РФ установлены разные сроки
для объявления гражданина умершим.

Рассмотрение
такого рода дел возложено на суды общей юрисдикции, при этом применяются
правила особого производства. Признание
гражданина безвестно отсутствующим влечет ряд юридических последствий,
рассмотренных нами в работе.   Основное
правовое последствие объявления гражданина умершим — его исчезновение как
субъекта права, при этом факт объявления гражданина умершим может иметь разные
правовые последствия.

Основаниями
для отмены решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим
являются: явка этого лица или достоверное обнаружение места его пребывания.
Последствием явки гражданина, объявленного умершим, является отмена судом ранее
вынесенного решения об объявлении его умершим, затем аннулируется запись о
смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.
Последствия явки гражданина, объявленного умершим, касающиеся судьбы принадлежавшего
ему имущества, различаются в зависимости от оснований приобретения этого
имущества другими лицами — безвозмездно или по возмездным сделкам.

При изучении институтов
признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим были нами выделены
проблемы:

отсутствие четкого
перечня заинтересованных лиц, которые имеют право подавать заявление по данной
категории дел;

 недостаточно регулирование вопросов
доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего и др.

Мы
согласны с теми авторами, которые предлагают подвергнуть вопросы безвестного
отсутствия и признания умершим детальному правовому регулированию, с этой целью
принять   соответствующий федеральный
закон.

Стоит сократить срок для признания гражданина умершим до трех лет,
вместо существующих пяти. Верховному Суду РФ
следует обобщить практику по такого рода делам и дать разъяснения по ряду
вопросов: — кто вправе обращаться в
суд с заявлениями по делам указанных категорий, а также кто из субъектов права
может стать наиболее очевидным заинтересованным лицом в таких процессах;

— уточнить требования,
связанные с оформление заявлений в порядке особого производства, а также
обобщить случаи оставления таких заявлений без движения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические и правовые основы признания гражданина безвестно отсутствующим
и объявления умершим

1.1.
Понятие, основания и цели признания гражданина безвестно отсутствующим и
объявления умершим

Гражданским
кодексом РФ (далее – ГК РФ)[1] предусмотрена возможность
признания гражданина безвестно отсутствующим (ст. 42) и объявления умершим (ст.
45).

Как
мы уже отмечали, институты объявления лица умершим и признания его безвестно
пропавшим не следует смешивать, они требуют разграничения в силу того, что
обладают спецификой, которая проявляется в сроках объявления гражданина умершим
или признания его безвестно отсутствующим, а также в последствиях обнаружения
места пребывания лица.[2]

Безвестное
отсутствие граждан — это институт законодательства, т.е. система норм, принадлежащих
разным отраслям права и регулирующих отношения, складывающиеся при безвестном
отсутствии граждан, а также в случае явки лица, признанного безвестно
отсутствующим.[3]

Конституционный
Суд в свое время указал, что институт признания гражданина безвестно
отсутствующим — это удостоверение в судебном порядке факта длительного
отсутствия гражданина в месте его постоянного жительства, если оказались
безуспешными меры по установлению места его пребывания и получению каких-либо
сведений о нем.

Данный
институт процессуального права имеет целью предотвращение как для самого
гражданина, о месте пребывания которого нет сведений в его месте жительства,
так и для других лиц, в том числе имеющих право на получение от него
содержания, для которых от признания гражданина безвестно отсутствующим зависит
реализация определенных социальных гарантий — негативных последствий такого
отсутствия в имущественной и неимущественной сфере.[4] [1]Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание
законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301. [2]Дорошенко Т.Н.,
Чикунова А.С. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление
гражданина умершим как институты гражданского права //BENEFICIUM. 2020. 1 (34).
С. 86. [3]Прицкер Э.В.,
Цыбизова Н.А. К вопросу о признании должников безвестно отсутствующими на
основании материалов судебных приставов-исполнителей // Российская юстиция.
2019. N 8. С. 56 — 59. [4] Определение Конституционного Суда РФ от 07.11.2013 N
1733-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Поштарук Аллы
Раисовны на нарушение конституционных прав ее несовершеннолетней дочери статьей
42 Гражданского кодекса Российской Федерации». Документ опубликован не был. // Официальный сайт Конституционного Суда РФ.
http://www.ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx.

 

Содержание:

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретическая
характеристика объявления гражданина умершим или безвестно отсутствующим…………………………………………………………………………………… 6

1.1. Основания для
объявления гражданина умершим…………………………… 6

1.2. Основания для
признания гражданина безвестно отсутствующим……. 9

1.3. Правовые последствия
признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим…………………………………………………………………. 10

Глава 2. Основы порядка
признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим…………………………………………………………………….. 17

2.1 Процедура подачи
заявления………………………………………………………. 17

2.2 Процесс судебного
разбирательства…………………………………………….. 21

2.3 Последствия при
обнаружении гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного
умершим……………………………………… 23

Заключение……………………………………………………………………………………….. 27

Список использованной
литературы…………………………………………………….. 29

  

Введение:

 

Все физические лица обладают определенным объемом правоспособности,
которая заключается в возможности иметь права и обязанности в различных
отраслях права. Гражданин выступает в качестве состоятельного субъекта в
гражданском праве, в  семейном, жилищном,
трудовом праве. Также может выступать участником процессуальных отношений. То
есть каждый гражданин в своей жизни реализует большое количество прав и
исполняет обязанности. Если по какой-то причине, гражданин отсутствует
длительное время в месте его жительства и не реализует принадлежащие ему права,
то такая ситуация может негативно отразиться на правовом статусе иных лиц и на
их интересах. В частности возникают проблемы, связанные с управлением
имуществом такого гражданина. Возникают проблемы также в реализации его прав и
обязанностей в семейных отношениях. В целом возникает правовая
неопределенность. Поэтому гражданское право предусматривает возможность
объявления длительно отсутствующего гражданина умершим или признания его
безвестно отсутствующим.

Актуальность исследования 
института признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим
заключается в том, что данный институт позволяет  более конкретно определить права и
обязанности гражданина, который по определенным причинам находится вне места
своего жительства и о нем никому ничего неизвестно. Такое длительное отсутствие
может пагубным образом отразиться на гражданско-правовых отношениях, в которых
участвовал данный гражданин, например  на
исполнении его обязательств, управлении его имуществом и т д. Таким образом
институт признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим предназначен
для установления правовой определенности в отношениях, в которых участвовал
указанный гражданин. Исследование оснований и порядка признания гражданина безвестно
отсутствующим либо умершим позволяет определить каким образом законодатель  регулирует 
правоотношения в случаях длительного отсутствия гражданина или его
предполагаемой смерти.

Данная правовая конструкция позволяет внести определенность в
гражданско-правовой оборот и также в отношения, регулируемые иными отраслями
права, в ситуации когда местонахождение человека неизвестно. При этом подлежат
защите права и интересы третьих лиц. Возможность признания гражданина безвестно
отсутствующим или объявления умершим  в
силу существенных правовых последствий такого факта возлагается только на суд.

Объект исследования — физические лица как субъекты гражданских
правоотношений.

Предмет исследования — правовые нормы, регулирующие порядок  признания гражданина безвестно отсутствующим
или объявления его умершим.

Цель исследования: изучить основания и процессуальный порядок
признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим.

Задачи исследования:

—  
проанализировать  основания
для объявления гражданина умершим;

— рассмотреть основания признания гражданина безвестно
отсутствующим;

— определить правовые последствия признания гражданина безвестно
отсутствующим или объявления его умершим;

—  
рассмотреть процедуру подачи заявления о признании гражданина
безвестно отсутствующим или объявлении умершим в особом судопроизводстве;

— определить особенности процесса судебного разбирательства ;

— охарактеризовать последствия явки гражданина, признанного
безвестно отсутствующим или объявленного умершим.

Нормативную основу исследования составляют Гражданский кодекс
Российской Федерации[1] (ГК РФ),
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации[2]
(ГПК РФ).

Теоретическую основу исследования составляют работы следующих
авторов: Треушников М.К., Смушкин А.Б., Белов В.А. и др.

Методологическую структуру работы составляют: логический,
системный, структурный и формально-юридический методы.

Структурно работа представлена введением, двумя главами,
заключением и списком литературы.  Первая
глава: «теоретическая
характеристика объявления гражданина умершим или безвестно отсутствующим» состоит из трех параграфов: «основания для
объявления гражданина умершим»,  «основания для признания гражданина безвестно
отсутствующим», «правовые
последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его
умершим». Вторая глава: «основы порядка
признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим» состоит из трех параграфов: «процедура
подачи заявления», «процесс
судебного разбирательства», «последствия
при обнаружении гражданина, признанного безвестно отсутствующим или
объявленного умершим». [1] СЗ РФ.-1994.- № 32.- ст. 3301. [2] СЗ РФ.-2002.- №
46.- ст. 4532.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотрев основные аспекты правового регулирования признания
гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим, можно
прийти к следующим выводам.

1. Процедура объявления гражданина умершим или признания безвестно
отсутствующим предусмотрена гражданским законодательством с целью  придания определенности гражданско-правовым и
иным видам правоотношений, в которых участвует гражданин, о котором нет
сведения в течение долгого времени. Если сведения о гражданине отсутствуют в
течение 5 лет, то он может быть признан умершим по решению суда.  Либо же по истечении 6 месяцев, если имеется  информация о том, что гражданин пропал при
угрожающих жизни обстоятельствах. По истечении года с момента пропажи он может
быть признан безвестно отсутствующим.

2. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его
умершим в судебном порядке это необходимая процедура в случае, если гражданин
отсутствует в месте своего жительства долгое время, или если есть основания
подозревать его смерть. В этом случае необходимо определить порядок
распоряжения его имуществом, определить семейный статус и т д. Для этого  данные факты и удостоверяются судом по
заявлению заинтересованных лиц. Юридическим последствием объявления гражданина
умершим является прекращение или переход к наследникам всех прав и
обязанностей, которые принадлежали ему как субъекту права, т.е. фактически это
такие же последствия, которые влечет смерть человека.

3. Основной проблемой в сфере признания человека безвестно
отсутствующим или объявления его умершим необходимо признать  фактическую сложность доказывания всех
обстоятельств, входящих в предмет доказывания. 
Поскольку требуется установить те факты, которые свидетельствуют о
безвестном отсутствии или о предполагаемой смерти человека. Также возникают
определенные проблемы при явке гражданина, признанного безвестно отсутствующим
или умершим, поскольку для восстановления его статуса требуется повторное
решение суда.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретическая характеристика объявления гражданина умершим или безвестно отсутствующим 1.1. Основания для объявления гражданина
умершим Для правоспособности характерны следующие отличительные признаки:
а)  правоспособность неотделима от
личности, человека нельзя ограничить в правоспособности или лишить ее; б)  на объем правоспособности не влияют гендерные
отличия, возрастные отличия, трудовая деятельность, гражданство, место
проживания, материальное состояние, а также другие обстоятельства; в)
правоспособность  непередаваема иным
лицам; г) правоспособность носит абстрактный характер, она предполагает наличие
любого комплекса прав и дает возможность участвовать в любых
правоотношениях.  Однако всеобщий
характер правоспособности характерен в большей мере для граждан.
Правоспособность же хозяйствующих субъектов можно ограничить, поскольку
возможность юридического лица быть носителем прав и обязанностей определяется
прежде всего целями его создания и деятельности.

В
качестве видов правоспособности можно выделить общую, отраслевую и специальную
правоспособность. Общая правоспособность предполагает возможность обладать
правами и обязанностями в целом для субъекта правоотношений. Отраслевая
правоспособность предполагает способность 
обладать правами и обязанностями в рамках одной определенной отрасли
права: гражданского права, трудового, уголовного и т д.   Отраслевой правоспособностью могут обладать
не все субъекты. Например, субъектами уголовно правовых отношений могут быть
только граждане. Специальная правоспособность предполагает способность быть

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы