Курсовая с практикой на тему Приобщение школьников к традициям русского народного костюма: с использованием в системе педагогического процесса павлово-посадских платков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Роль
приобщения к традициям народного костюма в системе формирования личности.. 8
1.1 Русский народный костюм как средство
патриотического воспитани8
1.2. Русский народный костюм как
средство эстетического воспитания15
1.3 Русский народный костюм как объект
художественного творчества20
Глава 2. Использование
русского народного костюма в системе педагогического процесса.. 27
2.1 Выбор методов и приемов
использования русского народного костюма в педагогическом процессе. 27
2.2 Практическое применение
выбранных методов.. 31
2.3 Практическое использование
павлово-посадских платков как средства педагогического процесса.. 41
Заключение. 47
Список использованной литературы… 50
Приложение 1.. 55
Приложение 2.. 62
Введение:
истории развития изобразительного и
прикладного искусства, его видами и жанрами, а также с теорией и практикой
различных видов прикладного и декоративного искусства составляет неотъемлемую
часть образовательного процесса детского творчества. школа, органично
сочетающаяся с изучением основ изящного письма, живописи, композиции и
скульптуры.
Эстетическая значимость общения детей
с произведениями народного творчества, с самим процессом создания необходимых и
полезных в жизни вещей, умением их создавать, важна для общего развития детей,
для привития им здорового нравственного начала, уважения. для работы, развития
художественного вкуса на лучших образцах этого искусства …
Дети любят работать с разнообразными
материалами, конструировать, делать вещи в практических целях. Обучение
декоративно-прикладному искусству органично сочетается с развитием
художественного вкуса и творческого воображения.
Изучение темы «Русский народный
костюм» в классе декоративно-прикладного искусства дает возможность решить
основные задачи обучения детей изобразительному искусству.
Русский народный костюм как
неотъемлемая часть народного творчества следует рассматривать как одно из
важнейших средств эстетического воспитания в формировании гармонично развитой
личности.
Русский народный костюм был одним из
устойчивых элементов материальной культуры. Как отмечают Н. М. Калашникова и Г.
А. Плужникова, в нем отражалась «не только этническая принадлежность и
географическая среда; в нем формируется уровень экономического развития,
социальное и имущественное положение, религиозная принадлежность. Костюм —
своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества
народа».
Изучая историю развития русского
народного костюма, у учащихся возникает чувство любви к Родине, к своему
народу.
В сегодняшней жизни почти исчезла
традиционная народная одежда. Однако в последнее время к нему проявляет большой
интерес молодые люди. Многие элементы народного костюма используются и
переосмысляются в современном дизайне костюмов.
Изучение специфики русского народного
искусства как особого вида художественного творчества, его многогранный анализ,
позволили рассмотреть русский народный костюм в единстве с традиционной
культурой народа, его историей, природным окружением, определить его роль. в
раскрытии творческой активности учащихся детской художественной школы на уроках
декоративно-прикладного искусства …
Исследования искусствоведов: А.В.
Бакушинский, И.Я. Богуславская, Г. Вагнер, В. Василенко В.С., Воронов, К.
Кирсанова, Н. Климова, М.А.Некрасова, Т. Разина и другие, имеет принципиальное
значение для раскрытия значения народного искусства, органической частью
которого является русский народный костюм.
Научное обоснование исследуемой
проблемы развития творческой активности у детей сформулировано ведущими учеными
в области общей, развивающей и педагогической психологии — Игнатьевым Е.И.,
Леонтьевым А.Н., Ломовым Б.Ф., Рубинштейном С.Л. и другими; в области дидактики
— Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М. Скаткин и другие; в
области психологии искусства — Л.С. Выготский, В.С. Кузин, Я.А. Пономарев, П.
Якобсон и другие.
При исследовании проблемы
формирования детского художественного творчества мы опирались на труды ведущих
ученых-педагогов в области теории и методики обучения изобразительному
искусству: Н.Н. Ростовцев, В. Кузин, Е.В. Шорохов, Т. Шпикалова,
Н.М.Сокольникова и др.
Основные закономерности искусства
костюма, его функции и особенности художественного построения были
сформулированы и раскрыты Р.М.Кирсановой, Г.С.Масловой, М.Н.Мерцаловой,
Ф.М.Пармон и др.
В своей работе мы учли новейшие
достижения в области обучения основам народного и декоративно-прикладного
искусства, отраженные в материалах Всероссийской научно-практической
конференции «Народное искусство: прошлое и настоящее».
На современном этапе красота и поэзия
русского народного костюма широко отражены в истории искусства, методической
литературе, программах и пособиях для школьных и дошкольных учреждений.
Анализ научно-методической литературы
по использованию русского народного костюма как объекта формирования детского
художественного творчества показал, что значение русского народного костюма как
объекта патриотического воспитания, как средства развития школьников,
недостаточно раскрыто.
Также приходится признать
недостаточность публикаций, содержащих практические советы для изготовления и
использования традиционного русского костюма учащимися школы.
Отмеченные противоречия включают, с
одной стороны, многогранное отражение своеобразия русского народного костюма
как вида народного и декоративно-прикладного искусства в научно-методической
литературе, с другой стороны, недостаточное использование русского народного
костюма. как объект патриотического воспитания.
Поэтому актуальна проблема научной
разработки содержания, форм и методов патриотического воспитания школьников
через русский народный костюм. Решение этой проблемы — цель нашего
исследования.
Цель исследования: определить
педагогические условия изучения русского народного костюма в школе
Объект исследования: процесс развития
творческой активности учащихся средствами русского народного искусства.
Предмет исследования: содержание,
формы и методы развитие творческой активности учащихся в процессе изучения
русского народного костюма.
Гипотеза исследования: воспитания
патриотизма учащихся школы в процессе изучения русского народного костюма может
быть эффективно реализовано при следующих условиях:
-учете возрастных, психологических
особенностей и возможностей детей при создании эмоциональной, личностно-ориентированной
среды на уроке;
-русский народный костюм
рассматривается как важное средство патриотического воспитания учащихся школы и
как составной компонент системы образования и эстетического воспитания;
-патриотическое воспитание
осуществляется как целенаправленный, системно-организованный процесс;
-практического использования русского
народного костюма, изготовленного учащимися, на уроках внеклассных занятиях
Задачи исследования:
1. Рассмотреть
русский народный костюм как
эстетическое, патриотическое воспитание
2. Рассмотреть
русский народный костюм как объект художественного творчества
3. Рассмотреть использование русского народного
костюма в системе педагогического процесса
4. Объяснить практическое использование
павлово-посадских платков как средства педагогического процесса
Методологическую основу исследования
составили: • Теоретические исследования по проблемам развития
художественно-творческой активности человека в процессе деятельности (Б.Г. Ананьев,
Д.Б. Богоявленская, JI.C. Выготский, Е.С. Громов, А.Н. Леонтьев, Б.С. Мейлах,
С. JI. Рубинштейн Н.М. Сокольникова и др.);
• Концепция понимания народного
искусства, законов его развития; теоретические положения искусствознания о
специфике народного искусства как типа художественного творчества; формах
бытования и развития народного искусства (А.В. Бакушинский, Г.К. Вагнер, В.М.
Василенко, B.C. Воронов, Ю.Я. Герчук, М.А. Некрасова, Ф.М. Пармон, Б.А.
Рыбаков, Т.Я. Шпикалова и др.).
• Теоретические труды по педагогике
искусства (Б.Т. Лихачев, Н.П. Сакулина, А. А. Унковский, Е.А. Флерина, В.Н.
Шацкая, Е.В. Шорохов и др.);
• Научные работы по проблемам
использования декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном
процессе (А.Д. Алехин, И.Б. Ветрова, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, Н.Н. Ростовцев,
В.В. Корешков, С.П. Ломов, В.Р. Мосина, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова, А.С.
Хворостов и др.);
Методы исследования. В процессе
решения задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы использовались
следующие методы:
• Теоретические — изучение и анализ
психолого-педагогической, методической, искусствоведческой, этнографической,
архивной и исторической литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость исследования
заключается в том, что:
• разработана и экспериментально
доказана действенность модели изучения русского народного костюма в школе, которая
позволит преподавателям школ повысить
эффективность патриотического воспитания средствами народного костюма;
• разработаны методические
рекомендации, направленные на воспитания патриотизма учащихся, которые могут
быть использованы для дальнейшего совершенствования учащихся.
Структура курсовой работы: введение,
две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Заключение:
Народный костюм, его колорит и
вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом,
настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать
утилитарную вещь в произведение искусства. Коллекции русского народного костюма,
хранящиеся в фондах музеев, открывают перед нами прекрасное народное искусство,
являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого
художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни
одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в
области национального народного искусства, как Россия. Многообразие форм и
образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности
элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно
вышивки — это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и
творческих идей для специалистов современного костюма. Сейчас фольклорный стиль
не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком
международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно
обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду. Так же
фольклорные коллективы выступают в национальных костюмах, демонстрируя нам всю
красоту и колорит русской одежды. Осваивая традиционную культуру посредством
изобразительного искусства, ребенок вовлекается в процесс познания материальных
ценностей, получает базовые знания о народной культуре, складываются
представления о духовном мире русского народа. У учащихся формируется способность
оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и
нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству,
миру в целом. Ведь в народной культуре материальный мир был тесно связан с
миром духовным (наделение вещей особенными свойствами, участие этих вещей в
обрядах и обычаях и др.). И главная задача педагогов — в условиях современной
ситуации в обществе, государстве сохранить и укрепить духовно-нравственное
отношение ребенка к миру. Существуют различные подходы к разработке рабочих
программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Задача
педагога составить программу, ориентированную на изучение народного костюма и
традиций русского народа в данном классе с учетом особенностей классного коллектива.
В общеобразовательной школе можно говорить о разноплановых показателях
отношения ребенка к изобразительному искусству, в частности к изучению родной
культуры. Поэтому очень важно педагогу знать каждого ребенка, делать усилия по
воспитанию в нем личности, закладывать основы нравственности и духовности,
будучи духовно сильным человеком. Как показало наше исследование, народная
культура несёт в себе огромный воспитательный потенциал. Особое место в её
арсенале занимает русский народный костюм, раскрывающийся как комплекс одежды,
отражающий собой отношение человека к окружающему социальному и природному
миру, к самому себе, к жизни. Вышесказанное определяет значение русского
народного костюма способствующего духовному наполнению личности, формированию
гармоничной картины мира, формированию лучших человеческих качеств. Как
известно, Россия — это многонациональное государство. Сегодня на ее территории
проживает более 150 этносов, принадлежащих к языковым группам различных
религиозных конфессий, национальностей, проживающих в различных регионах и
имеющих своеобразный уклад жизнедеятельности. И в российских школах обучаются
дети различных национальностей. Еще одной немаловажной задачей педагогов
изобразительного искусства при изучении народного костюма является сохранение
национальных традиций в их взаимосвязи и индивидуальности. Изучение одной
культуры не должно быть в ущерб другой.
Таким образом, воспитание
духовно-нравственного отношения личности к миру происходит постепенно, начиная
с рождения и на протяжении всей жизни. В семье закладываются основы
нравственности; Церковь способствует духовному развитию личности; в школе
формируются знания, умения, навыки, а самое главное заключено в воспитании
ребенка. Духовно-нравственное отношение педагога к личности каждого ребенка
порождает ответное отношение детей к педагогам, к окружающим, к миру. Каждый
гражданин нашей необъятной родины обязан помнить свою культуру. Изучение
народных традиций, народного костюма, быта, народных праздников — дело не
только профильных учебных заведений, учреждений дополнительного образования
детей, а это задача общеобразовательных учреждений. Закладывая эти основы в
школе, педагоги способствуют духовно-нравственному развитию молодого поколения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Роль приобщения
к традициям народного костюма в системе формирования личности
1.1 Русский народный костюм как средство
патриотического воспитания Патриотизм — это особая
направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями
которой являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и
суверенитета России, ее национальной безопасности, устойчивое развитие, долг и
ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных
принципов выше индивидуальных интересов и стремлений и выступая как высший
смысл жизни и деятельности человека, всех социальных групп и слоев общества, —
писал А.Н. Леонтьев.
Патриотизм — это сознательно и
добровольно принятая позиция граждан, при которой приоритет общества,
государство выступает не как ограничение, а как стимул для индивидуальной
свободы и условие всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание
патриотизма является базовым, и Концепция выступает в этом отношении как
направление для формирования и реализации данного типа социального поведения
граждан. Положение гражданина — одна из самых ярких черт русского национального
характера. Росийский патриотизм имеет свои особенности. Прежде всего, это
высокая гуманистическая направленность русской патриотической идеи; религиозная
терпимость; соборность и повиновение закону; общность как устойчивая склонность
и потребность россиян в коллективной жизни; особая любовь к родной природе.
Для патриотического воспитания
школьников важен опыт «народной педагогики», в основе которого труды признанных
учителей-классиков: Я.А. Коменский, К. Ушинский, А. Макаренко, В.А.
Сухомлинский, Виноградова Г.С.
Впервые термин «народная педагогика»
в отечественную практику ввел и развил К.Д. Ушинский. Он особо подчеркнул
важность воспитания в подрастающем поколении любви к Родине, человечности,
трудолюбия, ответственности. «Как нет человека без гордости, так и нет человека
без любви к Отечеству, и эта любовь дает образование верный ключ к сердцу
человека и мощную поддержку в борьбе с его дурными природными, личными, семейными
и родовыми наклонностями».[10]
Одним из первых определил «народную
педагогику» Г.С. Виноградов «… У людей были и есть известные идеи, взгляды на
жизнь, на воспитание и обучение подрастающих поколений, на известные цели и
задачи. их воспитание и обучение, известные средства и способы воздействия на
молодые поколения и т. д. в совокупности и их взаимозависимости и дают то, что
следует называть народной педагогикой» [9].
Виноградов Георгий Семенович —
выдающийся русский этнолог, фольклорист, языковед и педагог. Ученый в своей
работе "Народная педагогика" помимо всего прочего важную роль отводит
детскому творчеству. Приверженцем идей "народной педагогики" является
великий педагог XX века Василий Александрович Сухомлинский. В его трудах говорится
о бережном отношении к духовным сокровищам народа, решающими из которых он
считает традиции воспитания подрастающих поколений. Он культивировал среди
своих учеников трудовые традиции, в целях воспитательного воздействия
пропагандировал народное искусство и обрядность, обучал детей народным правилам
поведения. Обстановку, в которой общались дети вне школы, он стремился
приблизить к обстановке, в которой пребывали дети народа.
Во второй половине XX в. появилось новое направление
народной педагогики — "этнопедагогика". Её основатель, Геннадий
Никандрович Волков, дал ей определение как "науки об эмпирическом опыте
этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и
эстетических