Курсовая с практикой на тему Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни в условиях ДОО
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОО 7
1.1 Сущность и принципы здорового образа жизни 7
1.2 Основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста 10
1.3 Возрастные особенности формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 14
Выводы по главе 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1 Методы и организация исследования 20
2.2 Анализ результатов диагностического обследования 23
2.3 Методические рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизнь в условиях ДОО 26
Выводы по главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Актуальность. Здоровый образ жизни – это поведение, стиль, который способствует сохранению, укреплению и восстановлению здоровья данной популяции.
Здоровый образ жизни – это не только медицинская, но и социально-экономическая категория, которая зависит от развития производства и производственных отношений.
Здоровый образ жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.
К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, а также поведение, которое направленно на борьбу с вредными привычками, влияющими на здоровье.
Повышение защитных свойств организма включает в себя:
оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха, рациональное питание, оптимальную двигательную активность, физическую культуру, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, медицинскую активность и динамическое слежение за собственным здоровьем, а так же позитивное экологическое поведение.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.
Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.
Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Применительно к детям необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда ребенок самостоятельно может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности.
Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребенок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение. При этом, должно наблюдаться тесное взаимодействие между дошкольным учреждением и семьей в данном направлении.
В настоящее время в современном дошкольном учреждении наблюдается потребность в модернизации и улучшении качества процессов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Данный аспект стал актуальным для педагогов, так как идет активное развитие общества и растет объем информации и знаний, которыми должен обладать дошкольник. Исходя из этого, появляется потребность в поиске новых методов и средств обучения и воспитания, которые будут эффективными для детей и педагогов, а так же, которые будут отвечать современным требованиям образования.
В каждом дошкольном образовательном учреждении воспитатели используют различные стратегии развития дошкольников, выбирая из них самые эффективные и интересные для детей.
Процессы обучения и воспитания не стоят на месте, а постоянно двигаются вперед и совершенствуются.
Следует отметить, что дошкольный возраст ребенка является основным, так как именно в этот период идет полноценное развитие всех сфер, как психических, так и физических. Происходит формирование различных качеств, способностей личности, а затем поэтапное их развитие. Именно в этом возрасте детям нужна помощь педагогов в процессе обучения и воспитания.
Педагоги дошкольного учреждения ставят перед собой цель – организацию оптимальных условий для своих воспитанников, в которых будет происходить полноценное и качественное психическое и физическое развитие.
Исходя из этого, тема формирования здорового образа жизни у дошкольников является актуальной.
Проблема исследования: в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны формирования здорового образа жизни детей в конкретных видах деятельности, но узко освещается процесс приобщения дошкольников к здоровому образу жизни в условиях ДОО, поэтому мы планируем подробно осветить данный аспект в нашей работе.
Цель исследования: изучить процесс приобщения дошкольников к здоровому образу жизни в условиях ДОО.
Объект исследования: здоровый образ жизни у детей школьного возраста.
Предмет исследования: приобщения дошкольников к здоровому образу жизни в условиях ДОО.
Задачи:
-изучить сущность и принципы, а так же основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста;
— рассмотреть возрастные особенности формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста;
— провести эмпирическое исследование по выявлению уровня знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста;
— по результатам исследования предложить методические рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизнь в условиях ДОО.
Методологическую основу исследования составляют:
— фундаментальные положения по вопросам формирования нравственного сознания
(К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон и др.);
— теоретические положения о системном подходе
(Л.И.Анцыферова, Э.А.Голубева, Б.Ф.Ломов, Н.И.Рейнвальд, В.Д.Шадриков и др.);
— положения о деятельностном подходе и его основополагающем принципе связи сознания и деятельности
(А.В.Брушлинский, Б.С.Гершунский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Л.И.Новикова, В.В.Столин и др.);
— концептуальные идеи личностно-ориентированного подхода к организации педагогической деятельности
(В.П.Беспалько, Е.В.Бондаревская, П.ПБлонский, А.Н.Лурия, М.И. Шилова, И.С.Якиманская и др.).
Для решения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы работы:
— анализ научной литературы по проблемам исследования;
— эксперимент;
— обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования.
Работа включает в себя введение, две главы, в которых раскрываются основные вопросы, касающиеся вопросов формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Заключение:
Здоровый образ жизни в настоящее время является актуальным для каждого человека любого возраста. Именно данный аспект помогает нам сохранять свое здоровье, а так же приумножать его. ЗОЖ следует формировать с детства.
Здоровый образ жизни дошкольника – это то, что поможет взрослеющему ребенку не только на текущем этапе, но и в будущем.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников – это задача педагогов и родителей. С раннего возраста дети учатся у них всему: не ходить или говорить, а образу жизни в целом. Школа, кружки и секции являются помощниками в воспитании.
Чем более здоровый образ жизни ведет семья, тем здоровее и дети, которые в ней вырастают.
Формирование ЗОЖ можно осуществлять, используя различные методы и средства. Так же большое значение для этого имеет работа с родителями, консультации по теме.
Во второй главе нашей работы мы провели эмпирическое исследование по теме, результаты которого показали, что 5 детям из 10 испытуемых требуется помощь в формировании знаний о ЗОЖ.
Данная работа должна проводиться педагогами, поэтому следует осуществлять целенаправленную педагогическую работу в ДОО.
В пункте 2.3 нашей работы мы представили методические рекомендации
по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизнь в условиях ДОО.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОО
1.1 Сущность и принципы здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни человека с целью профилактики болезней, а также укрепления здоровья – это понятие однозначно ещё не определено [2;56].
Для представителей философско-социологического направления здоровый образ жизни в современных условиях является глобальной социальной проблемой, которая составляет часть жизни всего общества в целом.
Здоровый образ жизни – это развития жизнедеятельности человека. Достижения человеком долголетия и полноценного выполнения социальных функций, и активного участия в общественной, трудовой, семейно-бытовой формах жизнедеятельности.
Значимость здорового образа жизни вызвана изменением в возрастании нагрузок на человека, усложнением общественной жизни. В биологическом смысле – это речь о возможностях человека адаптироваться к воздействиям окружающей среды и изменениям внутренней среды.
Основы здорового образа жизни – это рациональное и правильное питание, физические нагрузки, минимум 8 часов сна, нормальные бытовые условия и семейные отношения.
Жизнь и здоровье людей во многом зависит от социальных факторов, поэтому состояние здоровья человека нужно рассматривать с биологической стороны, обязательно учитывая при этом социальное благополучие.
Здоровый организм вряд ли сможет выдержать нагрузки, с которыми ему приходиться сталкиваться ежедневно. Всеобщая дозволенность и потеря ценностей в обществе уже приносит свои плоды. С каждым днем уровень наркомании и алкоголизма среди подростков до 14 лет увеличивается.
СМИ рекламируют различные шоу, как результат у всех подростков сложился стереотип о жизни: машина, бутики, выпивка, вечеринки [3;92].
Такой образ жизни ведет к деградации нации. Не последнюю роль на состояние здорового образа жизни влияют и положительные эмоции.
В основы здорового образа жизни входят такие понятия как [5]:
• Воспитание здоровых привычек и навыков с раннего детства;
• Безопасная и благоприятная окружающая среда, знания о влиянии предметов на здоровье;
• Отказ от вредных привычек – употребления алкоголя, курения, употребления наркотиков;
• Умеренное питание – подходящее физиологическим особенностям человека, знание о качестве употребляемых продуктов;
• Физически активная жизнь – физические упражнения, соблюдая возрастные и физиологические особенности;
• Соблюдение правил общественной и личной гигиены.
Рассмотрим принципы здорового образа жизни [3;214].
1. Здоровый образ жизни должен нравиться
К использованию здорового образа жизни вы должны прийти самостоятельно, а не под чьим-то давлением, иначе это будет вредный здоровый образ жизни, который будет вас вгонять в депрессию, злить и раздражать. Так как одной из составляющих ЗОЖ является душевная гармония, то если это вам не нравится – не мучайте себя.
2. Отсутствие вредных привычек
Конечно же, это знает каждый ребенок, что главное правило здорового образа жизни — отказ от вредных привычек. Кроме курения и употребления наркотиков, к вредным привычкам относится и чрезмерное времяпровождение за компьютером.
Что касается времяпровождения за компьютером, то пользуйтесь компьютером не более 30 минут в сутки для детей. Как бы это странно не звучало, а компьютер очень отрицательно воздействует на организм и на нашу нервную систему. Как можно меньше старайтесь использовать компьютер. Прослушивание музыки и просмотр фильмов осуществляйте на DVD проигрывателе.
3. Режим дня
Следующим этапом здорового образа жизни является установка правильного режима дня. В первую очередь это здоровый и полноценный сон. Сон – это очень важная составляющая часть здоровья и полноценного функционирования человека. Старайтесь ложиться спать до полуночи, а сама продолжительность сна должна быть 6-8 часов. Ни в коем случае не пренебрегайте своим сном, иначе это негативно скажется на вашем здоровье. Начинайте свой день с небольшой утренней зарядки, после чего обязательно примите душ. Приём пищи осуществляйте в одно и то же время. Одним словом, старайтесь спланировать день таким образом, чтобы он имел свой режим.
4. Правильное и здоровое питание
Питание это одно из главных формирований здорового образа жизни. Большинство наших недугов происходят от неправильного питания.
Тут стоит отметить, что помимо питания очень важно и то, какую воду мы пьём. Откажитесь от газированных напитков с красителями, продающихся готовых чаёв и соков с консервантами.
5. Физическая активность
В здоровый образ жизни обязательно входят следующие составляющие [15]:
— Правильное и качественное питание;
— Занятия физкультурой, спортом;
— Равномерное сочетание умственных и физических нагрузок;
— Адекватные возрасту эмоциональные нагрузки;
— Соблюдение режима труда и отдыха.
В зависимости от того, какой образ жизни ведет индивид, состояние его здоровья может сохраняться, укрепляться или ухудшаться. У человека, ведущего ЗОЖ, как правило, биологический возраст соответствует паспортному, а у того, кто не бережет свое здоровье, он опережает хронологический возраст.
Основы здорового образа жизни следует формировать в детском возрасте, для того, чтобы это стало частью жизни ребенка в будущем.
1.2 Основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Здоровье – это главная ценность любого человека. Хорошее крепкое здоровье позволяет добиваться многих серьезных целей, в то время как слабое здоровье вынуждает его обладателя тратить значительную часть своей жизни на лечебные и восстановительные процедуры [11].
Поэтому для того, чтобы обладать хорошим здоровьем, нужно вести здоровый образ жизни. Для этого с раннего детства нужно учить правильному отношению к своему здоровью, формировать у детей, особенно школьников здоровый образ жизни. Педагогам и особенно родителям нужно следить, чтобы формирование здорового образа жизни у дошкольников протекало правильно.
Что подразумевается под здоровым образом жизни? Как правило, в данном случае речь идет о правильном питании, занятиях физическими упражнениями, закаливании, соблюдении режима дня, соблюдении норм гигиены и отказ от вредных привычек.
Психоэмоциональное состояние ребенка так же влияет на его физиологическое состояние, которое зависит от умственных установок состояния. Следующие аспекты здорового образа жизни:
1) Положительное эмоциональное самочувствие. Это психогигиена, ребенок должен уметь справляться со своими эмоциями, трудными ситуациями.