Курсовая с практикой на тему Принятие христианства и его воздействие на государственное и общественное устройство Киевского государства.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЧИН И СУЩНОСТИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В ДРЕВНЕЙ РУСИ 5
1.1. Религиозные реформы Князя Владимира и причины принятия христианства 5
1.2. Сущность процесса христианизации Руси 12
2. АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РАЗВИТИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ 16
2.1. Воздействие христианизации на систему государственного управления и политическое развитие 16
2.2. Социально-культурное и нравственное значение принятия христианства на Руси 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Любой эпохе необходимо собственное осмысление истории родного Отечества в тесной связи с мировой историей.
История – это главнейший способ самоидентификации социума, способ «ориентации» граждан в общественном пространстве.
Крещение Руси – исторически значимое событие не только отечественного, но и мирового значения. Это – результат сложных и долгих культурных, общественно-политических, экономических, процессов, в которых Древняя Русь представлена в ее широчайших международных взаимоотношениях. Крещение Руси как научный аспект крайне сложна, и ее разностороннее изучение предусматривает совместные усилия историков, литературоведов, философов, религиеведов, искусствоведов и этнографов: точка зрения ученых неоднозначна как касаемо самого акта крещения, так и его долгосрочных духовных, социально-политических и культурных результатов.
Христианство, всегда двуединое – западное и восточное, представленное после церковного раскола 1054 г. двумя церквами – католической (западной) и православной (восточной), имеет особенности, предполагаемые отличительными характеристиками генезиса, распространения и утверждения его в роли главенствующей религии на Востоке и Западе. Специфика восточного и западного христианства проявляются в рамках его общего вида как мировой религии. Например, значительный интерес вызывают судьбы восточного христианства, его воздействие на общественно-культурное развитие России.
Актуальность выбранной темы обусловлена также тем, что крещение Древней Руси не только освещает нам далекое прошлое, но и раскрывает ряд современных проблем, напрямую соотносимых с существованием религии, ее значимости в социальной жизни для каждой отдельной исторической эпохи. Поэтому именно сейчас будет важно исследовать первопричины возникновения, массового внедрения и значения христианства на Руси.
Целью данной работы является рассмотрение процесса христианизации Руси и анализ воздействия данного процесса на дальнейшее развитие государства.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
— изучить причины принятия христианства на Руси;
— охарактеризовать сущность процесса христианизации;
— проанализировать воздействие принятия христианства на различные сферы жизни государства и общества Киевской Руси;
— на основании проделанной работы сформулировать соответсвующие выводы.
По вопросам крещения Руси, выбора между христианством и язычеством издано множество работ, научных статей и книг. «Введение христианства на Руси» Институт философии АН СССР; под ред. А.Д.Сухова – научный труд, вызывающий интерес тем, что аспект христианизации исследуется в рамках марксистского подхода. В ней изложены как иллюстративный материал, так и письменные исторические источники.
«Лекции по русской истории» С.Ф.Платонова, «Об истории древней России». Соловьева С. М. — излагаются как обзорный материал и помогают комплексному уяснению изучаемого материала.
Использованная нами в данной работе литература в большинстве своем имеет обзорный характер, но ее объединяет то, что в ней излагается как сам факт крещения Руси — необходимый этап цивилизации общества, так и его историческая значимость.
Структура работы обусловлена поставленными в ней задачами и включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Внедрение монотеистической религии создало предпосылки для усиления великокняжеской власти, уничтожения «дофеодальной раздробленности», существующей на Руси вплоть до конца Х в., когда в некоторых восточнославянских землях существовали самостоятельные князья под эгидой Киева.
Христианство оказало значительное влияние в идеологическом обосновании необходимости власти киевских князей. «С момента крещения на князя «взирает… всемилостивое око благого Господа». Князя сажает на престол сам Господь».
Крещение Руси стало важнейшим периодом в развитии ее культуры. Во многих аспектах древнерусская культура обрела принципиально новые характеристики и специфику. Подобно тому, как христианизация Руси стала критерием, значительно ускорившим формирование единой древнерусской народности из восточнославянских племен с их особенными культами, христианство дало возможность и консолидации древнерусского сознания — как государственного, так и этнического.
Кроме того, необходимо отметить, что христианство, внедрив на Руси славянскую письменность, не могла не укрепить и сознание общности происхождения славян и славянского единства. Осознание этой общности зачастую переплеталось с древнерусским этническим самосознанием.
С распространением христианства на Руси появилась и литература. Славянская письменность возникла в Киеве и иных русских центрах раньше, но в период до конца Х в. Не была широко востребована. И только в XI в., в основном со периода правления Ярослава Мудрого, создается древнерусская литература. И здесь значение христианской церкви было велико. Значительная часть ранних древнерусских писателей вышла из христианской среды, которая находилась в тесной связи с Византией и Болгарией.
Однако важнейшим последствием внедрения христианства считается то, что оно стало сильнейшим стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через Византию из глубины столетий в Древнюю Русь повсеместно стало внедряться и воздействие мировой цивилизации, в том числе культура и знания античного мира и Ближнего Востока.
Не менее важные последствия принесло христианство и в область просвещения. Киевская Русь сразу после крещения обрела письменность на славянском языке. Уже при князе Владимире была предпринята попытка создания школы. Ученики были насильно выбраны из детей «народной чади», то есть верхних слоев дворни.
Крещение очень сильно повлияло и на культурную жизнь государства, к примеру, на развитие техники в Киевской Руси под воздействием греческого христианства. В земледелии оно отразилось в огромном повышении качества техники огородничества.
Еще более очевидно воздействие византийского христианства в сфере строительной техники. Каменную стройку в Киеве освоили на примере церквей, возводившихся по приказу князей греческими зодчими. От них стали известны технические приемы кладки стен, выведения сводов и купольных покрытий, применения колонн или каменных столбов для их опоры и так далее. Такое же воздействие оказало внедрение христианства на развитие ремесел.
Крещение Руси привело ее не только в семью христианских славянских государств, но и в общем в систему христианских стран Европы, с их культурным развитием. Русь приобрела значительные выгоды от союза с Византией, однако наряду с этим Руси и в потом приходилось постоянно сопротивляться политическим и церковным поползновениям Византийской империи, желающей подчинить Русь себе. Однако, Владимир, креститель Руси, считал свою державу полноправной среди других христианских государств мира.
Фрагмент текста работы:
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЧИН И СУЩНОСТИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В ДРЕВНЕЙ РУСИ
1.1. Религиозные реформы Князя Владимира и причины принятия христианства
В 988 г. при Владимире I христианство на Руси было утверждено как государственная религия. Зародилось это, в соответствии с «Летописью временных лет», с появления в Киеве посольства волжских булгар, «веры бохмиче», то есть мусульман, якобы предложивших Владимиру стать последователем Мухаммеда. Мусульмане соблазняли князя возможностью узаконить многоженство, однако узнав, что эта религия налагает запрет на свинину и вино, Владимир заявил: «Руси есть веселие пить, не можем без того жити!» Однако князь киевский Владимир озадачился важностью принятия какой-либо монотеистической религии, в основе своей увеличивающей власть единого государства. Это было нужно еще и потому, что подобные религии уже были приняты практически во всех соседствовавших с Русью государствах.
Вместе с тем Владимир искал веру, которая способна усилить власть государства. Византия представляла собой пример не только лишь внутренней устойчивости, она была сильнейшей державой, проводившей эффективную политику как на Западе (на Балканах), так и на Востоке, против арабов. Полномочия императора были практически неограниченны ничем, и греческая церковь их только поддерживала. Так же, эта церковь, в противовес римской, была, в сущности, включена в обще-социальную систему и абсолютно зависела от правителя.
Проблема «выбора веры» представляется крайне важной, так как от решения данного вопроса во многом зависел весь дальнейший ход русской истории.
В соответствии летописной легендой, к князю в Киев явились сподвижники трех монотеистических религий: ислама, христианства и иудаизма. Как уже упоминалось выше, Владимир ислам отверг. Обещания Магометова рая и благоухающих гурий соблазнило воображение сластолюбивого Владимира; однако обрезание представилось ему ненавистным обрядом и запрет вино пития — уставом бессмысленным.
«Вино, — говорил он, — есть введение для русских; не можем быть без него». «Веселие Руси есть питие, без пития Руси не бытии»,- так, будто бы, ответил он на предложение мусульман. Иудаизм он отверг из-за того, что евреи не имели собственного государства, и в итоге были рассредоточены по всей территории Земли. Послушав иудеев, он спросил, где их Родина. «В Иерусалиме», — ответили проповедники, — но Господь во гневе своем расточил нас по землям чуждым». «И вы, караемые Богом, дерзаете учить других?»- спросил князь. «Мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества». Отверг князь и предложение, выдвинутое посланниками папы Римского, опираясь на то, что и его бабка не принимала католичество. Посланники немецких католиков соблазняли его величием незримого Вседержителя и ничтожности сотворенных идолов. Владимир ответил им: «Идите обратно». Предки наши не принимали веры от папы.