Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Принципы воспитания: история их взаимодействия и проблемы реализации в современной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения принципов воспитания в педагогической науке 5

1.1. История зарождения и развития принципов воспитания в науке 5

1.2. Сущность и характеристика основных принципов воспитания, и их значение в современной педагогической науке 9

1.3. Особенности реализации принципов воспитания в практике работы общеобразовательной организации 13

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 18

ГЛАВА 2. Практика использования принципов воспитания в современной школе 20

2.1. Особенности использования принципов воспитания учителем на уроке 20

2.2. Реализация принципов воспитания в системе воспитательной работы школы во внеурочное время 24

2.3. Изучение опыта учителя (Литвинова Олега Андреевича, ГБОУ школа Спектр) по реализации принципов воспитания в работе с обучающимися 28

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

  

Введение:

 

Испокон веков главной целью образования – школ, университетов, колледжей, училищ – было постепенное обучение детей и молодежи, внедрение в них необходимого багажа знаний и опыта, помощь в социализации и в привыкании к труду, который будет сопровождать их большую часть жизни. По ходу жизни человек, обучаясь в том или ином образовательном учреждении, должен учиться тому, что позволит ему раскрепоститься в сфере рабочей деятельности, почувствовать себя в той или иной профессии. Он должен знать, как работать, где работать и что использовать в своей будущей работе, какие «ресурсы» он может предложить.

Все это, безусловно, важно и традиционно. Но не стоит забывать, что помимо обучения образование осуществляет и воспитание детей. Их не просто нужно подготовить к будущей профессиональной деятельности, их нужно развить как индивидуальностей, личностей, со своими интересами, взглядами и мнениями. Ребенку необходимо помогать адаптироваться в коллективе, искать себя в каких-либо сферах деятельности и во взаимоотношениях с людьми, становиться опытнее, самостоятельнее и мудрее. Главное – раскрыть в нем его внутренний мир, развить чувство и собственное понимание духовности, сформировать моральный облик.

Воспитание, как и любая другая некая система, имеет в своей структуре принципы, его реализующие. Так, под принципами воспитания понимаются основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека, отражающие актуальные идеалы и тенденции общества, уровень его экономического развития и, соответственно, требования к воспроизводству конкретного типа личности. Принципы воспитания, по сути, определяют стратегию, цели, содержание, методы и формат взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного процесса.

Принципы воспитания верны и важны потому, что они соответствуют внутренним закономерностям самого понятия воспитания, отражающим объективные потребности общественной жизни, социальную сущность и естественную природу человека. Без принципов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Принцип – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. И проблема отсутствия систематизированных и практически значимых и эффективных принципов как никогда актуальна для современной образовательной сферы жизни общества.

Соответственно, целью данной исследовательской работы является определение сущности, значения, перспектив развития и недостатков принципов воспитания в рамках современной школы.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. Изучение истории зарождения, становления и развития принципов воспитания;

2. Анализ сущности и структуры, классификации принципов воспитания;

3. Определение значения и роли принципов воспитания в современных обществе и образовательной системе и специфики их реализации в данных условиях;

4. Анализ особенностей применения принципов воспитания учителем на уроке;

5. Изучение процесса реализации принципов воспитания во внеурочной воспитательной деятельности;

6. Анализ реализации принципов воспитания на практическом примере.

Объектом исследования выступает система воспитания и его принципы, в неё входящие.

Предметом исследования является реализация принципов воспитания в тех или иных условиях и обстоятельствах образовательной сферы (урок, внеурочная деятельность, воспитательная работа).

К методам исследования относятся анализ научной литературы, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, а также библиографический метод и эмпирические методы исследовательской работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основе всего ранее изученного и проанализированного можно сделать весьма логичные и целесообразные выводы.

Принципы воспитания являют собой некий гештальт, «скелет» педагогической деятельности и образовательного процесса. Учитель должен создавать условия не столько для необходимой подачи учебного материала, сколько для раскрытия в детях важных личностно-профессиональных черт – мотивации, целеустремленности, уверенности, ответственности, работоспособности и трудолюбия, самостоятельности, интереса к познанию и пр. В ходе обучения ребенок должен воспитываться таким образом, чтобы он не только посредством помощи учителя, но и при собственных усилиях и собственной самостоятельной деятельности добился личностного становления, формирования и дальнейшего роста.

Однако современное образование, безусловно, грешит отсутствием принципов воспитания как некоторого порядка организации образовательно-воспитательного процесса. Грубо говоря, каждый учитель полагается на свои компетентность и педагогические взгляды, подходы, но это, в сущности своей, является, наоборот, некоторой некомпетентностью, непрофессиональностью. Это не вина учителей (по крайней мере, в большинстве случаев): не они ответственны за то, что «верхи» педагогики не посчитали нужным заложить основы принципов воспитания как систему.

Потому важно сперва создать целую систему методов, приемов и средств, а также примерную организационную структуру, направленную на последовательную и качественную реализацию необходимых принципов воспитания. Тогда процесс обучения вернется к своим истокам – дети начнут не только обогащаться знаниями, умениями и навыками в рамках теории преподаваемых учебных дисциплин, но и практиковаться с ними в действительности, в социуме и оптимальных социально-культурных условиях.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.

Теоретические основы изучения принципов воспитания в педагогической науке

1.1. История зарождения и развития принципов воспитания в науке

Сперва необходимо определить понятие самого термина «воспитание» в педагогической науке.

Воспитание представляет собой процесс обучения, обеспечения и защиты детей с целью поддержания их правомерного и «здорового» развития в жизни [9]. Воспитанием чаще всего занимаются родители, родственники или те или иные опекуны, однако оно применяется и в образовательных целях со стороны педагогов. Учитель не просто должен преподать свой материал ученикам, таким образом внедряя в них основу знаний и умственного развития, но и подтолкнуть школьников к освоению своего внутреннего мира, к глубокому взгляду на окружающую действительность и все её составляющие факторы, обстоятельства. Для них это необходимо, особенно в условиях наращивающей темпы социализации, позволяющей ребенку расти как личность – как минимум, в идеальном понимании, когда ребенок не запускается родителями и самим педагогом и не попадает в зону личностной деградации уже с ранних лет.

Воспитание, как становится ясно, все же тесно связано с педагогикой, и потому важно проследить его становление и развитие в контексте зарождения и исторического прогресса данной науки.

Образование и педагогическая наука в целом насчитывают множество тысячелетий в истории. В процессе собственной эволюции педагогика преобразовалась из разделенных между собой идей, взглядов, теорий и пр. в целостную науку. Но история педагогики включает в себя неоднозначный процесс – развитие воспитательно-образовательных институтов. Изучение истории образования и педагогических учений — важное условие формирования общей и педагогической культуры будущего специалиста, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики образования и воспитания и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

Термин «педагогика» возник в Древней Греции (V–IV вв. до н. э.). В буквальном смысле греческое слово «пейдагогос» (греч. paidagogos – pais (paidos) дитя + agо – веду, воспитываю) означает детоводитель (детовождение). Древние греки педагогом называли раба, которому поручалось водить детей своего господина в школу или сопровождать во время прогулки. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила название наука о воспитании и обучении – педагогика [8].

Несмотря на то, что педагогические задачи и проблемы волновали умы известных современному обществу мыслителей с глубокой древности, педагогика выделилась в самостоятельную науку не сразу. Вплоть до начала XVII в. она развивалась в рамках философии. В 476 году Римская (Западная) империя попала под натиск германских племен. Эта дата является отправной точкой европейского средневековья. Важнейшим фактором, который укрепил западноевропейскую цивилизацию и определил специфику философско-педагогических взглядов этой эпохи, было христианство [8].

Особое значение в понимании образования имела трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу XI века (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). Доминирование феодалов и духовенства было характерно для этой эпохи; церковь действовала как идеологический оплот общественной жизни [8].

В этот период сформировалась следующая система воспитания и образования, а точнее система тех институтов, что их реализовывала [8]:

1) Церковные школы;

2) Рыцарские школы;

3) Городские школы;

4) Университеты (высшие школы).

В эпоху Возрождения, с крахом феодализма и зарождением буржуазного общества, педагогическая мысль получила дальнейшее развитие в трудах мыслителей Возрождения. Этот период характеризовался расцветом науки, литературы и искусства (Коперник, Тициан, Леонардо да Винчи). Зародилась новая педагогика (как сочетание мысли и практики), но она еще не была самостоятельной наукой [8].

Педагогические идеи выражены все-таки и в литературе. Во взглядах на обучение и воспитание шла борьба между схоластами и гуманистами. Гуманистические идеи воспитания были выражены в Италии Витторио де Фельтре (1378-1446), во Франции – Франсуа Рабле (1494-1553), в Англии – Томасом Мором (1478-1535). Взгляды на образование последнего выражались в равенстве образования для всего населения (и мужчин, и женщин, разумеется), широком применении визуализации (для нас – наглядности) в обучении, обучении на родном языке, изучении новых предметов, в особенности естествознания, геометрии, арифметики и музыки, сочетании умственного труда с физическим, трудовом воспитании, борьбе с паразитизмом и пр. [1]

Наиболее выдающиеся деятели этого периода отстаивали ряд педагогических идей, которые были оригинальными и прогрессивными для своего времени. Они критиковали средневековую схоластическую философию и механический метод забивания, выступали за гуманное отношение к детям и освобождение личности от феодального гнета и религиозного аскетизма [1].

Я. А. Коменский в своей книге «Великая дидактика» заложил основы науки в учебном процессе. В нем он призвал «учить всех всему» (идея всеобщего обучения), чтобы начать обучение на родном языке, а не на латыни. Коменский обосновал принцип соответствия воспитания природе в целом (макрокосм) и природе ребенка (микромир), сформулировал систему принципов дидактики, а также уделил большое внимание нравственному воспитанию детей [1].

Я. А. Коменский считал учителя очень важным и считал педагогическую работу наиболее почетной. Учитель в его идеях и мыслях должен быть честным, активным, упорным, образованным; он должен быть образцом, примером для подражания. Каждый учитель должен любить и детей, и свою работу в целом. Мало того, Коменский представлял организацию учебного процесса в виде содержания учебного года, школьных каникул, четвертей, осеннего начала учебы, классной системы и пр. [1]

В XVIII – начале XIX вв. существенные изменения произошли в содержании классического образования. В гимназиях, которые продолжали концентрироваться на древнегреческом идеале гармонично развитой личности, статус математики был равен статусу древних языков; дисциплины, такие как родной язык, история, география и естественные науки были расширены [8].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы