Коммерческое право Курсовая с практикой Юриспруденция

Курсовая с практикой на тему Принципы торгового (коммерческого) права

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Понятие и общая характеристика принципов коммерческого права 5
Глава 2. Принципы коммерческого (или торгового) права 11
2.1. Понятие принципов коммерческого права 11
2.2. Общая характеристика принципов коммерческого права 14
2.2.1. Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела 16
2.2.2. Принцип неприкосновенности собственности 18
2.2.3. Принцип свободы договора 21
2.2.4. Принцип свободного перемещения товаров на территории РФ 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31

 

  

Введение:

 

Коммерческое право – это одно из отраслей права, регулирующее коммерческую или торговую деятельность. Оно так же считается подотраслью гражданского права. Гражданское и коммерческое право регулируют похожие между собой отношения. Коммерческое право занимается регулированием торгового оборота, а он в свою очередь является частью имущественного оборота.
При существующем развитии товарного рынка в России, приходит необходимость обособления коммерческого права и выделение его, как самостоятельной отрасли права, а не подотрасли гражданского. Именно наличие коммерческого права, как самостоятельной отрасли, существующей наряду с гражданским правом, позволяет отнести страну к государству с развитой рыночной экономикой.
Ранее в правовой литературе предпринимательское, хозяйственное, торговое и коммерческое право отождествлялись. Однако, в наше время в связи с принятием государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, предусматривающее в качестве обязательной учебной дисциплины «коммерческое право», развитием самого предпринимательства, возникла проблема, требующая безотлагательного решения, — формирование и завершение всей системы и структуры коммерческого права.
Большое количество научных исследований и учебной литературы, не раскрывают в полной мере важные вопросы коммерческого права, даже учитывая то, что они имеют большую общественную значимость. Более детально проработанные нормы коммерческого права способствовали быболее эффективному развитию экономики в стране. Определение коммерческого права в ряды специальной и отдельной научной и учебной дисциплины в рамках предпринимательского права заставляет нас обратить внимание на особенности коммерческого оборота товаров. В рассматриваемой сфере отношений, законодательство РФ имеет свои недостатки и пробелы. Тем самым, можно отметить, что данная курсовая работа на тему: «Коммерческое (торговое) право в системе российского права, его принципы и источники» просто не может быть не актуальна.
Как и любая другая курсовая работа, данная работа имеет свои предмет и объект исследования. Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере коммерческого права. Объектом исследования является понятие, предмет и метод коммерческого права и история становления данной отрасли права и её основные принципы.
Целью работы является полное рассмотрение и анализ коммерческого права для установления места коммерческого права в системе российского права.
Чтобы достичь поставленную цель, поставлены к решению следующие задачи:
1) изучение становления коммерческого права в России;
2) рассмотрение понятия, предмета и метода коммерческого права;
3) исследование принципов, а так же источников данного права.
При написании данной курсовой работы использовались общенаучные и частно научные методы.
Наибольший вклад в написание курсовой работы внесли такие ученые как: Попондопуло В. Ф., Егорова М. А., Пугинский Б. И., Постовой Н. В., Круглова Н. Ю., Толкачев А. Н.
Структура курсовой работы представляет собой введение, две главы, каждая из которых делится на параграфы. В конце работы находятся заключение и список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Коммерческое право представляется отраслью права, регулирующей торговую или коммерческую деятельность.
Важно отличать коммерческое право в форме науки и учебной дисциплины.
Коммерческое право в форме науки представляется видом деятельности по разработке теоретических знаний о процессах, объектах и действительных явлений. Теоретическое познание представляется особым представлением, добываемым на основании использования научных средств и методик. Добытые научным способом сведения порой резким образом отличаются от ненаучных.
Коммерческое право, реализуя деятельность в статусе науки, разрешает много новых и наиболее сложных проблематик.
В системе юридико-правового образования коммерческое право выделяется в форме учебной дисциплины.
Учебная дисциплина предназначается для целей обучения, приготовления специалистов к работе практического характера.
Учебные дисциплины создаются посредством отбора положений теоретического плана, которые выработаны соответствующими науками, а также посредством обобщения опыта практики. Они не образуют новое знание, а только обобщают уже существующие знания в надлежащем для усвоения виде.
Системность курса коммерческого права приближена к системе устроения курса гражданского права, хоть и не имеет совпадений с ней. Дело в том, что коммерческое право включает общее, к примеру, принципы частного права, что соединяет его с гражданским правом, и то особенное, а именно институт предпринимателя, что отделяет его в системе частного права.
Сходство представляется определяющим по отношению к отличиям, относимо к нему как род к виду, в связи с этим способы группирования правового материала и последовательность изложения его должны быть схожи с системой курса гражданского права: понятие коммерческого права; субъектный состав коммерческого права; круг вещных прав предпринимателя; сделки в предпринимательской сфере; защита прав предпринимателя.
Под принципами коммерческого права понимаются руководящие начала, составляющие основу механизма правового регулирования отношений, составляющих предмет коммерческого права.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие и общая характеристика принципов коммерческого права

Под системой отрасли права принято понимать логическое устроение, то есть структуру и взаимосвязь, норм и институтов этой правовой отрасли. Коммерческое право выходит из системы права в образе подсистемы, интегрирующей в себе нормы и институты ряда правовых отраслей и подотраслей, которые регулируют деятельность в коммерческой сфере.
По общему правилу устроения сложноустроенных систем всякой природы единственный элемент системы может являть принадлежность одновременно нескольким подсистемам, в силу этого эти подсистемы будет тяжело обособить. Это значит, что одна и та же правовая норма может включаться в состав разнообразных правовых институтов, а один и тот же институт права — в состав взаимно связанных меж собой правовых отраслей или подотраслей .
Первичный элемент структуры права являет норма, представленная правовым предписанием, в содержание которого включаются: гипотеза содержит указания на конкретные обстоятельства, при которых такая норма вступает в силу; диспозиция содержит указания на правила поведения субъектов, которые перечислены в гипотезе; санкция содержит возможное поощрение либо наказание, которое побуждает субъектов действовать согласно правилами, которые приведены в диспозиции.
Следующий элемент — правовой институт является первичной правовой структурой, где нормы права разделяются на группировки в соответствии с их юридическим содержанием. Правовой институт занимается регулированием определенного вида однородных отношений.
В коммерческом праве можно выделить следующие правовые институты: субъекты коммерческого права, представленные юридическими лицами, этапы их учреждения, реорганизации и ликвидации, а также индивидуальные предприниматели без создания юридического лица; договорный режим коммерческой деятельности; коммерческие организации, их организационные правовые формы, правовое урегулирование их деятельности; правовое урегулирование купли-продажи; правовое урегулирование монополистической деятельности и конкуренции; правовое регулирование арендных отношений; правовое регулирование товарной поставки; правовое урегулирование покупки и продажи бумажных активов, а также коммерческой деятельности предприятий на фондовых рынках; правовое регулирование покупки и продажи производственных активов и предприятий; правовое регулирование коммерческой деятельности в свободных экономических зонах, оффшорных зонах и зонах правовое урегулирование покупки и продажи бумажных активов, а также коммерческой деятельности предприятий на фондовых рынках; правовое регулирование внешнеэкономической коммерческой деятельности; правовая защита обязательственных и вещных прав субъектов коммерческих правовых отношений; рассмотрение в арбитражных судах споров, которые вытекают из отношений субъектов коммерческого права меж собой, а также из отношений субъектов коммерческого права и государственных или иных органов; правовое урегулирование коммерческой деятельности в сфере применения интеллектуальной собственности.
Любой их перечисленных правовых институтов включает в себя круг еще более дифференцированных правовых институтов.
Коммерческое право в форме учебной дисциплины юридической науки образовалась в относительно недавнем времени. В России дореволюционного периода получило развитие международное право и частное право торговли, существование которых — результат множественных правоотношений меж частными лицами по вопросу торговли. Коммерция в праве дореволюционного периода связана непосредственным образом с посредничеством и торговлей. Конкретно в связи с этим в словаре В. И. Даля коммерция определена, как «торговля, торг, торговые обороты, купецкие промыслы… Торговый, коммерческий, купецкий, купеческий…».
В правовой литературе советского периода такие категории, как «коммерческое право», «коммерция» не существовали.
Коммерческое право настоящего времени в России не является слепым копированием прежнего советского, дореволюционного, а также торгового права развитых стран капитализма. Перемены в условиях хозяйствования после распада империи социализма, необходимость образования нового уклада рынка, а также укрепление товарного рынка при нарушенном едином народно-хозяйственном комплексе поспособствовали образованию коммерческого права в форме самостоятельной учебной дисциплины, которая построена на новых принципах, наполнена новым содержанием.
Коммерческое право имеет специфические функции, которые обусловлены предметом самой отрасли.
Под функциями коммерческого права понимают главные направления правового действия, которое определяет значение норм коммерческого права в урегулировании оборота торговли.
Функции можно подразделить на общие и специальные.
Общие предполагают, что коммерческо-правовые нормы закрепляют статус коммерческих организаций, которые занимаются торговой деятельностью на постоянной профессиональной основе, выделяют их разновидность; закрепляют правовой режим товара, который является объектом коммерческих правовых отношений. Данные функции можно именовать коммуникативными, так как они являются способом связи меж субъектом и объектом.
Специальные функции имеют тесную связь с предметом и принципами коммерческого права. Главным их предназначением является влияние на процессию торгового обращения. Специальные функции коммерческого права следует подразделить на: регулятивную и охранительную.
Коммерческое право включает группировки норм, регулирующих отношения в торговле, представляющиеся элементами экономического отношения. В связи с этим регулятивная функция занимает положение доминанта. Она имеет тесную связь с методом правового регулирования и принципами коммерческого права, и в силу того обладает дозволительным характером. Но коммерческому праву является присущей и охранительная функция, предполагающая систему ограничений при реализации торговой деятельности субъектами коммерческих правовых отношений. Весомая часть ограничений установлена по отношению к объектам коммерческого правового отношения.
Учитывая, что коммерческое право – подотрасль гражданского права, к нему должны быть применимы все принципы гражданского права, которые имеют отношение к правовому урегулированию имущественных отношений. Кроме этого, как и во всякой отрасли права, в базисе правового урегулирования коммерческих отношений заложены основные конституционные принципы, а также принципы смежных с коммерческим правом отношений. Этим образом, принципы коммерческого права образованы из нескольких групп: принципы конституционного характера; общеправовые принципы; принципы гражданско-правового характера; некоторые принципы смежных гражданско-правовых подотраслей.
Конституционные принципы в урегулировании коммерческих отношений классифицированы по следующим группам: принципы, которые составляют базис конституционного строя РФ ; принципы, которые составляют основу федеративного устройства; принципы, которые составляют базис правового статуса субъектов торговых правовых отношений. К принципам, которые составляют базис конституционного строя РФ, относят следующие: единство экономического пространства; свободное перемещение услуг, товаров и финансовых средств; поддержания конкуренции; свободной экономической деятельности; признания и равноценной защиты всех разновидностей собственности.
Принципы, которые составляют базис федеративной устроенности РФ: недопустимость препятствий в свободном перемещении услуг, товаров, и финансовых средств; специализированного порядка ограничения свобод по перемещению услуг и товаров. Особенным значением в коммерческом праве обладают принципы, которые составляют базис правового статуса субъектов торговых правовых отношений, к ним относят принципы: свобода объединений; свободное использование коммерсантами собственных способностей и имущества для не запрещенной законодательством экономической деятельности; недопустимость экономической деятельности, которая направлена на монополизацию и конкуренцию недобросовестного типа; охрана частной собственности; судебный порядок по изъятию имущества; компенсации принудительно отчуждаемого имущества для нужд государства.
К самым значимым общеправовым принципам, которые играют важную роль в образовании принципов коммерческого права, относят следующие: справедливость; социальное равенство и равноправие; верховенство закона и законности; единство прав и обязанностей; ответственность, защита прав и свобод; запрет злоупотребления правом; свобода воли. Практически любой из названных общеправовых принципов пролегает в основании отраслевых принципов права, приспосабливаясь при учете особенностей методики способов правового влияния, применяемых определенной правовой отраслью. По отношению к коммерческому праву общеправовые принципы трансформированы в наиболее специализированные принципы по соответствию предмету и методу правового урегулирования коммерческих отношений: принцип социальной справедливости воплощен в принципе разумности и добросовестности; принцип социального равенства и равноправия — в принцип юридического равенства участников коммерческого оборота; принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела — в принцип свободной реализации гражданских прав; принцип ответственности — в принцип абсолютного возмещения убытков и принцип обеспечения восстановления нарушаемых прав; принцип свободы воли — в принципы автономность свободы, воли договора, приобретения и реализации прав в собственном интересе и т.п.
Кроме этого, коммерческому праву присущими являются отраслевые принципы гражданско-правового урегулирования. Прежде всего это принцип диспозитивности, базированный на диспозитивно-дозволительной методике гражданского права, а также группировка принципов, которые связаны с обязательственными отношениями, такие как: эквивалентности отношений; стабильности обязательств; невозможности передачи большего количества прав, чем существует.

Глава 2. Принципы коммерческого (или торгового) права

2.1. Понятие принципов коммерческого права

Коммерческое право можно понимать в трех смыслах, как науку, как учебную дисциплину и как подотрасль гражданского права.
Стоит отметить, что конкретно сформулированного понятия «коммерческое право» нет. Это связано с тем, что коммерческое право не привыкли определять, как самостоятельную отрасль права, а лишь подотрасль гражданского права, является наукой, учебной дисциплиной о торговой деятельности. Пугинский Б.И. придерживается этого и определяет коммерческое право лишь как науку, как учебную дисциплину.
Опираясь на это, коммерческое право, как учебная дисциплина и наука опирается на гражданское и коммерческое право, положения законодательства и судебную практику. Коммерческое право в данном смысле, служит для подготовки специалистов торговой сферы к их деятельности.
По мнению В.Ф. Попондопуло, торговое право является одной из составных частей гражданского права. Он так же отмечает, что самостоятельность и относительность коммерческого права напрямую не зависит от разделения частно-правового материала на два кодекса, таких как гражданский и торговый или будет объединен в одном гражданском.
В.Ф. Попондопуло дал свое определение понятия коммерческого права: «Коммерческое право это совокупность общих и специальных норм гражданского (частного) права, регулирующих отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием». Отсюда можно сделать вывод, что коммерческое право, как подотрасль гражданского права – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникшие в результате торговой деятельности.
В дореволюционной литературе, а так же литературе зарубежных авторов, коммерческое право определяется, как совокупность норм частного права, как общего, так и специального характера, которое регулирует общественные отношения, складывающиеся в результате различной торговой деятельности.
Касаемо предмета торгового права, то относя предмет права, как учебной дисциплины, Б.И. Пугинский полагает: именно правовое регулирование коммерческой (торговой) деятельности является предметом коммерческого права. Отношения, сложившиеся в результате осуществления торговой деятельности можно считать предметом коммерческого. Так же, общественные отношения, которые составляют предмет торгового права, носят в себе специфическую особенность, которая заключается в том, что в этих отношениях субъектами могут быть лишь коммерческие организации. При этом в случае, если участниками торговых отношений являются только коммерческие организации, отношения можно назвать абсолютными коммерческими отношениями.
Так же стоит отметить, что если одна из сторон не является коммерческой организацией, а другая такова, то сложившиеся отношения можно назвать относительно-коммерческими, т.е. смешанными.
К одной из особенности торговых отношений можно отнести то, что они являются возмездными, носят стоимостный характер, а в свою очередь в гражданском праве могут возникнуть и безвозмездные отношения: договор дарения, наследство, безвозмездное пользование имуществом.
Исходя из вышесказанного, к предмету торгового права можно отнести особые группы общественных отношений со своими отличительными особенностями.
При данном построении отношений целиком исключается прямая связь между производителем и потребителем. Ученый, Г.Ф. Шершеневич полагал, что «сделки, имеющие своей целью непосредственный обмен между производителями и потребителями, не входят в торговый оборот, так как лишены признака посредничества».
По мнению Б.И. Пугинского, круг отношений торгового оборота намного больше. Он считает, что в правоотношения вступают непосредственно сам производитель, исключая посредника, и потребитель. Пожалуй, Б.И. Пугинский более точно определяет структуру связей между участниками торговых отношений.
Эта точка зрения соответствует порядку вещей, как субъективного, так естественного права. Похожего мнения придерживается А. Тынель. Под торговлей, он определяет: «осуществление деятельности по купле-продаже товаров… не предназначенных для личного (домашнего, семейного) потребления покупателя». Исходя из этого производитель имеет возможность продать товар без посредника. Здесь предметом отношений является купля-продажа, затрагивающая, как самого производителя, так и между другими участниками. Однако, есть еще одна группа, в которой отношения складываются между субъектами обслуживающими сферу торговли, с одной стороны, и уже упомянутыми субъектами с другой.
Данные отношения появляются в результате осуществления продажи и приобретения товаров оптом, т.е. оптовой деятельности.
Стоит отметить, что предмет торгового права не ограничивается отношениями, которые складываются только в результате торговой деятельности. Нужно учесть, что отношения, оставляющие предмет коммерческого права, складываются еще и при создании условий для осуществления торговли, т.е. при обслуживании торговой деятельности.
Итак, можно сделать вывод, что предметом коммерческого права является торговая деятельность, которая направлена на получение прибыли при совершении торговых сделок.

2.2. Общая характеристика принципов коммерческого права

Под правовыми принципами понимаются главные истоки, более общие управляющие положения права, которые имеют, в силу их закрепления в законе, общеобязательный характер.
Принципы коммерческого права :
1) Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела.
Данный принцип характеризует гражданское право, как частное право. Обращен он к публичной власти, ее органам. Их вмешательство в частные дела и хозяйственную деятельность допустимо в случаях предусмотренных законом. Данный принцип так же распространяется на личные неимущественные отношения и оговаривается в положениях о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны граждан. Новые правила законодательства об имущественной ответственности органов публичной власти за незаконное вмешательство в гражданские правоотношения (ст. 16 ГК) и о возможности признания судом недействительными акты публичной власти или их неприменения в разрешении спора способствуют осуществлению требований данного принципа.
2) Принцип неприкосновенности собственности.
Принцип неприкосновенности собственности и частной, и публичной, означает, что собственникам обеспечивается возможность пользоваться принадлежащим им имуществом в собственных интересах, не боясь, что оно может быть произвольно изъято или будет запрещено или ограничено в использовании. Этот принцип играет большую роль для организаций имущественного оборота, где участники выступают в качестве независимых товаровладельцев. Согласно ст. 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества, кроме как по законному решению суда. Стоит отметить, что допускается изъятие имущества в публичных интересах, но лишь в случаях прямо установленных законом, при этом с предварительной обязательной и равноценной компенсацией. Данный принцип не исключает случаев изъятия имущества у собственника, но лишь по необходимости и строго ограниченным исключением из общего правила.
3) Принцип свободы договора.
Согласно данному принципу, у субъектов гражданского права есть право выбора партнеров по договору, вида договора и его условий заключения. Факт того, что данный принцип закреплен в гражданском праве, говорит о том, что законодатель не вправе принуждать к совершению договора на какой-либо обязательной основе для сторон планово-административных актов. Данный принцип важен в условиях рыночной экономики, которая не допускает административного вмешательства в гражданский оборот. Наряду с этим в редких случаях и лишь в общественных интересах в гражданском законодательстве имеются и отступления от указанного принципа. К примеру, не разрешается отказ от заключения публичного договора коммерческой организацией, если есть возможность предоставить потребителю соответствующие товары, услуги или выполнить для него соответствующие работы.
4) Принцип свободного перемещения товаров на территории РФ.
В ст. 8 Конституции РФ устанавливается, что все товары и услуги, так же финансовые средства могут свободно перемещаться по всей территории Российской Федерации. Субъекты или иные лица не вправе ограничивать свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств в общем экономическом пространстве нашей страны. На всей территории Российской Федерации применяются одни и те же правила для предпринимательской или иной деятельности. Так же не допускается установление таможенных границ, сборов, пошлин и других условий, которые будут препятствовать свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств. Не разрешается создание актов на запреты продаж, покупку, обмен, приобретение товаров из одного региона Российской Федерации, республики, края, области, района, города в другой. Данные ограничения перемещения товаров и услуг могут быть установлены лишь в соответствии с федеральным законом и лишь в том случае, если это необходимо для обеспечения безопасности, охраны природы и культурных ценностей, защиты жизни и здоровья людей. Существует еще одна, особая задача коммерческого права — правовое содействие становлению российского товарного рынка. Без прочной основы рынка бесполезно пытаться регулировать рыночные отношения.
Итак, выше были выделены четыре самых основных принципа коммерческого права. Эти принципы совпадают с группой принципов в гражданском праве. Они имеют свое закрепление в Конституции Российской Федерации: принцип неприкосновенности собственности, принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, принцип свободы договора и принцип свободного перемещения товаров на всей территории Российской Федерации.

2.2.1. Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) начинается вот с такого пассажа:
«1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.»
Исходя из столь пафосного словоупотребления и места, которое эта норма занимает в ГК РФ (п. 1 ст. 1) любому юристу понятно, что это базовые принципы всего гражданского законодательства. Слова о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела в таком случае равным образом относятся как к хулигану на улице, так и к государству, действующему в качестве участника оборота или правотворца. Иначе говоря, государство произвольно не может вмешиваться в частные дела через нормативное регулирование, если нет к тому тех или иных оснований.
Где искать подобные основания – является ли конкретное нормативное вмешательство произвольным или нет? Понятно, что не в гражданском праве, а скорее, в конституционном. Так, в практике Конституционного Суда часто можно увидеть рассуждения о соразмерности средств правого регулирования тем целям, ради которых оно вводится. Это так называемый принцип пропорциональности (proportionality), прекрасно известный многим зарубежным правопорядкам, где он используется как в ходе законотворческого процесса, так и при последующей проверке правовых норм в практике конституционного судопроизводства.
Принцип пропорциональности, переведенный на язык цифр, это уже cost-benefit analysis , правда, несколько условный, поскольку зачастую исчисление costs & benefits является умозрительным и не лишенным оценок и прочих когнитивных включений (biases, patterns). Там, где издержки от введения или неведения нового правового установления не могут быть адекватно формализованы, посчитаны (например, нет сравнимых ситуаций или отсутствует методика подсчета издержек и позитивного выхлопа от правового установления), естественно, включается профессиональное мнение экспертов: юристов, экономистов, политиков. Субъективное суждение, но при этом конвенциональное (хотя бы в рамках определенной группы), получает силу того, что дает утверждение: такое-то правовое установление (как средство правового воздействия) адекватно и соразмерно тем целям, ради которых оно вводится (ранее было закреплено).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы