Курсовая с практикой Юриспруденция Юриспруденция

Курсовая с практикой на тему Принципы права социального обеспечения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 4
1.1. Сущность понятия социального обеспечения 4
1.2. Понятие, содержание и виды принципов права социального обеспечения 8
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1. Значение принципов в праве социального обеспечения 13
2.2. Проблемы реализации принципов права социального обеспечения 17
2.3. Направления совершенствования реализации принципов права социального обеспечения в России 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

  

Введение:

 

Российская Федерация является социальным государством, политика которого ориентирована на формирование условий, гарантирующих свободно развитие и достойную жизнь каждого человека.
В России защищаются здоровье и труд людей, утверждается гарантированные минимальные размеры оплаты труда, осуществляется государственная поддержка семьи, отцовства, материнства и детства, пожилых граждан и инвалидов, совершенствуется система социальных служб, выплачиваются государственные пособия, пенсии и другие гарантии социальной защиты.
Анализируя определения принципов права социального обеспечения, которые встречаются в научной литературы, следует сделать вывод, что одним из объяснений их многообразия может служить предположение о том, что каждое из них так или иначе характеризует определенный этап генезиса самих принципов права.
В Конституции России в общем виде отражаются целевые задачи и установки, с решением которых связано гарантирование достойных условий жизни для всех членов социума и формирование справедливых и равных возможностей для развития каждого человека. Достижение этих целей является содержанием социальной функции государства, которая реализуется в рамках его социальной политики на основании организационного и нормативного механизмов.
Социальная политика, ориентированная на осуществление конституционных утверждений по обеспечению свободного развития и достойной жизни общества и человека, является довольно широкой категорией. Значимым системообразующим ее компонентом считается социальное обеспечение, которое представляет собой системный общественный, правовой и государственный институт, который является формой распределения имущественных благ для удовлетворения жизненно важных личных потребностей нуждающихся в том членов социума. Социальные отношения, которые возникают в связи с предоставлением данных имущественных благ, является предметом права социального обеспечения.
На основе всего сказанного выше можно заключить, что тема курсовой работы является достаточно актуальной на сегодняшний день.
Цель данной курсовой работы исследование системы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.
В соответствии с целью в работе предполагается решить ряд следующих задач:
— рассмотреть основные теоретические аспекты государственного социального обеспечения в Российской Федерации;
— изучить понятие, содержание и виды принципов права социального обеспечения;
— оценить значение реализации принципов в праве социального обеспечения;
— проанализировать проблемы реализации принципов права на социальное обеспечение в Российской Федерации;
— предложить меры по совершенствованию реализации рассматриваемых принципов.
Объектом данной курсовой работы являются социальные отношения в области прав граждан в сфере социального обеспечения. Предметом исследования является принципы права социального обеспечения граждан и защита их прав.
Методологическую основу исследования составляют следующие методы познания: исторический, сравнительно-правовой, статистический, аналитический, документальный.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, под принципами права социального обеспечения следует понимать руководящие начала, которые отражают сущность норм, регулирующих социально-обеспечительные отношения. Значение принципов заключается в том, что они закрепляют за гражданами РФ и других государств, а также лицами без гражданства право на социальное обеспечение без дискриминации по каким-либо признакам.

При этом социальное обеспечение дифференцировано по видам, что позволяет учесть потребности различных категорий нуждающихся в нем граждан. Кроме того, граждане могут защитить свое нарушенное право на социальное обеспечение посредством законодательно предусмотренных для этого механизмов, а также через общественные объединения повлиять на совершенствование системы социального обеспечения в государстве, «подтолкнув» представительные органы к принятию наиболее эффективных законов, отвечающих потребностям населения.

В целом названные и другие принципы права социального обеспечения характеризуют социальную направленность политики государства, определяют, каким стандартам должны соответствовать правовые нормы и в каком направлении должно развиваться законодательство.

Принципы также оказывают влияние на деятельность государственных органов и организаций, обеспечивая ее эффективность и охраняя граждан от различных злоупотреблений с их стороны. Однако представляется необходимым закрепить данные принципы на законодательном уровне, что позволило бы строить на их основе как иные нормы права, так и деятельность государственных органов, а также восполнять пробелы в законодательстве в процессе правоприменения

В настоящее время реализация принципов в сфере социального обеспечения в нашей стране гражданского общества с традиционными устоями социальной реабилитации особо нуждающихся в защите граждан решается в двух направлениях.

Первое направление, несомненно, связано с признанием необходимости и возможности формирования гражданского общества.

Второе направление учитывает необходимость поддержки и развития традиционных социальных норм и со стороны государства, и со стороны общества.

При этом главным на современном этапе развития общества и государства в направлении социальной реабилитации и поддержка особо незащищенных, малоимущих слоев общества остается государственная поддержка организаций, работающих с инвалидами.

Общество не может не поддерживать существование и функционирование традиционных основ социальной реабилитации инвалидов в домах-интернатах, потому что регулирование общественных отношений не может происходить без традиционных социальных норм.

Разумеется, государство со своей стороны не может обеспечивать иные, кроме правовых, социальные нормы своей принудительной силой, обеспечивающие бесперебойную работу и совершенствование социальной реабилитации инвалидов в домах-интернатах.

Такая противоречивая ситуация требует совершенствование правоотношений в сфере социального обеспечения и возможностей поддержки государством требований всего комплекса совершенствования социальной поддержки всех нуждающихся в помощи граждан.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Сущность понятия социального обеспечения
Согласно ст. 39 Конституции РФ, Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Жизнь человека очень хрупка. В процессе жизнедеятельности любой человек находится в опасности перед возникновением обстоятельств, способных самым прямым образом отражаться на состоянии его здоровья и приводить к потере заработной платы — главного источника средств к существованию.
В узком понимании социальную защиту характеризуют в качестве комплекса закрепленных в законодательстве правовых и экономических гарантий, которые обеспечивают соблюдение наиболее важных социальных гражданских прав и достижение социально приемлемого уровня жизни населения.
Однако при всей новизне данная концепция должна основываться на выводах и результатах российских ученых, которые ранее исследовали такие важнейшие составляющие социальной защиты, как социальное страхование и социальное обеспечение. В 20-30-е годы исследованием социального страхования и социального обеспечения занимались Л.В. Забелин, В. Дурденевский, H. A. Вигдорчик, З.Р. Теттерборн и др. В. Дурденевский характеризовал социальное обеспечение в качестве деятельности публичной администрации, ориентированной на ликвидацию социальных угроз, представляющих опасность для жизни и приемлемого уровня жизни разных слоев населения, посредством предоставления им социальной или денежной поддержки.
А социальное страхование – в качестве системы ослабления риска путем разложения его на участников социального процесса производства, составляющую трудового права.
Л.В. Забелин называл социальное обеспечение родовым понятием относительно социального обеспечения. Потому, по его мнению, все особенности социального обеспечения в одинаковой мере свойственны и социальному страхованию.
В 50-60-е годы огромный вклад в развитие теории социального страхования и социального обеспечения внесли B. C. Андреев, Е.И. Астрахан, Н.Г. Александров, Β. Α. Ачаркан, К.С. Батыгин, А.Д. Зайкин, М.В. Баглай, М.Л. Захаров, В.И. Усенин, P. M. Цивилев и др..
C. Андреев именовал социальным обеспечением осуществляемую государством или поддерживаемую им совокупность отдельных общественно-экономических мероприятий по обеспечению граждан в случае наступления нетрудоспособности или старости, обеспечению детей, лечению и медицинскому обслуживанию граждан. В последующем исследования в сфере социального обеспечения осуществлялись такими крупными учеными юристами, как Р.И. Иванова, A. C. Пашков, М.И. Полупанов, A. C. Пашков, В.В. Рогожин, А.И. Ставцева, Э.Г. Тучкова, Β. Α. Тарасова, В.Ш. Шайхатдинов и др.
Важную теоретическую значимость имеет формулировка понятия социального обеспечения в качестве категории, которая имеет общечеловеческую ценность. Эта формулировка предложена В.С. Аракчеевым.
С его точки зрения, социальное обеспечение является формой распределения имущественных благ не взамен на потраченный труд для удовлетворения жизненно необходимых индивидуальных потребностей (интеллектуальных, социальных, физических) инвалидов, больных, стариков, иждивенцев, детей, потерявших кормильца, безработных, всех членов социума для защиты здоровья и оптимального воспроизводства рабочей силы посредством особых фондов, формируемых в обществе, на условиях и в случаях, определенных в общественных, в том числе правовых, нормах.
Эта трактовка является универсальной и отражает суть социального обеспечения вне зависимости от конкретно-исторических условий (политического и экономического устройства), в которых оно организовано.
В основе его заложены такие стабильные признаки:
— объективные основания, которые вызывают потребность в особенном механизме социальной защиты, ориентированной на предоставление или поддержание определенного уровня жизни;
— специальные фонды, источники социального обеспечения;
— особенные способы предоставления средств существования;
— установление правил предоставления социального обеспечения в общественных, в том числе правовых нормах.
Суть социального обеспечения наиболее рельефно выражается в его функциях: демографической, политической, экономической, реабилитационной и иных.
Экономическая функция социального обеспечения состоит в замещении заработка (содержания или дохода), утерянного в силу возраста, потери кормильца или нетрудоспособности, частичной компенсации дополнительных затрат в силу наступления некоторых жизненных обстоятельств, а также предоставлении минимальной натуральной или денежной помощи малоимущему населению. Источником финансирования для ее реализации служат централизованные (государственные) внебюджетные фонды социального предназначения, образующиеся согласно территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относят: пенсионный фонд, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования, фонд социальной поддержки. Политическая функция социального обеспечения содействует поддержанию стабильности в социуме, в котором есть существенные различия в уровне жизни разных категорий граждан. Демографическая функция должна активизировать воспроизводство населения, требуемое для оптимального развития государства.
Социально-реабилитационная функция ориентирована на восстановление социального статуса нетрудоспособного населения и иных социально ослабленных категорий населения, дающего им возможность чувствовать себя полноценными членами социума.
Следовательно, социальное обеспечение является совокупностью социальных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению доли государственного бюджета для удовлетворения нужд физических лиц при утрате трудового дохода или заработка, несения дополнительных затрат по воспитанию и содержанию детей, поддержке иных членов семьи, которые нуждаются в уходе, отсутствия средств в объемах прожиточного минимума по объективным общественно значимым причинам, а также по социальному обслуживанию и предоставлению медицинской помощи.
Удовлетворение потребностей может быть реализовано посредством:
— назначения денежной выплаты (компенсаций, пособий, пенсий) на без эквивалентной, однако нормированной основе, или алиментарно (бесплатно) без связи с трудовой деятельностью и выплатой взносов;
— оказание безвозмездных для потребителя медицинских услуг по программам обязательного медицинского страхования;
— предоставление безвозмездных для потребителя социальных услуг в рамках минимальных государственных стандартов, а свыше них — согласно льготным тарифам.
Существование данной системы отношений обуславливается объективными причинами, потому государство заинтересовано в их развитии и реализует их правовое регламентирование. Касаемо соотношения государственных систем социального обеспечения и социальной защиты, то социальное обеспечение необходимо рассматривать в качестве составной части социальной защиты. Кроме социального обеспечения, социальная защита содержит гарантии по защите здоровья, труда и природной окружающей среды, минимальной оплате труда и иные меры, являющиеся необходимыми для нормальной жизни гражданина и функционирования государства.
1.2. Понятие, содержание и виды принципов права социального обеспечения
Принципы права социального обеспечения считаются достаточно популярной и тщательно изученной темой. Притом остаются спорными не только различные аспекты принципов права и их нюансы в различных областях государственно-правовых исследований, а и собственно понятие принципов данного права.
В наиболее общем виде, если обращаться к толковому словарю, принцип — это исходное, основное положение какой-либо теории, мировоззрения, учения; или убеждение, точка зрения на вещь; главная характерная черта в устройстве чего-либо.
Следовательно, не углубляясь в общие дополнительные понимания принципов права социального обеспечения в области науки, деятельности и пр., относительно определения принципов можно опираться на два основных подхода: принципы как определенные основные положения, убеждения; и принципы как основные особенности чего-либо, то есть определенная сущность некоего явления. В первой ситуации принципы права социального обеспечения необходимо понимать в субъективном значении, поскольку они выступают положениями, устанавливаемыми субъектами для соответствующих целей, либо убеждениями, имеющими индивидуальные истоки собственного формирования у каждой конкретной личности. А во второй ситуации принципы права социального обеспечения необходимо рассматривать в объективном значении, поскольку специфика, сущность того или другого явления свойственны собственно явлению и в целом не могут зависеть от субъективных установок и предпочтений.
Обычаи понимания принципов права социального обеспечения в юридической литературе также сформировались в рамках двух данных тенденций. Одни исследователи характеризуют принципы права в качестве исходных, определяющих идей, положений. И данный подход считается самым распространенным. Одновременно с тем другие ученые говорят о том, что принципы права социального обеспечения — это исследованный юристами юридический объективный закон.
Принципы права социального обеспечения являются основными исходными положениями, которые закрепляют юридически объективные законы социальной жизни.
К примеру, реализацию и принятие государством обязательств можно рассмотреть с позиции регулирования социальных рисков, которое выступает в качестве системы мер по утверждению перечня данных рисков, их учету, профилактике, оценке, а также минимизации (компенсации) последствий данных рисков.
Видится, что одним из главных методов управления данными рисками выступает их оценка. Признание обязательственной сущности отношений по социальному обеспечению подразумевает, что, являясь обязательствами, они характеризуются признаком действительности исполнения. Исполнение общественно-обеспечительных обязательств, предполагает присутствие у субъекта, который берет на себя обязательства по возмещению определенных социальных рисков, некоторых материальных и финансовых ресурсов. В силу этого принятию обязательств должна предшествовать оценка данных рисков, их качественных и количественных характеристик, вместе с тем меры вероятности наступления.
Принцип исполнимости общественно-обеспечительных обязательств коррелирует с принципом достоверности бюджета, что говорит о надежности критериев прогноза общественно-экономического развития определенной территории и уровень реалистичности расчета расходов и доходов бюджета.
К примеру, в случае разработки прогноза общественно-экономического развития России принимаются во внимание предварительные сведения о количестве пенсионеров, которые получают базовую фиксированную трудовую пенсию и страховую пенсию, предложения об индексации данных структурных компонентов трудовой пенсии, о размере трудовой пенсии с принятием во внимание вероятных темпов индексации, предложения о величине пособия по безработице и прочих пособий на плановый год и очередной финансовый год.
Следовательно, получается, что относительно принципов права социального обеспечения как исходных, начальных положений, под понятием «начала» подразумеваются или крайне абстрактные категории (исходное бытие), или может подразумеваться все что угодно, вместе с тем и те же принципы, вследствие чего формируется тавтологический круг.
Остается понимание идей в субъективном отношении. Однако тогда проблемой является то, что правовые принципы становятся лозунгами. Они превращаются в призывы, обретают идеологический характер и, таким образом, подвергаются произвольному утверждению и созданию для осуществления стратегических целей конкретных субъектов, что в свою очередь может закончиться катастрофой, и не просто правовой, но и социальной, политической, экономической.
Но относительно этого уточнения можно сказать, что здесь усматривается та же надстроечно-обособленная модель правоотношения, так как его динамика связана исключительно с развитием обязанностей и прав без обращения к действительным основаниям развития правоотношения.
В силу этого представляется вполне обоснованным такое мнение. Обязанности и права правового субъекта не эволюционируют самостоятельно, так как являются застывшей формой, правовым установлением для определенного правоотношения. Изначальное значение для их изменения, а, если говорить точнее, появления у лица или обретения лицом дополнительных обязанностей и прав в пределах определенного правоотношения, в случае наличия общих предпосылок и условия правосубъектности, имеют особые юридические предпосылки в форме норм права.
Данные нормы права определяют содержание дополнительных обязанностей и прав, и соответствующего юридического факта. При этом последний будет обладать приоритетным значением для изменения конфигурации обязанностей и прав, а тем самым, и содержания правоотношения.
Полагаем важным отметить то, что изменение правоотношения либо появление нового правоотношения вследствие каких-либо событий или актов поведения не всегда происходит. К примеру, в ответ на обращения граждан уполномоченным лицом осуществляется правовое действие, состоящее в просьбе об уточнении содержания жалобы и за которым должно следовать определенное действие обращающегося лица. Элемент правоотношения по поводу обращений граждан относительно получения каких-либо льгот в плане социального обеспечения не меняется, однако в рамках данного простейшего правоотношения принимающими участие лицами осуществляются соответствующие действия — акты волевого поведения, которые отвечают статутным обязанностям и правам. Иной случай: в пределах предыдущего правоотношения осуществляется действие (юридический акт), а его результатом становится соответствующий юридический факт, который в одно время является предпосылкой нового правоотношения (к примеру, обращение в суд). Так, содержание служебно-деликтных правоотношений выступает производным от юридического содержания служебного правоотношения с характерными чертами, которые связаны с их отнесением к защитительным правоотношениям, однако выражает традиционную позицию относительно содержания правоотношения.
Следовательно, обязанности и права, которые соответствуют одной правовой ситуации (правоотношению), не развиваются (мы не рассуждаем о правотворчестве законодателя), так как они устанавливаются законодателем для тех или других периодов развития правоотношения так же, как иные обязанности и права определяются для дальнейшего правоотношения.
В заключение данного раздела отметим, что понимание принципов права социального обеспечения в качестве формы проявления государственно-правовых закономерностей обращает внимание на то, что субъекты правоприменения и правотворчества при реализации собственной юридической деятельности в ходе формулирования и выявления правовых принципов, их применения должны основываться не на собственных убеждениях и представлениях, не на предпочтениях определенных общественных классов и групп, а на действительно функционирующие государственно-правовые закономерности. Формирование правовых принципов на основании раскрытых и выявленных государственно-правовых закономерностей дает возможность избежать произвола в правовом регламентировании, и придает общеобязательный характер юридическому объективному праву.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы