Курсовая с практикой на тему Принципы построения законодательной ветви государственной власти.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретико-правовые основы построения законодательной ветви государственной власти 6
1.1. Место и роль законодательной ветви государственной власти в механизме разделения властей 6
1.2. Функции законодательной ветви государственной власти 10
2. Анализ принципов построения законодательной ветви государственной власти 16
2.1. Принципы построения законодательной ветви государственной власти 16
2.2. Система законодательной ветви государственной власти 19
Заключение 23
Список использованных источников 25
Введение:
Осуществление законодательной власти в Российской Федерации является одним из признаков разделение властей, который стал необходимым для признания государства демократическим. Суть системы разделения властей заключается в создании такой системы власти, в которой невозможно ее сосредоточение в одном государственном органе. На протяжении двадцати лет в РФ источником власти является народ, осуществляющий свою власть через выборный законодательный (представительный) орган.
В настоящее время изучение проблем совершенствования законодательной власти в России, ее исторической эволюции и перспектив, а также вопросов повышения эффективности деятельности Государственной Думы и российского парламентаризма остается весьма актуальным.
В настоящей работе на основе изучения работ российских ученых, материалов официальных веб-сайтов рассмотрены принципы построения законодательной ветви государственной власти.
Степень разработанности темы. Проблемы принципов построения законодательной ветви государственной власти привлекали внимание многих политических деятелей и ученых России. Однако, в стране порой не наблюдалось преемственности в развитии парламентских институтов, что частично обусловило прерывистость развития российского парламентаризма. За последние годы значительное количество работ российских авторов посвящается проблемам региональной законодательной власти России.
Вопросы законодательной власти, принципов построения законодательной ветви государственной власти рассматриваются в трудах таких авторов, как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Н.А. Богданова, И.В. Гранкин, Е.А. Гуляева и др. Особый вклад в разработку идей парламентаризма внесли работы М.А. Могунова «Скандинавский парламентаризм. Теория и практика», Н.В. Онишко «Идейно-теоретические основания российского парламентаризма», В.А. Шеховцова «Развитие российского парламентаризма». Вместе с тем многие аспекты обозначенной тематики остаются дискуссионными.
Объектом исследования курсовой работы являются общественные и правовые отношения, складывающиеся в процессе реализации принципов построения законодательной ветви государственной власти.
Предметом исследования курсовой работы выступают действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее принципы построения законодательной ветви государственной власти.
Целью курсовой работы является анализ принципов построения законодательной ветви государственной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач курсовой работы:
— раскрыть место и роль законодательной ветви государственной власти в механизме разделения властей;
— изучить функции законодательной ветви государственной власти;
— рассмотреть принципы построения законодательной ветви государственной власти;
— проанализировать систему законодательной ветви государственной власти.
Методологическую основу курсовой работы составили общенаучные, а также частные методы познания: сравнительно-правовой, системно-структурный, конкретно-социологический, формально-логический, логико-юридический и обобщения. При осуществлении исследования применялись такие методы, как анализ, синтез, индукция и дедукция, а также наблюдение, сравнение, моделирование.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ [1] и другие источники по тематике курсовой работы.
Теоретическая значимость курсовой работы обоснована спецификой современного этапа развития принципов построения законодательной ветви государственной власти в условиях мирового экономического кризиса и санкционного давления на российскую экономику и государственность в целом, которая требует поиска новых путей совершенствования принципов построения законодательной ветви государственной власти.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что основные теоретико-методологические положения, практические выводы и рекомендации могут быть использованы при развитии принципов построения законодательной ветви государственной власти.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, нормативная основа и значимость курсовой работы.
В первой главе курсовой работы изучены теоретико-правовые основы построения законодательной ветви государственной власти.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ принципов построения законодательной ветви государственной власти.
В заключении обобщены результаты курсовой работы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
Законодательная власть занимает ведущее место в системе разделения властей. Она оказывает косвенное воздействие на деятельность органов исполнительной и судебной властей в силу того, что законами конкретизируются особенности организации и функционирования исполнительной и судебной власти. Она осуществляет не только законодательное регулирование, но и контрольно- регулирующие функции, способствующие укреплению конституционной законности и формированию качественного правопорядка в России.
Принцип разделения властей, провозглашенный российской Конституцией, в основу которого положено государственное управление в нашей стране, не может эффективно осуществляться без активного и постоянного взаимодействия всех ветвей власти, в том числе законодательной.
Представительские, законодательные и контрольные функции российского парламента определяют ту важную роль, которую он играет в политической системе общества, и позволяют ему занять свое место в механизме разделения властей.
Принципы формирования и функционирования законодательной власти могут быть разделены по своей значимости на две группы: общеправовые и специальные. К общеправовым относятся принципы народовластия, разделения властей, законности, преемственности, единства государственной власти, неотвратимости юридической ответственности и др. К специальным принципам формирования и функционирования законодательной власти относятся принципы создания гарантий для свободной реализации гражданам всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании при проведении.
Проблемы, с которыми сталкивается законодательная ветвь власти, не должны являться препятствием при осуществлении ее деятельности. Юридическая наука не должна останавливаться в поиске выхода из сложившейся ситуации, несмотря на все существующие трудности. Ведь если наша страна пошла по пути развития правового государства, то защита принципа разделения властей, должна осуществляться в полной мере.
Таким образом, законодательная власть занимает особое место в системе органов публичной власти.
Реформирование российской парламентской системы должно привести к созданию эффективно работающего представительного и законодательного органа государственной власти, который должен:
1) быть легитимным, т.е. пользоваться абсолютным доверием избирателей и избираться не менее чем половиной электората Российской Федерации;
2) создавать законодательную базу России, на основе которой можно достичь стратегических целей дальнейшего развития российской цивилизации;
3) действовать на основе уважения личности, верховенства прав и свобод человека и гражданина;
4) систематизировать и упорядочить принятые с 1991 года законы и подзаконные акты, проанализировать эффективность их работы, подчинив единой правовой политике;
5) парламентарии должны, прежде всего, уметь предвидеть последствия, к которым могут привести принимаемые правовые акты.
Фрагмент текста работы:
В соответствии с Основным законом нашего государства, государственная власть подразделяется на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную (статья 10). Также это положение Конституции РФ определило понимание содержание реализации полномочий этими ветвями власти на основе их автономии и самостоятельности, выполнения своих полномочий независимо от других властей, но при этом на основе взаимовлияния. Как отмечает профессор С.А. Авакьян, потребность в том, чтобы разделить «ветви» власти, «исторически сложилась на почве того, что определение для каждой из них направлений и полномочий делает рациональнее осуществление властных задач, функций, дел. Это еще и повышает ответственность каждого блока и его самоответственность, и право спросить за состояние дел и недостатки, если они выявятся» [2, c.77].
Регулирование общественных отношений выступает ключевой задачей законодательной власти и реализуется принятием нормативных правовых актов, включая законы. Как подчеркнул профессор Ш.Б. Магомедов, «все российское законодательство направлено на совершенствование законодательной и правоприменительной практики повышение качества законов и их практическую реализацию, «а значит и уровень жизни граждан России и нашего общества в целом» [9, c.51].
Основные принципы и положения законодательной власти закреплены в Конституции России, федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ. Значимую роль в этом играет Конституционный Суд Российской Федерации, сформулировавший множество правовых позиций, положенных в основу конституционно-правового регулирования организации и деятельности органов законодательной власти в России.
Несмотря на полную самостоятельность и независимость всех ветвей власти, у них есть свои сфера деятельности и объем полномочий, законодательная власть оказывает опосредованное влияние на исполнительную и судебную власти путем принимаемых законов, которые определяют правовое регулирование деятельности всех органов власти, включая исполнительную и судебную. Тем не менее, как подчеркивает Г.В. Синцов, «принцип разделения властей предполагает, что законодательная власть обладает первостепенной, определяющей ролью» [15, c.171].
Законодательная власть также осуществляет контрольные полномочия, взаимодействуя с исполнительной властью. Это отражается в различных проявлениях контрольных прерогатив парламента. К ним следует относить: контроль над финансами, парламентские слушания и расследования, депутатские запросы, выражение недоверия либо отказ в доверии высшему исполнительному органу. С недавнего времени появилась еще одна форма, обусловленная обязанностью федерального правительства представлять ежегодные отчеты перед нижней палатой парламента.
Одной из причин проблем, возникающих при взаимодействии законодательной власти с другими ветвями власти, является псевдовзаимозаменяемость данных властей, в основе которой — тесное сочетание функций законодательной и исполнительной властей. Однако разделение властей не является конечным апогеем, а выступает в качестве средства построения эффективного механизма народовластия, государственного гарантирования прав и свобод граждан. В силу этого, как представляется, нельзя согласиться с учеными, рассматривающими вопросы разделения властей лишь «в связи с организационной обособленностью ветвей власти», компетенцией и др. Такую характеристику принципа разделения властей мы считаем формальной. Но, по мнению профессора С.А. Авакьяна, «на начальном этапе утверждения в российской конституционной системе принципа разделения властей, когда существовала необходимость доказывания самой целесообразности, объективной необходимости этого принципа, такой подход являлся вполне оправданным» [3, c.94].
Думается, что на сегодняшний день следует перейти на новые уровни качественной характеристики принципа разделения властей. И здесь на передний план выходит проблема выработки эффективного механизма взаимодействия законодательной и исполнительной властей, что, по мнению, А.М. Павликова и О.А. Кацук, с которыми мы солидарны, имеет особую актуальность для развития российской государственности [11, c.119]. На несовершенство законодательного процесса в Российской Федерации и ее субъектах также обращает внимание А.З. Гаджиев. Анализируя законотворческую деятельность субъектов Федерации, он предлагает комплексный подход к решению проблем в указанной сфере правоотношений [4, c.101].