Курсовая с практикой на тему Принципы организации педагогического процесса. Особенности обучения детей в традиционном, вольдорфском детском саду, детском саду М.Монтесори
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей педагогического процесса 4
1.1. Понятие и функции педагогического процесса 4
1.2. Закономерности и принципы педагогического процесса. 9
Глава 2. Методические аспекты обучения детей в детском саду 16
2.1. Особенности обучения детей в традиционном детском саду 16
2.2. Особенности обучения детей в вальдорфском детском саду 19
2.3.Особенности обучения детей в детском саду М.Монтесори 25
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Приложение 35
Введение:
Дошкольное обучение – первое структурированное образование, с которым ребенок сталкивается при вхождении во взрослую жизнь. Оно охватывает временной промежуток от рождения до возраста шести лет, когда ребенок отправляется в школу. Этот период очень важный и ответ-ственный, за это непродолжительное время ребенок активно осваивает все сферы: образовательную, чувствительную, интеллектуальную, взаимодей-ствия, психическую. Обучение детей дошкольного возраста и весь образо-вательный процесс в рамках дошкольных учреждений рассматривается подробно Н.В. Абрамовских, Е.Н. Степановой, Л.В. Поздняк и другими учеными. Они воспринимают обучение детей дошкольного возраста и об-разование в детском саду целостной системой воспитания, которая содер-жит в себе формирование личности детей, их развитие, воспитательный и учебный процессы. Сюда же входят различные методики преподавания, формы и условия.
Для педагогики существенным шагом является то, что процесс обра-зования и обучение детей дошкольного возраста признаны системой, со-стоящей из множества элементов.
Объект исследования: педагогический процесс в детском саду.
Предмет исследования: принципы организации педагогического процесса, особенности обучения детей в традиционном, вальдорфском дет-ском саду, детском саду М.Монтесори
Цель исследования: изучить принципы организации педагогического процесса, особенности обучения детей в традиционном, вальдорфском дет-ском саду, детском саду М.Монтесори.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности педагогического процесса, функции, законо-мерности и принципы;
2. Проанализировать методические аспекты обучения детей в дет-ском саду.
Заключение:
Педагогический процесс — целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъек-тов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации лич-ности.
Педагогический процесс – целенаправленное, содержательно насы-щенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.
Вальдорфская система образования (другое название «Антропософ-ская школа») используется с 1919 года. Название школа получила от ком-пании, которая занималась финансированием первого подобного направ-ления – «Вальдорф-Астория».
В основе вальдорфского учения лежит целая философия, выстроен-ная на принципе глубокого уважения педагога к личности каждого ребен-ка, к его мировоззрению, свободе, творчеству и здоровью.
Вальдорфская система не предусматривает строгих методик в про-цессе обучения детей. Основополагающим направлением системы является естественное развитие внутреннего мира детей, их личностных качеств, та-лантов, фантазии, интуиции.
Мария Монтессори полагала, что все дети от рождения наделены только им одним свойственной возможностью развития. Раскрыть этот по-тенциал можно только путем наблюдения за собственной деятельностью ребенка.
Пути совершенствования и развития у каждого человека свои. Зада-чи образования в этом случае сводятся к созданию среды, облегчающей ребенку вероятность раскрытия собственных возможностей, приспособле-ния его к окружающему миру и разрешения его свободных действий в по-знании этой среды, а через нее — окружающего мира.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей педагогического процесса
1.1. Понятие и функции педагогического процесса
Педагогический процесс — целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъек-тов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации лич-ности.
Педагогический процесс – целенаправленное, содержательно насы-щенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей. Главным интегративным качеством (свойством) педагогического процесса является его целостность. Педагоги считают, что целостная, гармонично развивающаяся личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность понимается как взаимосвязь и вза-имообусловленность всех процессов и явлений, в нем возникающих и про-текающих как в воспитании и обучении, во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, так и в его связях со внешней средой. В целост-ном педагогическом процессе непрерывно происходит движение, преодо-ление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образо-вание нового качества [8].
Также обязательной характеристикой и условием протекания педаго-гического процесса является педагогическое взаимодействие. Педагогиче-ское взаимодействие – это преднамеренный контакт (длительный или вре-менный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаим-ные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Наиболее рас-пространенными уровнями педагогического взаимодействия, имеющими свои особенности, являются «учитель — ученик», «учитель – группа — уче-ник», «учитель – коллектив – ученик». Однако исходным, определяющим в конечном итоги результаты педагогического процесса является отно-шение «ученик (воспитанник) – объект усвоения», что и говорит о направ-ленности педагогического процесса на изменение самого действующего субъекта (ребенка), овладении им определенных знаний, опыта деятельно-сти и отношений.
Движущими силами педагогического процесса выступают противо-речия объективного и субъективного характера. Наиболее общим внутрен-ним противоречием объективного характера является несоответствие ре-альных возможностей ребенка и требований, предъявляемых к ним педаго-гами, родителями, школой. К субъективным противоречиям педагогиче-ского процесса можно отнести следующие: между целостностью личности и односторонними подходами к ее формированию и развитию, между нарастающими объемами информации и возможностями учебно- воспита-тельного процесса, между необходимостью развития творческой личности и репродуктивным, «знаниевым» характером организации педагогического процесса и др.
Структура целостного педагогического процесса включает в себя цель, содержание, взаимосвязанные деятельность педагога и деятельность обучающегося (воспитанника), а также результаты их совместной деятель-ности. Педагог и обучающийся (воспитанник) считаются субъектами педа-гогического процесса, от активного участия которых зависит в целом ре-зультативность и качество этого процесса [11].
Деятельность педагога – это специально организуемая деятельность, которая определяется целями и задачами современного образования, вы-текающими из социального заказа общества и государства. Педагог орга-низует взаимодействие с обучающимися (воспитанниками) через систему методов, форм, средств педагогического процесса с учетом конкретных условий и особенностей и возможностей самих обучающихся. Формы, ме-тоды и средства, используемые педагогом, должны быть педагогически целесообразными, этичными и гуманными, а также адекватными конкрет-ной ситуации взаимодействия. Деятельность обучающегося (воспитанника) или всего детского коллектива определяется, первую очередь, осознавае-мыми и неосознаваемыми мотивами и целями, которые не всегда сочетают-ся с целями всего коллектива, а тем более целями преподавателя (т.е. це-лями обучения и воспитания). Его деятельность, в соответствии с целями обучения и воспитания должна приводить к его развитию, формированию у него системы знаний и умений, опыта деятельности и отношений к само-му себе и окружающему миру. Однако, обучающийся использует те мето-ды и средства, которые соответствуют его знаниям и опыту, которым воз-никли у него в результате социализации, обучения и воспитания. Но чем меньше этот опыт, тем менее целесообразны, разнообразны и адекватны его действия. Поэтому основную ответственность несет тот, кто старше, компетентнее и мудрее, тот, кто организует обучение и воспитание фор-мирующейся личности. А ребенок несет ответственность за свои поступки лишь в той мере, в какой позволяет это делать его возраст, индивидуаль-ные и гендерные отличия, уровень обученности и воспитанности, осознан-ности самого себя в этом мире [6].
Целостность и процессуальный характер педагогического процесса рассматривается также через единство его структурных компонентов, та-ких как эмоционально-мотивационный, содержательно-целевой, организа-ционно- деятельностный и контрольно-оценочный. Эмоционально-ценностный компонент педагогического процесса характеризуется уров-нем эмоциональных отношений между его субъектами, педагогами и обу-чающимися, а также мотивами их совместной деятельности. С точки зрения субъект-субъектного и личностно-ориентированного подходов именно мо-тивы обучающихся должны лежать в основе организации их совместной деятельности. Формирование и развитие социально ценных и личностно значимых мотивов обучающихся — одна из главных задач педагогов. Кро-ме того важен характер взаимодействия между педагогами и родителями, обучающимися между собой, стили управления в данном образовательном учреждении.
Содержательно-целевой компонент педагогического процесса пред-ставляет собой совокупность взаимосвязанных общих, индивидуальных и частных целей образования и воспитания, с одной стороны, и учебно- вос-питательную работу – с другой стороны. Содержание конкретизируется как в отношении отдельной личности, так и групп обучающихся, и всегда должно быть направлено на достижение целей образования и воспитания.
Организационно-деятельностный компонент педагогического процес-са подразумевает управление педагогами учебно-воспитательным процес-сом с применением целесообразных и педагогически оправданных форм, методов и средств обучения и воспитания обучающихся [12].
Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса вклю-чает в себя контроль и оценку педагогами деятельности и поведения обу-чающихся воспитаников). Отношения между детьми и взрослыми всегда насыщены оценочными моментами. Важное значение имеет участие самого ребенка в оценивании самого себя и своих достижений (самооценка), оце-нивании других обучающихся (взимооценка) и учителя. От результата оценки последнего в многом зависят отношения между педагогом и обу-чающимися. Составной частью данного компонента является также и са-моконтроль и самооценка педагогом своего труда, своей деятельности, направленная на выявление педагогических успехов и ошибок, анализа результативности и качества процесса обучения и воспитания, необходимо-сти корректирующих действий. Основными функциями педагогического процесса являются образовательная (или учебная), воспитательная и раз-вивающая. Под функциями педагогического процесса понимаются специ-фические свойства педагогического процесса, знание которых обогащает наше представление о нем и позволяет сделать его более эффективным.
Образовательная функция связана с формированием знаний, умений и навыков, опыта репродуктивной и продуктивной творческой деятельно-сти. При этом выделяются общие знания и умения, необходимые каждому человеку и формируемые на каждом учебном предмете, и специальные, за-висящие от специфики отдельных наук, учебных предметов.