Курсовая с практикой на тему Принципы дифференциации транспортных тарифов в условиях рынка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Теоретико-методологические основы дифференциации транспортных тарифов в
условиях рынка. 6
1.1 Сущность
тарифообразования на транспорте. 6
1.2 Особенности
дифференциации транспортных тарифов на разных видах транспорта 9
1.3 Дифференциация
транспортных тарифов как фактор влияния на потребителей 12
2. Оценка дифференциации
транспортных тарифов ОАО «РЖД» и рекомендации по их оптимизации. 15
2.1 Общая характеристика
ОАО «РЖД». 15
2.2 Анализ тарифной
политики ОАО «РЖД» в отношении грузовых перевозок 19
2.3 Оценка дифференциации
тарифов на пассажирские перевозки. 21
2.4 Перспективы оптимизации
деятельности ОАО «РЖД» за счет дифференциации тарифов на пассажирские перевозки. 25
Заключение. 28
Список использованных
источников. 30
Введение:
Современный этап социально-экономических отношений
характеризуется высокой зависимостью основных сфер коммерческой деятельности от
потребителей товаров и услуг и от уровня конкуренции в отрасли. В условиях
высококонкурентной рыночной среды именно
спрос потребителей формирует предложение, влияет на формирование ассортимента
товаров и услуг, обеспечивает конкурентоспособность фирмы и т.д. Поэтому каждое
коммерческое предприятие в своей деятельности старается учитывать потребности
потребителей и возможное влияние конкурентов. Это находит проявление, прежде
всего, в ценовой политике компаний, дифференциации цен с учетом различных
внешних и внутренних факторов.
Транспортные предприятия не являются исключением из правил:
для них также чрезвычайно важны принципы дифференциации тарифов. Именно с
помощью изменения тарифов создаются эффективные механизмы управления
потребителями услуг, влияния на спрос потребителей.
Тогда как небольшие автотранспортные предприятия,
оказывающие услуги грузовых перевозок, могут регулировать тарифы с учетом
фактических затрат и планируемой прибыли, на ОАО «РЖД» тарифообразование имеет
свою специфику. Это обусловлено тем, что услуги ОАО «РЖД» является субъектом
естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок. При этом компания
осуществляет перевозку значительной доли грузов страны. Поэтому тарифная
политика ОАО «РЖД» имеет прямое влияние на другие отрасли национальной
экономики и способна влиять на экономическую безопасность России. Это
определяет особенности тарифообразования в ОАО «РЖД». Но даже с учетом контроля
со стороны государства, компания активно использует принципы дифференциации
транспортных тарифов с целью экономического влияния на потребителей, их спрос
на транспортные услуги. Это и определяет актуальность темы данной курсовой
работы.
Целью исследования в работе является разработка перспективных
принципов дифференциации транспортных тарифов с целью оптимизации работы ОАО
«РЖД».
Поставленная цель определила необходимость решения следующих
задач исследования:
—
определить сущность тарифообразования на
транспорте;
—
рассмотреть особенности дифференциации
транспортных тарифов на разных видах транспорта;
—
охарактеризовать дифференциацию транспортных
тарифов как фактор влияния на потребителей;
—
дать общую характеристику ОАО «РЖД»;
—
провести анализ тарифной политики ОАО «РЖД» в
отношении грузовых перевозок;
—
оценить дифференциацию тарифов на пассажирские
перевозки;
—
рассмотреть перспективы оптимизации деятельности
ОАО «РЖД» за счет дифференциации тарифов на пассажирские перевозки .
Объектом исследования выступают отношения в системе
«производитель услуг – потребитель» на транспортном рынке.
Предметом исследования выступают принципы дифференциации
транспортных тарифов в условиях рынка.
Методы исследования. В ходе выполнения данной курсовой работы
были использованы различные группы методов исследования. Среди общенаучных
методов в работе использованы метод анализа и синтеза, метод дедукции и
индукции, метод детализации и обобщения. Кроме того, при выполнении данной
работы были использованы и специальные методы исследования, такие как:
статистические методы (анализ динамики, анализ структуры, табличные и
графические методы анализа), методы экономического анализа (метод финансовых
коэффициентов).
Информационную базу исследования составляют источники
научной экономической информации (монографии, учебно-методическая литература,
публикации в научных периодических изданиях, Интернет-публикации), а также
финансовая отчетность и другие документы ОАО «РЖД».
Структура курсовой работы включает введение, две главы с
параграфами, заключение, список использованных источников, приложения. Первая
глава работы посвящена теоретическим вопросам темы. Во второй главе проведен
анализ деятельности ОАО «РЖД» и принципов дифференциации транспортных тарифов
компании.
Заключение:
Проведенное исследование показало, что тарифообразование в
транспортных компаниях имеет свою специфику и зависит от многих факторов. При
этом транспортные тарифы устанавливаются с учетом ситуации на рынке, уровня
конкуренции, тарифов конкурентов, а также поведения потребителей и тенденций
спроса на транспортные услуги.
Каждый вид транспорта отличается условиями
тарифообразования. Спецификой тарифной политики на железнодорожном транспорте
РФ является высокий уровень государственного регулирования. При этом принцип
дифференциации тарифов используются не только с целью увеличение объемов сбыта,
но и с целью перераспределения пассажирских или грузовых потоков во времени,
более эффективное использование транспортных средств и т.д. Особенно важными
целями применения принципов дифференцированных тарифов на железнодорожном
транспорте являются задачи стимулирования развития отдельных отраслей
национальной экономики, наращивания товарооборота со странами-партнерами и т.д.
Практическое исследование в работе проведено на материалах
ОАО «РЖД». Компания использует различные методы влияния на поведение
потребителей для реализации различных целей:
1) с целью формирования равномерной загруженности транспорта (вагонов)
на протяжении сезона – сезонные изменения тарифов; 2) с целью более
эффективного использования вагонов и равномерного их заполнения – специальные
тарифы при покупке билетов в вагоны с местами для сидения или в купейные вагоны, при покупке билетов на
верхние места купейных вагонов, установление разных цен на одни и те же услуги
в вагонах разного класса (например, за пользование постельными
принадлежностями); 3) с целью стимулирования объемов продаж – скидки при
одновременном выкупе целого купе (двух мест) в вагоне СВ для проезда одного
пассажира и т.д.; 4) с целью стимулирования предварительной покупки билетов –
скидки при покупке билетов туда и обратно; 5) с целью стимулирования групповых
перевозок – специальный тариф "Счастливые каникулы"; 6) с целью решения социальных задач
(патриотизма, развития внутреннего туризма) – специальные сниженные тарифы на
билеты сообщением на города-герои; 7) с целью развития международного туризма –
скидки на международные поездки молодоженам, в день рождения +/- 7 дней,
мини-группам и т.д.
С учетом потенциального влияния дифференцированных тарифов
на поведение пассажиров для компании ОАО «РЖД» можно рекомендовать: 1) использовать скидки с целью формирования
равномерной загруженности транспорта (вагонов) на протяжении дней недели. С
этой целью ОАО «РЖД» можно использовать неодинаковую тарификацию на поездки в
разные дни недели. Например, во вторник и среду следует предусмотреть понижение
тарифа, в понедельник, четверг и субботу оставить тариф без изменения, а
повысить тариф можно в пятницу и воскресенье; 2) стимулировать покупку билетов
потребителями через интернет. Это будет способствовать разгрузке касс на
железнодорожных вокзалах и постепенно сможет обеспечить сокращение затрат на
оплату труда кассиров железнодорожных касс; 3) использовать комплексное
экономической и психологическое влияние на потребителя, совмещая разные методы
управления его поведением.
Фрагмент текста работы:
. Теоретико-методологические основы дифференциации транспортных тарифов в
условиях рынка 1.1 Сущность тарифообразования на транспорте Транспорт, являясь неотъемлемой частью
социально-экономической структуры общества, должен определенным образом
реагировать на изменения в управлении экономикой страны. Переход к рыночным
отношениям в России потребовал использования рыночных механизмов хозяйствования
и на транспорте, но с учетом специфики организации транспортного производства,
его продукции и особенностей управления [11, с.197].
Транспорт как отрасль производства представляет собой
совокупность средств (воздушные суда, морские и речные суда, наземные
транспортные средства, трубопроводы), путей (автомобильные, железные дороги) и
узлов сообщения (грузовые терминалы, вокзалы, порты, аэропорты), посредством
которых осуществляется обеспечение процесса воспроизводства необходимым сырьем
и оборудованием, а также доставка продукции до потребителей. Основной
особенностью транспорта, характеризующей его как отрасль сферы услуг, является нематериальный
характер производимой продукции [1,
с.542].
Это определяет и специфику ценообразования на транспортные
услуги, в основе которого лежит формирование транспортного тарифа. Транспортный
тариф – это цена за перемещение материального объекта в пространстве.
Транспортные тарифы включают в себя тарифы на грузовые перевозки и пассажирские
тарифы. Грузовой транспорт, доставляя продукцию от производителей к
потребителю, увеличивает ее стоимость. Пассажирский транспорт оказывает услугу.
В связи с этим формирование пассажирских тарифов относится к сфере оказания
услуг [3, с.76].
Тарифы транспортных предприятий в настоящее время являются
преимущественно свободными и формируются самими перевозчиками с учетом ситуации
на рынке. Регулируемые тарифы сохраняются на железнодорожном транспорте, в
секторе городского и пригородного общественного транспорта, а также на
некоторых видах услуг естественных монополий транспорта [14, с.128].
В основе грузовых тарифов лежат общественно необходимые
затраты труда по доставке груза, что определяет стоимость перевозки, денежным
выражением которой является транспортный тариф. Затраты на перевозку груза
складываются из расходов на начальноконечные операции и расходов на его
транспортировку. Расходы на начально-конечные операции включают в себя затраты,
связанные, например, с формированием составов, погрузкой и разгрузкой их на
пунктах отправки и прибытия груза. Движенческие операции включают в себя расходы
по передвижению груза, по содержанию путей сообщения, энергетического
хозяйства, связи и др. Расходы на начальноконечные операции не связаны с
дальностью перевозки и зависят только от объема груза, поэтому в расчете на 1 т
они остаются постоянными. Движенческие расходы зависят от дальности перевозки.
В расчете на 1 т груза они возрастают прямо пропорционально расстоянию
перевозки. Таким образом, расходы по перевозке складываются из расходов по
начально-конечным операциям и движенческих расходов [3, с.77].
Тарифы на перевозку грузов определяются с учётом
особенностей перевозочного процесса; задач, стоящих перед перевозчиком;
конъюнктуры рынка и др. Существуют различные способы (методы) установления
тарифов. Главное условие при коммерческих перевозках грузов – установление
тарифов, позволяющих получать необходимую прибыль. Тариф может быть установлен
на тонну перевезённого груза, тонно-километр (сдельные тарифы), километр
пробега (покилометровые тарифы), час работы транспорта (повременные тарифы) или
комбинацию этих показателей [9,
с.76].