Курсовая с практикой на тему Принцип разделения властей – конституционная основа организации и осуществления государственной власти в Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Конституционные основы принципа разделения властей в РФ 6
1.1. Исторические предпосылки становления принципа разделения властей в конституционно-правовой теории 6
1.2. Развитие концепции разделения властей в РФ 13
2. Конституционно-правовое осуществление принципа разделения властей в государственном механизме РФ 16
2.1. Разделение властей – конституционная основа российской государственности 16
2.2. Президент Российской Федерации как составляющая часть системы разделения властей в РФ 20
2.3. Законодательная и исполнительная власть в России 25
2.4. Роль и значение судебных институтов власти в построении, реализации принципа властей 29
Заключение 33
Библиографический список 35
Введение:
Актуальность исследуемой темы. Тема «Принцип разделения властей» в истории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства.
Проблема разделения властей в настоящее время является весьма острой для современного государства, так как затрагивает фундаментальные основы жизнедеятельности государства и общества. Принцип разделения властей имеет определяющее значение, что предусматривает формирование системы «сдержек и противовесов» как совокупности правовых ограничений в отношении той или иной государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).
Данная тема является достаточно актуальной, так как в современном мире процессы реализации принципа разделения властей проявляются во всех моделях взаимоотношений различных органов государственной власти и изучение этих моделей важно для понимания структурно – функционального соотношения полномочий органов государственной власти и субъектов РФ. Федеральное Собрание РФ является высшим представительным и законодательным органом в пределах нашей страны. Нижняя палата Федерального Собрания РФ –Государственная Дума РФ и представляет собой в полной мере представительный государственный орган, депутаты которого избираются гражданами России сроком на пять лет. Верхняя палата именуется Советом Федерации РФ. За свою непродолжительную историю существования Совет Федерации прошел различные варианты в своем формировании. Если до принятия Конституции РФ Совет Федерации формировался путем прямых выборов, то после принятия Конституции закрепился иной порядок формирования, согласно статье 95 Конституции: «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти».
Степень научной разработанности темы. Вопросы формирования, развития и развития принципа разделения властей, его историко-правовые корни, рассматривали многие современные ученые: М.В. Баглай, В.Е. Чиркин, А.И. Лепешкин, Г.В. Атаманчук, С.А. Авакьян, Н.В. Витрук, Е.И. Козлова, А.Б. Венгеров, В.В. Лазарева, В.Н. Хропанюк, Г.Н Маков, С.А. Комаров и другими исследователи.
Цель данной курсовой работы — проанализировать принцип разделения властей как признак демократического государства.
Исходя из цели, в работе решаются следующие задачи:
— выявить истоки и становление теории разделения властей;
— описать содержание и конституционную модель принципа разделения властей;
— проанализировать практику реализации разделения властей;
— охарактеризовать принцип разделения властей как основу демократии в Российской Федерации;
-рассмотреть проблемы реализации и функционирования государственной власти в РФ на основе принципа разделения властей.
Предметом исследования являются конституционные принципы правового государства.
Объектом исследования выступает принцип разделения властей.
В данной работе использованы такие методы познания как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический.
Эмпирическую базу исследования составляет практика деятельности и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов.
Информационная база исследования сформировалась в результате изучения и использования теоретического и практического материала, литературных источников, официальных документов, законодательных и иных нормативных правовых актов, публикаций по вопросам системы органов государственной власти, правового обеспечения деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что выводы, полученные в результате исследования, а также, сделанные автором предложения могут быть использованы в процессе реформирования действующего конституционно-правового законодательства с целью его более точного соответствия доктрине разделения властей, а также с целью повышения эффективности всего государственного механизма.
Новизна исследования находит непосредственное выражение в следующем положении: разделения властей в государстве обусловлена множеством факторов, как то: форма правления, форма государственного устройства, политический режим, исторические, политические, религиозные, национальные и иные особенности, а также субъективное понимание принципа разделения властей.
Заключение:
Специфические особенности концепции разделения властей применительно к Российской Федерации можно изложить в следующем порядке. Во-первых, это положение о статусе Президента страны в системе осуществления государственной власти. Хотя фактически он не упомянут в статье 10 Конституции, в которой речь идёт о государственной власти, формально он является её неотъемлемой её частью. В России принцип разделения властей на практике сразу столкнулся с одним из наиболее очевидных проявлений отечественной политической традиции – доминирующей позицией главы государства в государственном аппарате.
Строительство отечественной системы сдержек и противовесов происходило на фоне острой политической борьбы, поэтому в российском варианте она сложилась таким образом, что она, с одной стороны, формализует статус Президента, с другой – структуры законодательной, исполнительной, судебной власти. Такое построение позволило Президенту России фактически контролировать все структуры власти. Интересной отечественной особенностью является то, что законодательные органы выполняют некоторые задачи управления и в некотором роде даже правосудия (ратификация и денонсация международных договоров, принятие решений о национально-государственном устройстве, об отрешении от должности президента РФ).
А исполнительная власть соответственно имеет полномочия в законотворчестве (возможность издания актов, имеющих нормативное значение, а также заключение международных договоров). Примечательно и то, что система разделения властей, господствующая на федеральном уровне, находит свое отражение на уровне субъектов РФ, хотя практика на уровне субъекта является усеченной. Субъект не вправе ни создавать собственную систему судебной власти, ни образовывать соответствующие органы ее осуществления.
Следовательно, ограниченность реализации исследуемого принципа на уровне субъекта проявляется в том, что конституционный статус этого принципа имеют лишь функции законодательной и исполнительной власти, а судебная – не имеет. Однако в ряде субъектов Федерации (Башкортостан, Свердловская и Иркутская области) созданы конституционные суды (уставные суды) либо подобные им органы. Роль и значение разделения властей на региональном уровне вполне соответствуют современным подходам: не допускается концентрация власти у одного органа или лица в субъектах РФ; признается их самостоятельность.
Российская практика показывает, что разделение властей – это принцип с изменяющимся содержанием, эволюционирующим по мере исторического прогресса правовой свободы, демократии и гражданского общества, и он по-разному проявляется в различных национальных правовых системах. Российская модель опирается на сильную централизованная власть главы государства, координатора всех ветвей с широким спектром полномочий. Отличием от классической идеи является единство органов власти, несмотря на их богатое разнообразие, а также то, что некоторым органам присущи нетипичные функции других органов.
Фактически в стране реализуется концепция организационного единства государственной власти, поскольку концепция имеет ряд нехарактерных черт для классической идеи Монтескье.
Фрагмент текста работы:
1. Конституционные основы принципа разделения властей в РФ
1.1. Исторические предпосылки становления принципа разделения властей в конституционно-правовой теории
Институт разделения властей – это один из основных институтов современного правового государства. При этом необходимо подчеркнуть, что если институт президентства является политическим достоянием конца XVIII в., то институт разделения властей, как и институт самого права, стал зарождаться с древнейших времен, модернизируясь и совершенствуясь. Анализ научной литературы показывает, что интерес к проблеме разделения властей стал проявляться ещё в античности. Учёные (Платон, Аристотель, Полибий и Цицерон) уже в то время начали задаваться вопросом об эффективности и ответственности государственной власти перед обществом, пытаясь найти и выделить различные механизмы её сдерживания. В своём политическом учении Платон (427–347 гг. до н.э.) создаёт модель идеального государства, которое он противопоставляет тимократии, олигархии и демократии. Платон делит людей на три сословия: высший класс – философы, второй класс – стражи и воины, третий – ремесленники и крестьяне. Власть в идеальном государстве должна полностью принадлежать философам и быть неограниченной. По мнению учёного, преданность своему делу у всех сословий, причём каждое должно выполнять ему свойственное, сделает государство справедливым .
Подчеркнём, что Платон не занимался вопросами разделения властей, а если быть точным, то в его теории разделения труда между тремя сословиями не признаётся, а вообще отрицается принцип разделения властей. Однако учение Платона повлияло на дальнейшее развитие теории в эпоху Нового времени. Аристотель (384–322 гг. до н.э.) в своём труде «Политика» различает между собой «три элемента» любого государственного строя: «первый – законосовещательный орган о делах государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы» . При этом, учёный не пытается рассмотреть характер взаимоотношений между ними, механизм их взаимосвязей, формы и пределы их участия в осуществлении всей совокупности властных полномочий в государственном управлении. Поэтому, по нашему мнению, эти «три элемента» у Аристотеля выступают не как различные виды власти и относительно самостоятельные проявления целостной государственной власти, а скорее как формообразующие составляющие государства.
Марк Туллий Цицерон (106–43 до н.э.) стоял у истоков понимания идеи «правового государства», выделяя три формы правления: царскую власть, аристократию и демократию при этом, подчеркивал, что благосклонностью своей нас прельщают к себе цари, мудростью – оптиматы, свободой – народы . По мнению учёного, каждый из трёх видов государственной власти в отдельности, не является наилучшим. Поэтому Цицерон выступает за смешанную модель управления государством, в которой будут сочетаться только достоинства. Таким образом, определённые идеи о необходимости разделения властей и даже некоторое воплощение их в политическую практику имели место ещё в античности. В Средние века произошло разделение светской власти от церковной. Причём, главное внимание акцентировалось не на разделении, а на согласии и сотрудничестве антагонистически настроенных властей. Виднейшими представителями того времени были Аврелий Августин (354–430) и Фома Аквинский (1226– 1274).
В эпоху Возрождения следует особо выделить Н. Макиавелли (1469– 1527), который решал задачу обоснования необходимости объединения Италии в могучее централизованное государство, в своих научных трудах «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь» Н. Макиавелли теоретически разработал идею единой государственной власти и полновластия правителя. В аспекте этого Макиавелли активно осуществлял секуляризацию государственной власти, т.е. ее освобождение от религиозного влияния. В эпоху Нового времени, начиная с XVII в., теоретическая конструкция разделения властей, сохранившая своё значение и поныне, приобретает более или менее завершающий характер. Значительный вклад в её разработку внесли Ж. Боден, Т. Гоббс, Г. Гроций, Дж. Локк, Ш-Л. Монтескьё, Ж.- Ж. Руссо, Б. Констан и др. Основной акцент политических философов был сделан на изучение государства, которое рассматривалось, как уникальная независимая организация, главной функцией которой была защита и безопасность людей. Французский философ Ж. Боден (1529–1596) был противником смешанной формы управления государством, выступал за суверенную власть – неделимую власть государства.
Лучшей формой правления признавал легитимную монархию. При этом, глава государства, как обладатель исключительного суверенитета не может быть связан не только обычаями, но и изданными им же законами, т.к. власть, которая его может сдерживать – это власть Бога. Однако, по нашему мнению, именно при абсолютной монархии могут наступать предпосылки для узурпации власти и установления диктатуры, при которой царит полное бесправие народа, отсутствуют какие-либо представительные органы. Данное утверждение подтверждается как на примере исторических практик (например, установление диктатуры в Италии (1922–1943гг.), Германии (1933–1945гг.), Доминиканской Республике (1930–1961гг.), Никарагуа (1934–1979гг.), Гватемале (1931– 1944гг.), на Гаити (1957–1986гг.) [2, с. 53], так и на примере современных политических систем (например, Северная Корея, Саудовская Аравия, Либерия, Мьянма, Экваториальная Гвинея). Несмотря на то, что есть и республики, где президентская власть выбирается «снизу», однако, вследствие слабого развития институтов гражданского общества, их тоже можно отнести к странам с диктаторским режимом (например, Венесуэла, Куба и Туркменистан).
Английский философ Т. Гоббс (1588–1679), являясь противником теории разделения властей, выделял три формы правления – демократическую, аристократическую и монархическую. По мнению учёного, «государство (civitas) есть единая личность, а значит, воля его (государства) базируется на соглашениях многих людей с тем, чтобы оно имело возможность использовать силы и способности каждого для защиты общего мира» . Т. Гоббс, отмечает, что монархия и аристократия происходят от народа, но после того, как монарх получает власть от народа, народ перестаёт быть лицом, т.к. лишается верховной власти.