Курсовая с практикой на тему Принцип дифференциации в истории и теории педагогики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты изучения принципа дифференциации в педагогике 6
1.1.
Особенности дифференциальной педагогики и психологии. 6
1.2. Основы
дифференцированного обучения. 10
1.3. Методы, средства, формы дифференцированного обучения. 13
Глава 2.
Специфика использования принципа дифференциации в ДОУ.. 17
2.1.
Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста. 17
2.2.
Дифференцированный подход к образовательной деятельности дошкольников 22
2.3. Анализ
построения образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада
принципом дифференциации. 25
Заключение. 30
Список
используемой литературы.. 31
Введение:
Актуальность работы. Одним
из ключевых направлений развития российской образовательной системы является
ориентация на стандарты, предполагающие создание комфортной образовательной
среды. Принцип дифференциации в педагогике – актуальная проблема современных
образовательных учреждений. Как известно, дифференцированное обучение – это
работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной
системы с целью развития личности каждого ребенка.
Чаще
всего воспитатель работает в группе, где собраны дети с разным уровнем подготовленности,
разными способностями, иногда и с задержкой умственного развития. Дети
по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать,
понять, усвоить, запомнить. Поэтому даже самое методически совершенное занятие
не обязательно будет успешным. Согласимся с известным психологом Н. А. Менчинмкой
в том, что в эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но
и от индивидуальных, особенностей личности детей.
Потребность в дифференцированном обучении становится все более острой,
так как каждое образовательное учреждение должно дать возможность каждому
ребенку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей,
возможностей и желания. Чтобы достичь данного результата, группу лучше
разделить на подгруппы с учетом психологических особенностей, характера каждого
воспитанника.
Принцип дифференциации приносит положительные результаты:
– уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться
в рамках обычной программы;
– решается проблема неуспеваемости, потому что каждыйучится так, как может;
в группе улучшается психологический климат;
– становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.
Еще К. Д. Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса,
рекомендовал делить классы на группы, чтобы давать детям задания в соответствии
с их подготовкой. Педагог писал, такое деление класса на группы, из которых
одна сильнее другой, не только не вредно, но даже полезно, если наставник
умеет, занимаясь с одной группой сам, дать Двум другим полезное самостоятельное
упражнение.
Хотя
вопрос о дифференцированном обучении хорошо разработан теоретически, многие
практические вопросы остаются открытыми, а именно:
–
как организовать учет индивидуальных особенностей учащихся, как лучше разделить
их на подгруппы (т. е. выделить сильных, средних и слабых) и установить
причины, по которым ребенок не успевает по предмету;
–
как методически правильно построить занятие;
–
как организовать постоянную (а не эпизодическую работу с хорошо успевающими детьми;
–
как проводить дифференцированные проверочные работы и оценивать их;
–
исходя, из каких критериев отбирать учебный материал для каждой группы и как
предъявлять его.
Объект исследования
– процесс дифференциального обучения.
Предмет
исследования – принцип дифференциации в
педагогике.
Цель исследования
– изучить особенности принципа дифференциации в истории и теории педагогики.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть особенности дифференциальной педагогики и психологии;
2. Рассмотреть основы
дифференцированного обучения;
3.
изучить методы, средства, формы
дифференцированного обучения;
4.
рассмотреть психолого-педагогические
особенности детей дошкольного возраста; 5.
проанализировать дифференцированный подход к образовательной деятельности
дошкольников;
6.
проанализировать особенности построения образовательного процесса в
разновозрастной группе детского сада принципом дифференциации.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким
образом, можно сделать вывод, что дифференцированное обучение предполагает
соблюдение следующих условий:
– педагог
хорошо знает учащегося, Его индивидуальные психологические особенности, его
сильные и слабые стороны;
– ученики
достигли определенного уровня умений самостоятельно приобретать знания;
– в группе
есть коллектив;
– свой образ
ученика учитель должен подвергать критическому пересмотру.
На наш
взгляд, схема урока дифференцированного обучения может быть следующей:
1.
Совместная постановка задачи.
2.
Дифференцированное повторение необходимого материала.
3.
Совместное изучение нового материала.
4. Дифференцированное
закрепление.
5. Проверка
работы каждой группы с участием остальных учеников,
6. Общая
проверка усвоения материала.
7.
Дифференцированное домашнее задание.
При
планировании занятия воспитатель, во-первых, определяет систему знаний, умений,
навыков, подлежащих усвоению. Во-вторых, подбирает тексты упражнений, определяет
способы их выполнения. В-третьих, выделяем наиболее сложные вопросы, которые
могут затруднить воспитанников. В-четвертых, продумывает пути взаимодействия
групп, рациональные приемы проверки результатов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения
принципа дифференциации в педагогике
1.1. Особенности дифференциальной
педагогики и психологии Существуют самые разнообразные, и даже
противоположные точки зрения на дифференциальную психологию, ее предмет и место
в системе научного знания: от полного отрицания самостоятельности этой науки,
попытки подменить ее предмет психологией личности – до сведения предмета
дифференциальной психологии только к выявлению генетических основ
индивидуальных различий. С другой стороны, есть исследователи, которые
полагают, что дифференциальная психология должна заменить собой общую
психологию, поскольку нельзя рассматривать психологические характеристики
абстрактно, в отрыве от их конкретного носителя – человека и его
индивидуальных особенностей.
Отсутствие единой концепции
дифференциально-психологических знаний часто приводит к тому, что эти знания
растворяются в контексте других психологических дисциплин. Тем более что эти
дисциплины зачастую отличаются большей сформированностью и самодостаточностью,
чем дифференциальная психология.
Поиск концепции, или системы координат,
которая помогла бы упорядочить многообразие проявлений индивидуальных различий,
и является в настоящее время одной из важных задач дифференциальной психологии.
В современной дифференциальной психологии имеются попытки определенным образом
структурировать индивидуальные различия по принадлежности к разным уровням
свойств человека.
Теоретически все
индивидуальные различия, относящиеся к различным категориям психического,
должны рассматриваться в дифференциальной психологии, если она претендует на
решение задачи их целостного и системного изучения. Но нужно отдавать себе
отчет в том, что на современном этапе развития науки в полной мере осуществить
это пока