Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольное образование

Курсовая с практикой на тему Принцип дифференциации в истории и теории педагогики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические аспекты изучения принципа дифференциации в педагогике  6

1.1.
Особенности дифференциальной педагогики и психологии. 6

1.2. Основы
дифференцированного обучения. 10

1.3. Методы, средства, формы дифференцированного обучения. 13

Глава 2.
Специфика использования принципа дифференциации в ДОУ.. 17

2.1.
Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста. 17

2.2.
Дифференцированный подход к образовательной деятельности дошкольников  22

2.3. Анализ
построения образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада
принципом дифференциации. 25

Заключение. 30

Список
используемой литературы.. 31

  

Введение:

 

Актуальность работы. Одним
из ключевых направлений развития российской образовательной системы является
ориентация на стандарты, предполагающие создание комфортной образовательной
среды. Принцип дифференциации в педагогике – актуальная проблема современных
образовательных учреждений. Как известно, дифференцированное обучение – это
работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной
системы с целью развития личности каждого ребенка.

Чаще
всего воспитатель работает в группе, где собраны дети с разным уровнем подготовленности,
разными способностями, иногда и с задержкой умственного развития. Дети
по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать,
понять, усвоить, запомнить. Поэтому даже самое методически совершенное занятие
не обязательно будет успешным. Согласимся с известным психологом Н. А. Менчинмкой
в том, что в эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но
и от индивидуальных, особенностей личности детей.

Потребность в дифференцированном обучении становится все более острой,
так как каждое образовательное учреждение должно дать возможность каждому
ребенку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей,
возможностей и желания. Чтобы достичь данного результата, группу лучше
разделить на подгруппы с учетом психологических особенностей, характера каждого
воспитанника.

Принцип дифференциации приносит положительные результаты:

– уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться
в рамках обычной программы;

– решается проблема неуспеваемости, потому что каждыйучится так, как может;
в группе улучшается психологический климат;

– становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.

Еще К. Д. Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса,
рекомендовал делить классы на группы, чтобы давать детям задания в соответствии
с их подготовкой. Педагог писал, такое деление класса на группы, из которых
одна сильнее другой, не только не вредно, но даже полезно, если наставник
умеет, занимаясь с одной группой сам, дать Двум другим полезное самостоятельное
упражнение.

Хотя
вопрос о дифференцированном обучении хорошо разработан теоретически, многие
практические вопросы остаются открытыми, а именно:


как организовать учет индивидуальных особенностей учащихся, как лучше разделить
их на подгруппы (т. е. выделить сильных, средних и слабых) и установить
причины, по которым ребенок не успевает по предмету;


как методически правильно построить занятие;


как организовать постоянную (а не эпизодическую работу с хорошо успевающими детьми;


как проводить дифференцированные проверочные работы и оценивать их;


исходя, из каких критериев отбирать учебный материал для каждой группы и как
предъявлять его.

Объект исследования
– процесс дифференциального обучения.

Предмет
исследования  – принцип дифференциации в
педагогике.

Цель исследования
– изучить особенности принципа дифференциации в истории и теории педагогики.

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Рассмотреть особенности дифференциальной педагогики и психологии;

2. Рассмотреть основы
дифференцированного обучения;

3.
изучить методы, средства, формы
дифференцированного обучения;

4.
рассмотреть психолого-педагогические
особенности детей дошкольного возраста; 5.
проанализировать дифференцированный подход к образовательной деятельности
дошкольников;

6.
проанализировать особенности построения образовательного процесса в
разновозрастной группе детского сада принципом дифференциации.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, можно сделать вывод, что дифференцированное обучение предполагает
соблюдение следующих условий:

– педагог
хорошо знает учащегося, Его индивидуальные психологические особенности, его
сильные и слабые стороны;

– ученики
достигли определенного уровня умений самостоятельно приобретать знания;

– в группе
есть коллектив;

– свой образ
ученика учитель должен подвергать критическому пересмотру.

На наш
взгляд, схема урока дифференцированного обучения может быть следующей:

1.
Совместная постановка задачи.

2.
Дифференцированное повторение необходимого материала.

3.
Совместное изучение нового материала.

4. Дифференцированное
закрепление.

5. Проверка
работы каждой группы с участием остальных учеников,

6. Общая
проверка усвоения материала.

7.
Дифференцированное домашнее задание.

При
планировании занятия воспитатель, во-первых, определяет систему знаний, умений,
навыков, подлежащих усвоению. Во-вторых, подбирает тексты упражнений, определяет
способы их выполнения. В-третьих, выделяем наиболее сложные вопросы, которые
могут затруднить воспитанников. В-четвертых, продумывает пути взаимодействия
групп, рациональные приемы проверки результатов.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения
принципа дифференциации в педагогике

1.1. Особенности дифференциальной
педагогики и психологии Существуют самые разнообразные, и даже
противоположные точки зрения на дифференциальную психологию, ее предмет и место
в системе научного знания: от полного отрицания самостоятельности этой науки,
попытки подменить ее предмет психологией личности – до сведения предмета
дифференциальной психологии только к выявлению генетических основ
индивидуальных различий. С другой стороны, есть исследователи, которые
полагают, что дифференциальная психология должна заменить собой общую
психологию, поскольку нельзя рассматривать психологические характеристики
абстрактно, в отрыве от их конкретного носителя – человека и его
индивидуальных особенностей.

Отсутствие единой концепции
дифференциально-психологических знаний часто приводит к тому, что эти знания
растворяются в контексте других психологических дисциплин. Тем более что эти
дисциплины зачастую отличаются большей сформированностью и самодостаточностью,
чем дифференциальная психология.

Поиск концепции, или системы координат,
которая помогла бы упорядочить многообразие проявлений индивидуальных различий,
и является в настоящее время одной из важных задач дифференциальной психологии.
В современной дифференциальной психологии имеются попытки определенным образом
структурировать индивидуальные различия по принадлежности к разным уровням
свойств человека.

Теоретически все
индивидуальные различия, относящиеся к различным категориям психического,
должны рассматриваться в дифференциальной психологии, если она претендует на
решение задачи их целостного и системного изучения. Но нужно отдавать себе
отчет в том, что на современном этапе развития науки в полной мере осуществить
это пока

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы