Теории и технологии обучения младших школьников Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Применение технологии смыслового чтения в формировании метапредметных компетенций учащихся начальной школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИЙ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ.. 6

1.1. Характеристика метапредметных компетенций. 6

1.2. Специфика технологии смыслового чтения для
формирования метапредметных компетенций учащихся начальной школы.. 13

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ  
ПОСРЕДСТВОМ   ТЕХНОЛОГИЙ   СМЫСЛОВОГО 
ЧТЕНИЯ   16

2.1. Условия успешного формировании метапредметных
компетенций учащихся начальной школы.. 16

2.2. Разработка технологии смыслового чтения для
формирования метапредметных компетенций учащихся начальной школы.. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ35

  

Введение:

 

Растущий поток
общественной, научной и технической информации влияет на содержание обучения,
затрудняет его использованием традиционных способов отбора материала, нарушает
стабильность, приводит к перегрузке учащихся учебным материалом, не имеет
образовательного значения. В таких условиях способы нетрадиционного решения
проблемы обновления содержания обучения и воспитания, решают
педагоги-исследователи путем межпредметных связей, которые сегодня особенно
актуальны.

Современная система
образования предоставляет учителю возможность выбора среди множества
инновационных технологий ту, которая позволит по-новому взглянуть на привычные
вещи, поможет вооружить обучающихся не только знаниями, но и умениями, развить
их познавательную самостоятельность. Новые федеральные государственные
образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени,
смещают акцент на формирование у обучающегося личностных качеств созидателя и
творца, его духовно-нравственное воспитание. Радикальные изменения происходят,
в том числе, и в технологиях обучения (переход от объяснительных к
деятельностным), и в изменении оценки результатов обучения (оценка не только
предметных ЗУН, но и метапредметных и личностных результатов). В концепции ФГОС
общего образования выделен культурно-исторический, системно-деятельностный
подход к школьному образованию. Поэтому наиболее эффективными будут те
технологии, которые направлены на познание, коммуникативное, социальное и
личностное развитие школьника через деятельность. Этому будут способствовать
использование межпредметных связей.

В наше время существует
немало методов и технологий обучения учащихся начальной школы – как
традиционных, так и новых. Необходимым условием выбора того или иного метода
обучения, который подходит и учителю, и учащимся, является знание инновационных
технологий обучения. Основная задача современного учителя – выбрать методы и
формы организации учебной деятельности, которые лучше всего отвечают уровню
развития каждого ребенка. Одной из таких технологий является технология
смыслового чтения.

Обучение современного
школьника невозможно без использования приемов развития смыслового чтения,
критического мышления, среди которых главное место занимает технология
критического чтения.

Формирование творческой и
мыслительной активности – одна из важнейших задач современного образования. В
программе модернизации образования отмечена необходимость развития у
обучающихся умений критического мышления. Именно на это направлена технология
развития стратегий смыслового чтения через развитие критического мышления. Она
представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных
на то, чтобы заинтересовать обучающегося, пробудить в нем творческую
активность, предоставить условия для осмысления нового материала, помочь ему
творчески переработать и обобщить полученные знания.

Система предлагает такой
подход к преподаванию, который приучает учащихся, к критическому анализу,
формирует собственное мнение, сопоставлению информации с противоположных точек
зрения, разработке системы доказательств в поддержку определенной точки зрения,
учит тщательно исследовать новую информацию, оценивать новые идеи, определять
общую ценность новых знаний на основе собственных потребностей и целей. Однако,
нами была выявлена проблема, которая состоит в том, что на сегодняшний день
вопрос развития стратегий смыслового чтения является недостаточно разработанным
с точки методологии использования технологии смыслового чтения в процессе
формирования метапредметных компетенций младших школьников.

Актуальность
проблемы метапредметных компетенций социально обусловлена изменениями в научной
и производственной сферах, которые вызывают необходимость изменений в обучении
подрастающего поколения. Также актуальность данной работы связана с поиском
эффективности образования и воспитания подрастающего поколения.

Объект исследования
процесс формирования метапредметных компетенций учащихся начальной школы.

Предмет исследования
применение технологии смыслового чтения в формировании метапредметных компетенций
учащихся начальной с применением технологии смыслового чтения.

Цель исследования
выявление специфики и разработка технологии применения технологии смыслового
чтения в формировании метапредметных компетенций учащихся начальной школы.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику
метапредметных компетенций.

2. Описать специфику
технологии смыслового чтения.

3. Выделить условия
успешного формировании метапредметных компетенций учащихся начальной школы.

4. Разработать технологию
смыслового чтения для формирования метапредметных компетенций учащихся
начальной школы.

Практическая значимость
исследования
состоит в том, что собранный материал
можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса, в также
возможности применения в работе учителя начальных классов.

Структура курсовой работы
обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Новые социальные запросы,
отраженные во ФГОС НОО, определяют цели образования как общекультурное,
личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую
метапредметную (ключевую) компетенцию образования, как «научить учиться». Термин
метапредметные компетенции означает умение учиться, т.е. способность субъекта к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта.

Уроки русского языка и
чтения в начальной школе с учетом формирования метапредметных компетенций, в
частности, коммуникативных, требуют от учителя грамотного построения урока с
использованием технологии смыслового чтения, а также таких методов, как беседа,
работа в группах, работа в парах.

Использование на уроках в
начальной школе технологии смыслового чтения, направленной на формирования
метапредметных компетенций учащихся, предполагает
понимание
текста, извлечение из него информации и её дальнейшее осмысление. Понимание
требует умения выделять в тексте отдельные его элементы, обобщать,
синтезировать полученные факты в смысловые куски и соотносить их друг с другом,
что является необходимым условием формирования метапредметных компетенций.

Итак, в результате
проделанной нами работы была осуществлена попытка решить проблему недостаточной
разработанности вопроса Применение технологии смыслового чтения в формировании
метапредметных компетенций учащихся начальной школы, достигнута цель
исследования, которая заключалась в выявлении специфики и разработке технологии
применения технологии смыслового чтения в формировании метапредметных компетенций
учащихся начальной школы.
 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИЙ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

1.1. Характеристика
метапредметных компетенций

 

В современном
педагогическом процессе в период формирования новой школы значительное развитие
получила идея использования межпредметных связей, межпредметной интеграции. В
условиях постоянного увеличения объемов учебного материала ребенку все сложнее
собрать их в целостную картину. Поэтому на смену урокам, на которых
традиционно, в основном, преобладает изучение теоретического материала, должны
прийти занятия, способствующие целостному восприятию учебного материала,
формированию системного мышления, положительного эмоционального отношения к
познанию.

Значение использования
межпредметных связей состоит в том, что они углубляют содержание урока,
повышают его познавательную ценность, ученики усваивают взаимосвязь процессов и
явлений окружающего мира. Познавательная деятельность учащихся на уроке
английского языка под влиянием межпредметных связей значительно активизируется [
15,
с. 46-50]. Учащиеся применяют знания сразу по нескольким предметам к решению
новых задач, проблемных вопросов. Это требует значительного напряжения памяти,
умственных и волевых процессов. Наблюдается высокая заинтересованность учеников
уроком на протяжении всего учебного часа [
20,
с. 488].

Проблема использования
межпредметных связей не нова. Наиболее полно в педагогике обосновал
дидактическую значимость межпредметных связей еще К. Ушинский. В работе
«Человек как предмет воспитания» он раскрыл сущность припоминания по
противоположностям, сходствам, порядку времени, месту, внутренним чувствам. При
этом необходимость взаимосвязи учебных предметов он обосновал в противовес
схоластическим методам обучения, которые опирались на механическое заучивание.

Как известно, детям
свойственно целостное восприятие окружающей действительности, непринужденность
поведения во время выполнения различных видов учебно-познавательной
деятельности. У них очень рано появляется свой целостный «образ мира». С
поступлением ребенка в школу эта целостность разрушается по причине суровых
границы между отдельными предметами. Знания, которые приобретают младшие
школьники таким образом, мало связаны между собой [
25,
с. 92]. Поэтому особенно важной является проблема реализации межпредметных
связей в процессе изучения различных учебных предметов именно в начальных
классах, в том числе и на уроках английского языка.

Т.Л. Блинова и А.С.
Кирилова отмечают, что термин «межпредметные связи» определяется как взаимное
согласование учебных программ, что обусловлено системой наук и дидактической
целью
[1,
с. 65-67
].

Межпредметные связи ‒ это
согласованность между учебными предметами, которая дает возможность
рассматривать факты и явления реальной действительности с различных точек
зрения, с позиций различных дисциплин [
24,
эл. ресурс].

А.М. Курбонов определяет
межпредметные связи как принцип обучения, согласно которому обучение новому
программному материалу строится с учетом содержания смежных учебных предметов [
9,
с. 1198].

В. Максимова отмечает,
что межпредметные связи ‒ это средство отражения в содержании каждого учебного
предмета и в учебной деятельности продуктов межнаучной интеграции, поскольку
они способствуют реализации принципа научности в содержании обучения [
23,
с. 738-741].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы