Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Применение сервиса Matific для обучения математике в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения сервиса Matific на уроках математики в начальной школе 5
1.1. Использование компьютерных технологий на уроках математики 5
1.2. Использование сервиса Matific с целью повышения эффективности обучения на уроках математики в начальной школе 13
Глава 2. Организация уроков математики в 4 классах с использованием
Matific 19
2.1. Особенности организации уроков по математики в 4-м классе посредствам Matific 19
2.2. Анализ результатов исследования 30
Заключение 33
Список литературы 34

 

  

Введение:

 

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов умение выстраивать технологию обучения становится необходимым для каждого учителя начальных классов. В соответствии с требованиями стандартов образовательный процесс организовывает педагог, учитывая особенности учащихся. В связи с этим учитель должен знать технику построения процесса обучения младших школьников, в том числе и использование интерактивных средств.
Анализ научной литературы показывает, что использование интерактивных средств требует соблюдения определенных подходов, описанных многими учеными различного профиля (философами, психологами, дидактами, методистами), такими как: О. Е. Шувалова, Е. Ю. Прошина, С. В. Кузьмин, А. В. Рожко.
Однако несмотря на то, что в федеральном государственном стандарте прямо указывается на необходимость активного использования интерактивных средств для решения познавательных задач, до сих пор нет разработок практического применения интерактивных средств для обучения младших школьников математике. В связи с этим вопрос о поиске способов применения новых технологий обучения математике на данный момент является актуальным. Актуальность проблемы и её недостаточные разработки позволили нам определить тему исследования: «Применение сервиса Matific для обучения математике в начальной школе».
В соответствии с темой определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по использованию интерактивных технологий обучения на уроках математики в 4 классах на примере сервиса Matific.
Объект исследования: процесс внедрения интерактивных технологий на уроках математики в начальной школе.
Предмет исследования: влияние интерактивных методов и приёмов обучении младших школьников математике на уровень сформированности их познавательных универсальных учебных действий.
Гипотеза: если на уроках математики в 4 классах применять комплекс Matific, то это будет способствовать активизации познавательной деятельности обучающихся, формированию УУД.
Задачи исследования:
1. Теоретические основы интерактивного обучения на уроках математики в начальной школе
2. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу, направленную на повышение уровня сформированности познавательных и регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики.
3. Разработать уроки с применением сервиса Matific.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностические методики: «Рисование по точкам» (регулятивные универсальные учебные действия), методика «Выделение существенных признаков» (универсальные учебные действия).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов экспериментального исследования.
Теоретическую базу нашего исследования составили работы Белоусовой Н.Г., Бунеева Р.Н., Леоновой Н.С., Мясоед Т.А, Пиликиной Н.В., Шмелёвой Н.Г. и др.
Практическая значимость исследования: разработанный комплекс интерактивных форм, средств и приемов обучения математике повышают уровень знаний младших школьников по математике и могут быть использованы учителями начальной школы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализируя тенденции современного математического образования, особенности их реализации в процессе обучения, мы пришли к выводу, что в данный момент на этапе развития применение современных технологий обучения особенно важно. Применение интерактивных технологий в обучении математике позволяет поддерживать данную тенденцию.
Использование интерактивных технологий позволяет разнообразить уроки, сделать их интересными, занимательными, что способствует поддержанию у обучающихся учебно-познавательного интереса. Чем больше интерес обучающихся к предмету, тем выше качество их знаний. Также интерактивные технологии направлены на установление межличностных отношений в классе путем учебного взаимодействия, помощь в формировании УУД обучающихся, что является важным составляющим современного образования. Уроки, на которых использовались интерактивные технологии, отличались тем, что на них наблюдался высокий уровень заинтересованности обучающихся в процессе обучения, что влияло и на уровень математической подготовки.
В процессе обучения математике при использовании методов интерактивных технологий таких как дискуссия, кейс-метод, обучающиеся усваивают учебные знания по математике и развиваются как личность. Интерактивные средства обучения (онлайн сервисы, презентации) способствуют развитию познавательных и творческих способностей. Основываясь на проведенных исследованиях, можно утверждать, что поставленные цели и задачи выпускной квалификационной работы были достигнуты. Для более полного подтверждения гипотезы необходимо продолжить дальнейшую экспериментальную работу.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы применения сервиса Matific на уроках математики в начальной школе

1.1. Использование компьютерных технологий на уроках математики
Процессы информатизации общества и связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий. Данные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия учителя и учащегося в системах открытого и дистанционного образования. Современный учитель должен обладать знаниями в области информационных и коммуникационных технологии и быть специалистом по их применению в образовательном процессе.
Слово «технология» в переводе от древнегреческого означает науку, систему методов и приемов переработки или обработки сырья, полуфабрикатов, материалов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Понимание этого слова в современное время включает применение инженерных и научных знаний для решения практических задач. Информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать технологии, направленные на обработку информации [10].
Информационные и коммуникационные технологии – это обобщающее понятие, которое описывает разные устройства, механизмы, способы и алгоритмы обработки информации. Главным устройствами ИКТ являются персональный компьютер, который снабженный программным обеспечением и средствами телекоммуникаций [22].
Основным средством информационных и коммуникационных технологий является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Важными категориями программных средств являются прикладные программы, системные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, относятся операционные системы, которые обеспечивают взаимодействие всех программ с оборудованием и взаимодействие пользователя компьютера с этими программами. В данную категорию также включают сервисные или служебные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, являющееся инструментом для информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д. [32].
В современных школах широкое применение получили офисные прикладные программы: электронные таблицы, текстовые процессоры, программы подготовки презентаций, графические пакеты и т.п. Также широкое применение получили компьютерные локальные сети и интернет. Интернет позволяет учителю находить быстро необходимую информацию для предстоящего урока в виде рисунков, схем, таблиц и презентаций.
Информационные технологии предоставляют возможность:
1)Рационально организовать познавательную деятельность учеников в образовательном процессе;
2)Сделать образование более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия школьника в мультимедийную среду и снабжая интеллект новым концептуальным инструментарием;
3)Построить открытую систему образования, которая обеспечивает каждому ученику собственную траекторию образования;
4)Привлечь в процесс активного обучения категории школьников, отличающихся способностями и стилем учения;
5)Использовать свойства персонального компьютера, которые позволяют индивидуализировать образовательный процесс и обратиться к новым познавательным средствам;
6)Интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса [3].
Главная образовательная ценность компьютерных технологий в том, что Компьютер позволяют создавать более качественную и интересную мультисенсорную интерактивную среду обучения с практически неограниченными потенциальными возможностями, которые оказались в распоряжении и педагога, и учащегося. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить учащегося большим количеством знаний, но и развить творческие и интеллектуальные способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации [27].
На современном этапе развития учебного процесса среди главных задач стоят задачи быстрого повышения качества обучения, мотивации ученика, преодоления накопившихся деструктивных явлений. В условиях изменения образовательного процесса все больше последователей находит идея усиления творческого мышления у учеников, их личностной ориентации, усиление деятельностной компоненты в образовании. Немаловажную роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет его активизация, основанная на использовании новых педагогических технологий, в том числе информационных. Необходимость поиска новых педагогических технологий и методик заключается в следующих противоречиях:
— противоречие мотивации и стимуляции учения школьников;
— активно-преобразовательными и пассивно-созерцательными видами учебной деятельности;
— противоречия между психологическим комфортом и дискомфортом; воспитанием и обучением;
— стандартом обучения и индивидуальным развитием отдельного человека;
— субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями [13].
Функции компьютера, в качестве инструмента процесса обучения школьника, основаны на возможностях точной регистрации фактов учащегося, передачи и хранении необходимой информации, статистической обработки данных и группировки. Это позволяет использовать компьютер в качестве оптимизации управления обучением, повышением эффектности и объективности образовательного процесса при значительной экономии времена учителя по следующим направлениям:
1)Получение информационной поддержки;
2)Диагностика и систематизация обучения;
3)Работа с учебными материалами (поиск, анализ, синтез, систематизация и оформление);
4)Возможность организации коллективной работы.
При работе с учебными материалами компьютерные технологии позволяют учителю разнообразные виды помощи, которые заключаются не только в упрощении поиска необходимых сведении, но и в оформлении материалов для обучения, а также в анализе существующих разработок.
Дидактические задачи, решаемые с помощью компьютерных технологий:
1)Улучшение процесса обучения, повышение индивидуализации обучения;
2)Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
3)Индивидуализация работы самого учителя;
4)Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
5)Усиление мотивации к обучению;
6)Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
7)Обеспечение гибкости процесса обучения;
8)Создание мультимедийных презентаций (наглядность в образовании).
Мультимедиа – это:
— технология, которая описывает порядок разработки, функционирования и применения средств обработки и применения информации;
— информационный ресурс, который создан на основе технологии обработки информации;
— компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с представлением информации;
— компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
— обобщающий вид информации, объединяющий в себе как традиционную статическую, наглядную информацию (текст, графику), так и динамическую информацию (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.) [10].
Термин «мультимедиа» означает совокупность информационных технологий, которые используют различные программные и технические средства с целью эффективной передачи информации пользователю (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
Разработка мультимедийных учебно-методических пособий — нелегкая профессиональная задача, которая требует знания учебного предмета, умение пользоваться компьютером, навыков учебного проектирования и близкого знакомства со специальным программным обеспечением. Мультимедийные учебные пособия могут храниться на электронных накопителях — это позволяет пользователю использовать их на автономном персональном компьютере или они могут быть доступны через Web.
Этапы разработки мультимедийных образовательных ресурсов:
1)Педагогическое проектирование:
а) разработка структуры ресурса;
б) отбор и структурирование учебного материала;
в) отбор иллюстративного и демонстрационного материала;
г) разработка системы лабораторных и самостоятельных работ;
д) разработка контрольных тестов.
2)Техническая подготовка текстов, изображений, аудиоинформации и видеоинформации.
3)Объединение подготовленной информации в единый проект, создание системы меню, средств навигации и т.п.;
4)Тестирование и экспертная оценка;
5)Средства, используемые при создании мультимедийных продуктов:
а) системы обработки статической графической информации;
б) системы создания анимированной графики;
в) системы записи и редактирования звука;
г) системы монтажа видеозаписей;
д) системы интеграции текстовой и аудиовизуальной информации в единый проект.
Одним из самых популярных программных средств, используемых на уроках, является программа компании Microsoft – PowerPoint.
Программа PowerPoint проста в использовании, ей может научиться пользоваться любой учитель-предметник, независимо от того, какой предмет он преподает. Так как в данный момент актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то эта программа, с которой учителю необходимо начать изучение компьютера.
В наше время персональный компьютер применяют во всех сферах деятельности, следовательно, для повышения эффективности обучения, преподаватель должен уметь применять современные информационные технологии на своих уроках. Каждому педагогу необходимо владеть минимальными знаниями компьютера. Каждый современный учитель должен свободно работать с текстовой информацией на компьютере, создавать и редактировать слайды презентации [25].
Программа PowerPoint позволяет создавать презентации. Достоинства этой программы заключаются в том, что на создание презентации не требуется много времени, а также она дает возможность потрать меньше времени при изучении новой темы время на уроке.
На уроках математики используя презентации, созданные средствами Microsoft Power Point, позволяют:
•повысить уровень наглядности в ходе обучения;
•изучить большее количество материала;
•показать ученикам красоту геометрических чертежей;
•повысить познавательный интерес;
•внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;
•ввести уровневую дифференциацию обучения;
•достичь эффекта быстрой обратной связи [31].
Сейчас существует множество готовых компьютерных программ. Роль учителя состоит в кропотливом подборе материала к уроку. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель.
Виды деятельности на различных этапах обучения:
1.Объяснение новой темы.
Довольно часто объяснение нового материала учителя проводят с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Презентация позволяет привлечь внимание учеников на важных моментах излагаемой информации. Совокупность устного теоретического материала с демонстрацией презентации повышает внимание учащихся на важных моментах учебной работы [8].
Одной из проблем при обучении математике является проблема наглядности. Она связанна с тем, что чертежи, даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске содержат погрешности. Выполнить красивый чертеж, показать образец хорошего чертежа поможет компьютер. Доказательство теорем для детей наиболее трудная сторона геометрии. Главная ценность при изложении материала в виде компьютерных презентаций, это возможность применения анимации, для отображения последовательных шагов рассуждений, при доказательстве теорем или решении задач.
2.Этап закрепления знаний.
В настоящее время создано множество электронных презентаций, которые можно применять на уроках закрепления и повторения пройденного материала с учетом уровня развития детей: интерактивные тесты, созданные в программе Power Point, направлены на отработку учебного материала. Контроль, организованный с помощью тестов и используя компьютер, предполагает возможность быстро и объективно выявить уровень знаний школьников. Данный способ организации учебного процесса прост в использовании и эффективен для быстрой оценки уровня подготовки учащихся в современной системе общего образования [13].
Работа с тестом строится по классической схеме: даются несколько вопросов с вариантами ответов. В конце тестирования автоматически подсчитывается количество правильных ответов и школьнику выставляется оценка на основе заданных критериев. Данный вид контроля позволяет за короткое время урока проверить уровень знаний, умений и навыков поочередно у всех учеников в классе, когда остальные учащиеся будут выполняют другой вид работы. Компьютерное тестирование можно применять для проведения любого вида контроля: предварительного, текущего, тематического, итогового.
3.Устное решение задач (по готовым чертежам).
Работая с готовым чертежом, у учащихся развиваются конструктивные способности, отработка навыков правильной математической речи, логике и последовательности рассуждений, школьники учатся составлять устные планы решения задач различной сложности. Важно использовать готовые чертежи в старших классах на уроках геометрии. Предлагая ученикам образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач, учитель развивает математическую грамотность у учащихся, те самым способствует формированию логических универсальных учебных действий [22].
Работая с готовым чертежом, у учащихся развиваются конструктивные способности, отработка навыков правильной математической речи, логике и последовательности рассуждений, школьники учатся составлять устные планы решения задач различной сложности. Важно использовать готовые чертежи в старших классах на уроках геометрии. Предлагая ученикам образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач, учитель развивает математическую грамотность у учащихся, те самым способствует формированию логических универсальных учебных действий [19].
Использование компьютерных технологий в учебном процессе способствует росту профессионального мастерства педагога, повышает эффективность у учащихся самостоятельно извлекать знания, развивает личностные качества обучаемого и помогает подготовить ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества. Учителю должен использовать современные средства обучения, чтобы у учащихся повышался уровень мотивации, чтобы старшеклассники испытали и осознали притягательные стороны математики и её возможности в совершенствовании умственных способностей. Использование компьютерных технологий в обучении математике позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает творческие способности, повышает эмоциональное восприятие и развивает логическое мышления у детей, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Все вышеперечисленное обеспечивает повышение уровню усвоения знаний по предмету.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы