Курсовая с практикой на тему Применение принципа наглядности при обучении грамматике на уроках русского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения принципа наглядности при обучении грамматике на уроках русского языка в средних классах 6
1.1 Психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста 6
1.2 Принцип наглядности и его характеристика 12
1.3 Виды и функции наглядных средств, используемых в процессе обучения 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа при обучении грамматике на уроках русского языка с применением принципа наглядности 22
2.1 Диагностика уровня усвоения грамматики школьниками 22
2.2 Система изучения грамматики на уроках русского языка с использованием наглядности 25
2.3 Результаты контрольного этапа эксперимента 28
Заключение 31
Список литературы 32
Введение:
У истоков разработки и развития принципа наглядности в обучении стояли такие известные педагоги, как Я.А. Коменский, Жан-Жак Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ю.К. Бабанский.
Каждое средство наглядности отличается той специфической функцией, которую оно выполняет в учебном процессе. В связи с этим требуется комплексное использование средств наглядности в процессе обучения. Эффективность применения средств наглядности зависит не только от сочетания разных его видов, но и от правильного соотношения наглядности и других источников знания, в частности, от слова учителя. Очень важно учитывать использование средств наглядности как самостоятельных источников информации.
Курс русского языка достаточно труден для школьников и может казаться неинтересным, и это в свою очередь отражается на их учебной деятельности по усвоению данной дисциплины. С целью повышения познавательной активности и повышению интереса к обучению русскому языку педагогу необходимо использовать на уроках дополнительные занимательные материалы. В современном обществе все больше и больше внимания уделяется использованию средств наглядности в обучении.
Психологами давно доказано, что у детей ведущим видом мышления является наглядно-образное и наглядно-действенное. Следовательно, педагогический процесс в школе должен в основном строиться на наглядных и практических методах обучения. Кроме того, методы применения наглядности в обучении имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию в определенном объеме и в определенных дозах, а также управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Применение наглядных средств помогает учителю привлечь внимание ребенка, также это способствует активной познавательной деятельности учащихся на уроках.
Во многих школьных учебниках по русскому языку наглядность представлена весьма скудно, а того, что имеется, не всегда достаточно для проведения полноценного урока. Не хватает методических рекомендаций по использованию наглядности при изучении материала по русскому языку, в то время как они являются необходимым компонентом при подготовке к уроку.
Таким образом, тема нашего исследования является актуальной и требует более тщательного изучения.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения принципа наглядности при обучении грамматике на уроках русского языка в средних классах.
Объект исследования: процесс обучения грамматике на уроках русского языка в средних классах.
Предмет исследования: наглядность как средство обучения грамматике на уроках русского языка в средних классах.
Для достижения указанной цели в работе определены следующие задачи:
дать характеристику психолого-педагогическим особенностям детей среднего школьного возраста;
изучить принцип наглядности и его характеристику;
рассмотреть виды и функции наглядных средств, используемых в процессе обучения;
провести диагностику уровня усвоения грамматики школьниками;
реализовать систему изучения грамматики на уроках русского языка с использованием наглядности;
проанализировать результаты контрольного этапа эксперимента.
Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, освещающий состояние изучаемой проблемы; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы (разработка урока и презентации) могут быть использованы учителями на уроках изучения грамматики по русскому языку на основе принципа наглядности.
В соответствии с задачами исследования разработана структура работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет. Подростковый возраст считается самым трудным и сложным периодом становления личности. Подростковые модели негативного поведения часто влекут за собой проблемы, такие, как низкая успеваемость в школе, ложь, ранние половые связи, наркомания, преступное поведение.
Термин «наглядность» обычно относится к принципу, которым руководствуется учитель в процессе обучения. Принцип наглядности объединяет чувственное и логическое, конкретное и абстрактное, способствует и поддерживает абстрактное мышление. Принцип наглядности предназначен для создания статических и динамических изображений для обучающихся.
Наглядные средства – это конкретные предметы, которые учитель использует в своем уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербариев, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, моделей, приложений, кинопленок, раздаточных материалов и дидактических карточек. Наглядность обучения – это одно из главных условий, которое обеспечивает успешное у учащихся всех форм мышления, служит для них неким источником получения объективных научных знаний об окружающей нас действительности, самостоятельности понимания и развития речи.
Мультимедийная презентация – это возможность комбинировать музыкальные композиции и звуковые эффекты, видео и компьютерную анимацию, фотографии, тексты и таблицы.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов: констатирующий, формирующий, контрольный. С целью определения уровня усвоения грамматики школьниками нами был проведён констатирующий эксперимент. В опытно-экспериментальной работе приняли участие учащиеся 5-го класса в количестве 18 человек. С целью повышения уровня изучения грамматики на уроках русского языка у детей среднего школьного возраста в 5 классе нами был проведен формирующий этап эксперимента.
Исходя из результатов исследования, можно говорить об эффективности проведенной экспериментальной работы по применению принципа наглядности при обучении грамматике на уроках русского языка в средних классах.
Таким образом, цель, поставленная в работе, была достигнута, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы применения принципа наглядности при обучении грамматике на уроках русского языка в средних классах
1.1 Психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет. Подростковый возраст считается самым трудным и сложным периодом становления личности. И.С. Кон в своих трудах считает, что важными признаками, отличающих этот период, является «фундаментальные изменения, происходящие внутри самого подростка, имеющие радикальное значение для его развития и для взаимодействия с социумом» [16].
В периодизации Д.Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий психологический возраст, «связан с появлением нового в развитии» [5]. Выделим характеристики, определяющие своеобразие поведения подростков в наибольшей мере, на рисунке 1.
Рисунок 1 – Психолого-педагогические характеристики подростков
Психические функции (познавательные процессы) продолжают формироваться и видоизменяться в старшем подростковом возрасте в процессе обучения и воспитания в семье и обществе. Общение – постоянно расширяющийся процесс. Новые контакты старшего подростка порождают новые способы общения и нередко ведут к изменению иерархии личных ценностей подростка в процессе общения. Тенденции социального развития личности в подростковом возрасте характеризуются в большом уровне переносом центра социализации из семьи из группы сверстников.
Психические функции на данном этапе взросления создают сложную систему, ведущей среди них, по словам Д.А Леонтьева, становится «мышление в понятиях», остальные же функции изменяются под ее влиянием [19].
Д.А. Леонтьев выделяет придерживающиеся фундаментальные изменения, которым подвергается мышление в подростковом старшем возрасте: подросток овладевает процессом образования понятий, что приводит к «высшей форме интеллектуальной деятельности», открывается мир общественного сознания, идеологии; в новых условиях подросток начинает лучше понимать самого себя и постигать свой внутренний мир – «формируется логическое мышление, которое характеризуется насколько «понятие в действии» [9]
Данный период Д.Б. Эльконин называет «периодом философской интоксикации» [8]. Этой же позиции в своих исследованиях придерживается В.С. Мухина. По ее словам, «обретая легкость и удовольствие в использовании мыслительных операций, подросток становится чрезвычайно склонным к обобщениям и абстракциям и строит множество новых жизненных теорий» [23].
Успешное завершение этого периода, как считает В.С. Мухина, превращает подростка «из абстрактного реформатора в активного прагматиста» [14]. Подросток подходит к 15-летию, главной особенностью которого является максимализм его самостоятельности.
Интеллектуальное развитие в этом возрасте играет важную роль, оно определяет все изменения, происходящие в характере, поступках, психологии, в личности и мировоззрении подростка. «Ребенок, становясь подростком, – пишет Л.С. Выготский, – переходит к внутренней психотехнике, которую обычно называют логической памятью или внутренней формой опосредованного запоминания» [10].
Переход на новый уровень развития интеллекта становится уже более явным. Другими словами, для детей интеллект рождается функцией памяти, у подростков, наоборот, память становится функцией интеллекта.
Также происходят значительные изменения и в развитии воображения. Ю. И. Фролов считает, что «под влиянием «нового» абстрактного мышления воображение направлено в сферу фантазий» [3]. Другими словами, фантазия подростка через понятие проходит от наглядного образа к воображаемому».
В своих исследованиях Ю.И. Фролов отмечает «раздвоение фантазии подростка на субъективное и объективное воображение [7]. Выделенное субъективное воображение затрагивает интимную область переживаний, новую для подростка. В подобных фантазиях подростком намечается определенный порядок действий, некий жизненный план, к осуществлению которого он постепенно начинает движение. Как одно из самых последних психических изменений в старшем подростком этапе воспитания М. С. Каган выделяет «формирование личности [15]. Это изменение многие авторы связывают с «развитием у ребенка рефлексии и самосознания» [6, 15, 18].
Развитие рефлексии, как отражения собственных процессов в сознании подростка, М.А. Рождественская не ограничивает «внутри личностным преобразованием», с её появлением «подросту открывается более полное понимание других людей» [13].
Результатом развития самосознания А.А. Реан считает «переход к совершенно новому этапу развития – к самостоятельному внутреннему контролю психических процессов и поведения в целом» [17].
В 14 лет подросток меняет интровертность на экстравертность: центр его внимания переносится на внешний мир. И. Ю. Кулагина связывает это с «завершением процесса полового созревания», наделяя подростка экспансивностью, энергичностью, общительностью и уверенностью в себе [2].