Курсовая с практикой на тему Применение нестандартных материалов и технологий продуктивной деятельности обучающихся с нарушениями зрения развития познавательных способностей и интересов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития продуктивной
деятельности у детей с нарушением зрения. 6
1.1. Особенности
детей с нарушением зрения. 6
1.2. Особенности организации различных видов продуктивной
деятельности для детей с нарушением зрения. 9
Глава 2. Эмпирическое исследование. 17
2.1. Цель и организация исследования. 17
2.2. Ход исследования. 18
2.3. Результаты исследования. 23
Заключение. 28
Список литературы.. 30
Введение:
Образование лиц с
ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений
деятельности системы образования Российской Федерации. Получение образования
детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и
неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного
участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах
профессиональной и социальной деятельности. Основная задача государства в сфере
образования сосредоточена на создании образовательной среды, обеспечивающей
доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и состояния
здоровья.
Актуальность работы
заключается в том, что развитие познавательных способностей и
интересов является актуальной проблемой современного общества и требует
внимания педагогов всех элементов образовательной системы, начиная с ДОУ.
Цель исследования:
проанализировать влияние применения нестандартных материалов и технологий
продуктивной деятельности обучающихся с нарушениями зрения на развитие
познавательных способностей и интересов.
Объект
исследования: нестандартные материалы и технологии продуктивной деятельности
Предмет
исследования: развитие познавательных способностей и интересов у обучающихся с
нарушениями зрения через нестандартные материалы и технологии продуктивной
деятельности.
Гипотеза исследования: применение
нестандартных материалов и технологий продуктивной деятельности обучающихся с
нарушениями зрения эффективно влияет на развитие познавательных способностей и
интересов.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития детей с нарушением
зрения;
2. Рассмотреть особенности организации продуктивной
деятельности у детей с нарушением зрения;
3. Провести эмпирическое исследования по влиянию
применения нестандартных материалов и технологий продуктивной деятельности на
развитие познавательных способностей и интересов, обучающихся с нарушениями
зрения.
Методологическая основа исследования:
Психолого-педагогические исследования развития детского изобразительного
творчества (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Г.В.Лабунская,
Л.С.Выготский, В.С.Мухина) [5, c.301];
Методика изобразительной деятельности в детском саду
(Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.В.Шайдурова, Г.Г.Григорьева) [10, c.215];
Методические рекомендации по использованию
нетрадиционных приемов рисования в коррекционной работе с дошкольниками
(Р.Г.Казакова, Е.Н.Лебедева, М.В.Ермолаева, О.А.Никологорская, Г.В.Кузнецова,
А.А.Фатеева) [13].
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседы, практическая
деятельность.
Теоретическая и практическая
значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут
быть использованы в дальнейшем изучении данной темы, а также могут быть
использованы педагогами дошкольных учреждений компенсирующего вида.
База исследования: МБДОУ Детский сад
№ 15 компенсирующего вида для детей с
нарушением зрения г. Уфа.
Курсовая работа состоит из Введения,
двух глав, Заключения и списка литературы.
В первой
теоретической части работы были изучены особенности развития детей с нарушением
зрения и рассмотрены особенности развития продуктивной деятельности у детей с
нарушением зрения.
В отличие от
нормально развивающихся детей, дошкольники с нарушением зрения ограничены в
возможностях практического опыта, вследствие его неверного понимания. Они испытывают
трудности в создании и реализации замысла, наблюдается поверхностное и
схематическое отражение всех составляющих.
Во второй практической части работы
нами было проведено эмпирическое исследование по выявлению уровень сформированности творческих и познавательных
способностей и интересов по средствам применения нетрадиционных техник
рисования в экспериментальной группе.
Заключение:
В начале курсовой работы было
сказано, что развитие познавательных способностей и интересов является
актуальной проблемой современного общества и требует внимания педагогов всех
элементов образовательной системы, начиная с ДОУ.
Целью исследования стал анализ
влияния применения нестандартных материалов и технологий продуктивной деятельности
обучающихся с нарушениями зрения на развитие познавательных способностей и
интересов.
Объектом
исследования: нестандартные материалы и технологии продуктивной деятельности
Предметом
исследования: развитие познавательных способностей и интересов у обучающихся с
нарушениями зрения через нестандартные материалы и технологии продуктивной
деятельности.
Нами были
раскрыты следующие задачи:
В первой
теоретической части работы были изучены особенности развития детей с нарушением
зрения и рассмотрены особенности развития продуктивной деятельности у детей с
нарушением зрения.
В отличие от
нормально развивающихся детей, дошкольники с нарушением зрения ограничены в
возможностях практического опыта, вследствие его неверного понимания. Они
испытывают трудности в создании и реализации замысла, наблюдается поверхностное
и схематическое отражение всех составляющих.
Художественно —
продуктивная деятельность, с одной стороны в определенной степени способствует
развитию зрительного восприятия, коррекции произвольного мышления,
эмоционально-волевой сферы, мышления, с другой – позволяет ребенку с нарушением
зрения соприкоснуться с декоративным искусством, совершенствовать свои ручные
умения, получать эстетическое удовольствие и радость от творчества.
Во второй практической части работы
нами было проведено эмпирическое исследование по выявлению уровень сформированности творческих и познавательных
способностей и интересов по средствам применения нетрадиционных техник
рисования в экспериментальной группе.
На начало эксперимента по каждому заданию в
экспериментальной группе выявлен в основном низкий уровень сформированности творческих
и познавательных способностей и интересов по средствам применения нетрадиционных
техник рисования в экспериментальной группе в начале эксперимента.
На конец эксперимента по каждому заданию в
экспериментальной группе выявлен в основном высокий уровень сформированности
творческих и познавательных способностей и интересов по средствам применения нетрадиционных
техник рисования в экспериментальной группе в начале эксперимента. Низкий
уровень способностей не выявлен ни по одной группе заданий.
Следовательно, наша
гипотеза, что применение нестандартных материалов и технологий
продуктивной деятельности обучающихся с нарушениями зрения эффективно влияет на
развитие познавательных способностей и интересов подтвердилась.
Таким образом, можно утверждать, что были выполнены
все поставленные в курсовой работе задачи.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития продуктивной
деятельности у детей с нарушением зрения
1.1. Особенности
детей с нарушением зрения Дети с ограниченными
возможностями — это «особые» дети, состояние здоровья которых не позволяет
развивать образовательные программы вне специальных образовательных условий.
Дети с нарушениями зрения представляют собой большую и очень разнообразную
группу как по характеристикам состояния зрения, так и по происхождению
заболеваний и условиям социального развития.
Исходя из степени
нарушения зрения и зрительных способностей В.З. Денискин разработана следующая
классификация:[1]
1 Слепые дети. У детей,
относящихся к этой категории, познавательная и ориентировочная деятельность
заметно ограничена. Острота зрения в глазах колеблется от 0 (0%) до 0,04 (4%),
зрение корректируется ношением очков. В эту группу также входят дети с
повышенной остротой зрения. У этих детей границы поля зрения узкие (до 10-15
градусов или до точки фиксации).
Важно отметить, что в
зависимости от времени образования дефекта бывают: во-первых, слепорожденные с
врожденной полной слепотой или слепотой в возрасте до трех лет. У слепых нет
зрительных представлений, и весь процесс умственного развития происходит в
условиях потери зрительной системы. Во-вторых, слепые дети, потерявшие зрение
на дошкольном или более позднем этапе развития.
2. Слабовидящие дети.
Особенностью детей этой категории является резкое снижение остроты восприятия
зрительного анализатора, который является основным источником восприятия
информации из окружающего их мира. Визуальный анализатор используется как
основной источник для организации учебного процесса, приобретения навыков
чтения и письма. [1]
Денискина,
В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение /
В. З. Денискина // Дефектология. – 2011. – №5. – С. 56 – 64. — Текст:
непосредственный.