Теория и методика преподавания истории Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Применение наглядных методов обучения на уроках истории в общеобразовательной организации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ 7
1.1. Анализ историко-педагогических исследований по проблемам принципа наглядности обучения 7
1.2. Наглядность и ее функции в обучении истории 10
1.3. Классификация наглядных методов обучения 16
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ 28
2.1. Опытно-поисковая работа по использованию методов наглядного обучения на уроках истории в 6 классе 28
2.2 Методика использования наглядности на уроках истории в 6 классе: реализация проекта 32
2.3. Практические рекомендации использования наглядности на уроках истории в 6 классе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Современный педагог сталкивается с проблемой поиска средств активизации интереса обучающихся, формирования у них устойчивого познавательного интереса к освоению предмета, постоянному привлечению внимания, развитию творческого мышления, критического сознания (что особенно значимо при изучении школьного предмета истории). Одним из средств активизации деятельности учащихся на уроке, их творческой мысли являются наглядные средства обучения, благодаря которым представления и понятия у учащихся формируются на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их визуализации.
В современных школах использование наглядных пособий на уроках истории занимает одно из главных мест [41]. Разнообразие наглядных средств обучения позволяет учителю выбрать те виды пособий, которые удобны для демонстрации теоретических положений, систематизации материала, взаимного расположения элементов опорных конспектов и др.
Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения школьников [48]. И противоречия заключаются в том, что эти методы зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а не на его качество. Использование же наглядных средств и методических приемов позволяет повысить доступность изложения материала и качество его усвоения обучающимися. Особенно актуально это для обучающихся начальной и основной школы [5; 8; 12; 21].
Сущность проблемы исследования заключается в несоответствии требований к использованию наглядных методов обучения, влияющих на усвоение учебного материала школьниками, и практическим уровнем их использования на уроке, отсутствием методики их использования. Это касается и современных технических средств обучения, рационализирующих и оптимизирующих содержание и процесс обучения: с одной стороны, видоизменяется характер деятельности обучаемых, а с другой – требуется более глубокое изучение самого процесса обучения.
Степень разработанности темы исследования. Роль наглядности в процессе обучения рассматривался различными педагогами еще с XVII века (Ян Коменский). В разработку теоретико-методологических основ использования в обучении средств наглядности значительный вклад внесли труды классиков мировой и отечественной научной педагогики И. Г. Песталоцци [38], А. Дистервега [19], Ж. Ж. Руссо [43], К. Д. Ушинского [50] и др.
Данная проблема рассматривается в работах таких известных педагогов и психологов, как И.В. Дубровина [18], Е.Е. Данилова [20], Р.С. Немов [35], И.П. Подласый [39], А.М. Прихожан [40], В.А. Сластенин [46], Д.Б. Эльконин [54] и др. В своих работах они рассматривали педагогические основы применения и методику использования средств обучения в учебном процессе. Большой вклад в решение данной проблемы внесли также И.Я. Лернер [32], Н.А. Менчинская [33], Б.Н. Скаткин [45] и др.
Важную роль в развитии теоретических положений и условий применения средств наглядности в обучении имеют работы в области общей дидактики П. И. Пидкасистого [39], А. Н. Леонтьева [31], Ю. К. Бабанского [7] и др.
М. Т. Студеникин в своем учебнике «Методика преподавания истории» подробно излагает об использовании на уроках различных видов наглядности [49]. Особое внимание автор уделяет работе с учебной картиной и со схематическими рисунками. Об активном использовании наглядности излагается и в учебнике Е. Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой [14]. В этой работе даны конкретные рекомендации по проведению уроков с использованием различных видов наглядности.
Таким образом, мы видим, что данный вопрос нашел продолжение и совершенствование в научных разработках современных отечественных методистов.
Объект исследования – организация образовательного процесса на уроках истории с использованием средств наглядности.
Предмет исследования – методические приемы работы со средствами наглядности на уроках истории в 6 классе школы.
В процессе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: использование методически обоснованных наглядных средств обучения повышает качество обучения, активизирует познавательные способности школьников.
Цель исследования: обосновать проект использования наглядных методов обучения в 6 классе школы.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
 провести анализ историко-педагогических исследований по проблемам принципа наглядности обучения;
 раскрыть функциональное предназначение наглядности в обучении истории;
 дать классификацию наглядных методов обучения;
 провести опытно-поисковую работу по использованию методов наглядного обучения на уроках истории в 6 классе;
 реализовать проект использования наглядности на уроках истории в 6 классе при изучении темы «Татаро-монгольское нашествие»;
 разработать практические рекомендации использования наглядности на уроках истории в 6 классе.
Источниковую базу исследования составили государственные документы, регламентирующие государственную политику в сфере образования: Закон «Об образовании в РФ» [1], ФГОС [2]. В работе использованы учебные планы, программы по историческим курсам [3; 4], педагогический опыт практикующих учителей истории, материалы периодической печати: «Преподавание истории и обществознания в школе», «Преподавание истории в школе», «История» (приложение к газете «1 сентября»).
Методологическая база исследования. В исследовании были использованы следующие методы: анализ научной литературы; обобщение и систематизации, индукции и дедукции.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Разработанные рекомендации могут быть использованы учителями в процессе обучения истории в 6 классе при обосновании выбора наглядных средств обучения.
Структура работы. Курсовая работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в результате проделанной работы, можно сделать вывод, что роль наглядности на уроках истории огромна. Изобразительные средства в наглядном обучении истории занимает главное место. Использование на уроках истории картины, карикатуры способствует развитию памяти, мышления, воображения учащихся.
В результате реализации первой из поставленных задач исследования – анализа историко-педагогических исследований по проблемам принципа наглядности обучения – было выявлено, что впервые теоретически обосновал принцип наглядности Я. Коменский и развили в последующем К.Д. Ушинский и И.Г. Песталоцци, отметившие факт соотнесенности наглядности психологическим особенностям детей. В современной дидактике термин «наглядность» относят к различным формам восприятия, при этом ни одна форма наглядности не может занимать приоритетное место перед другими.
При исследовании функционального предназначения наглядности был сделан вывод о том, что функции методов обучения истории, их познавательно-воспитательное значение, заключаются в уточнении и конкретизации исторических представлений учащихся, раскрытии образа явлений, их сущности, внутренних связей и закономерностей, создании у учащихся ярких и точных зрительных образов исторического прошлого, экономии времени и большом воспитательном потенциале. При этом было выявлено, что познание исторического прошлого учащимися достигается комплексным применением всех методических приёмов наглядности при ведущей роли живого слова учителя.
Реализация третьей задачи исследования, состоящей в классификации наглядных методов обучения, позволила сделать вывод о том, в основе такой классификации применительно к обучению истории может быть использован признак, связанный с содержанием изображаемого материала. Транслируемые на уроках средства наглядности были условно разделены на следующие группы: средства изобразительной наглядности, средства использования графики с элементами моделирования и наглядность, отображенная в сохранившихся предмета. В результате был сделан вывод о том, что не только средства наглядности, но и методические приемы их использования играют ключевую роль в обучении истории и реализации принципа наглядности в нем, а именно: методы работы с картиной и иллюстрацией; методика показа портрета и карикатуры; использование доски и мела.
Четвертой задачей исследования было заявлено проведение опытно-поисковой работы по использованию методов наглядного обучения на уроках истории в 6 классе. Для реализации этой задачи был разработан проект применения наглядных методов обучения в 6 классе, который заключался в обосновании методики использования наглядных средств при изучении темы 2 «Русь в IX – начале XII вв.». Базой педагогического экспериментального исследования стал 6 «А» класс, 25 учеников. Реализация проекта включала три этапа: констатирующий (диагностика учебных достижений обучающихся класса до реализации проекта), формирующий (реализация проекта применения методически обоснованного выбора наглядных средств обучения при изучении темы 2 «Русь в IX – начале XII вв.», включающей 11 уроков) и контрольный (содержащий повторную диагностику учебных результатов обучающихся 6 класса после реализации проекта).
В ходе реализации проекта использования наглядности на уроках истории в 6 классе при изучении темы «Татаро-монгольское нашествие» были применены такие наглядные методы обучения, как «чистая доска», «оживи карту», «исторический портрет».
Проведенный на контрольном этапе реализации проекта мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий в сравнении с проведенным замером на констатирующем этапе опытно-поисковой работы позволил сделать вывод о достаточной эффективности проекта.
Проект доказал значимость и необходимость применения принципа наглядности в процессе преподавания истории и позволил сформулировать практические рекомендации использования наглядности на уроках истории в 6 классе.
Для эффективной организации образовательного процесса необходимо изучать и применять основные принципы наглядности, теоретические основы разработки наглядных материалов, проанализировать существующие наглядные средства в обучении истории, которые способствуют активизации образного мышления.
Наглядные пособия способствуют формированию у обучающихся понятий и представлений, развивающих внимание и целенаправленное наблюдение. Визуальные источники, демонстрируемые на уроке, в процессе обучения сильно привлекает внимание школьников, развивают творческое воображение учащихся, развивают память, возбуждают эмоции, содействуют прочному закреплению конкретного учебного материала.
Главная проблема, которую постоянно приходится решать учителю истории при обучении шестиклассников – это осознанный и аргументированный выбор того комплекса разнообразных средств наглядности и соответствующих им наглядных методов обучения (который позволит освоить учебные действия обучающимися и в максимальной степени соответствует содержанию каждой конкретной изучаемой темы,) знание отличительных особенностей каждого типа используемых наглядных пособий, преимуществ и ограничения их использования, требований, которым они должны удовлетворять как средства обучения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ

1.1. Анализ историко-педагогических исследований по проблемам принципа наглядности обучения

Учителю важно знать формы, сочетание и средства наглядности, так как данные знания дают учителю возможность действовать творчески, применять средства наглядности в соответствии с поставленной дидактической задачей, с особенностями умственных возможностей обучающихся, особенностями учебного материала, условиями процесса обучения и т.д. [17, с. 51].
Использование наглядных средств обучения на уроках истории играет особую роль, важную как для учителя, так и для учащихся. У обучающихся нет возможности непосредственно воспринимать события прошлого, того, что было очень давно, им необходимо мыслить творчески и воображать все происходящее ранее. Исторические события неповторимы, поэтому важным источником исторических знаний для учащихся выступают разнообразные наглядные средства обучения [49, с. 88].
Именно наглядность призвана способствовать тому, что, воспринимая окружающие предметы и процессы, которые протекают в обществе, школьники могут более правильно осознавать действительность. Принцип наглядности еще XVII в. сформулировал и обосновал чешский педагог Ян Амос Коменский еще в XVII веке: «…все, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» [26, с. 302 – 303]. Требование того, чтобы ученики старались почерпнуть знания из собственных наблюдений, в то время сыграло огромную роль в схоластическом обучении. Раскрыть принцип наглядности в полной мере чешскому педагогу не позволила ограниченность инструментария сенсуалистической философии.
В дальнейшем вопросом наглядности как принципа обучения занимались многие педагоги, одни из которых К.Д. Ушинский [50; 51] и И.Г. Песталоцци [38].
Принцип наглядности на протяжении всей жизни изучал швейцарский педагог XIX века Иоганн Генрих Песталоцци. Педагогические идеи Г. Песталоцци заключаются в следующем: многие органы чувств способны давать нам лишь довольно беспорядочные сведения. Обучение с помощью наглядности позволит уничтожить эту беспорядочность и в наблюдениях, и в восприятии многих жизненных явлений, т.е. сформировать у школьников определенную систему понятий.
Педагогическая система Константина Дмитриевича Ушинского направлена на использование метода наглядности в преподавании русского языка. К. Ушинский полагал, что ребенок захочет самостоятельно работать в том случае, когда он будет наглядно представлять объем и суть своей работы. Но необходимым условием при этом является обязательное присутствие педагога: «…ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово» [50, с. 45]. Наглядное обучение «строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника или же прежде, самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье» [51, с. 28].
Результатами работ педагогов XVII в. стали заключения, что учитель не просто может, а скорее даже обязан использовать различные средства наглядности: например, в истории реальные объекты, изображения данных объектов, макеты и модели их. Так же довольно продуктивным может быть использование на уроках истории карт, схем, портретов царей и императоров, различных политических и государственных деятелей, продуктивным является и использование художественных картин, отражающих ту или иную историческую эпоху, или тот или иной политический или экономический процесс.
Основная роль наглядности в данном случае обеспечивать восприятие учащимися исторических событий через «живое созерцание», создать очертание той эпохи и, как можно достовернее передать основные моменты прошлого [27, с. 97].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы